В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольников.
Ключевые слова: межличностные отношения, дошкольники, коммуникативные навыки, формирование, социализация.
Современный мир бросает новые вызовы человечеству. Цифровизация все больших областей человеческой жизни, отсутствие общих нравственно-этических, ценностных установок и принципов в мире и обществе в значительной степени осложняют процесс развития и воспитания человека, существование человека в социуме. В этих условиях особую значимость приобретает тема развития коммуникативных навыков и навыков выстраивания межличностных отношений, как способов преодоления и ослабления негативных влияний этих тенденций. Важным этапом в формировании данных компетенций является дошкольный возраст. е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова отмечают: "...Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.»... [2, с.3].
Теме межличностных отношений и общению дошкольников посвящены работы Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой, Т. А. Репиной и др. Исследователи отмечают влияние взрослых и их моделей поведения, коммуникации на формирование способов детского взаимодействия, поведения в конфликтных ситуациях.
Первый опыт коммуникации ребенок приобретает в самом раннем возрасте в семье. Именно в этот период благодаря заботе матери или опекающего взрослого закладывается базовое доверие или недоверие к миру, на котором в дальнейшем основывается развитие личности. Следующей ступенью социального опыта ребенка становится групповая коммуникация в стенах детского сада. В период до 7 лет общение и формирование коммуникативных навыков проходят ряд важнейших этапов в своем развитии. Гармоничное прохождение этих этапов не только формирует высокий уровень коммуникативных компетенций, но и способствует полноценному формированию личности в целом. В свою очередь, сложности, которые ребенок не сумел преодолеть на важных этапах развития, могут приводить к межличностным и внутриличностным конфликтам, преодолеть которые в последующие возрастные периоды будет сложно, а подчас невозможно.
Особое место в обсуждении темы формирования коммуникативных навыков и навыков выстраивания межличностных отношений у дошкольников занимает проблематика разновозрастных групп, рассмотренная в работах О. Е. Смирновой, В. М. Холмогоровой и др. Разновозрастные группы детского сада создают широкие возможности для коммуникации на разных уровнях: «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник», «ребенок-старший ребенок», «ребенок-младший ребенок». На каждом из этих уровней дошкольник выступает в разном качестве, значительно расширяя свой коммуникативный и поведенческий репертуар. Разновозрастная группа дает ребенку возможность пройти путь от самого младшего, нуждающегося в помощи, ребенка, берущего пример со старших детей, до статуса самого старшего ребенка в группе, того, кто помогает, кто служит примером. На этом пути ребенок осваивает разные модели поведения, нормы поведения, развивает коммуникативные навыки, учится договариваться, сопереживать, сотрудничать. Перечисленные навыки способствуют укреплению самооценки ребенка, дают чувство уверенности в своих силах и закладывают прочный фундамент для дальнейшего развития.
Однако неправильно организованная работа разновозрастной группы может приводить к прямо противоположным результатам: нежеланию помогать, менторству, обесцениванию, агрессии со стороны старших детей в адрес младших, робости, замкнутости, неуверенности, страхам, повышенной тревожности у младших детей в результате такого отношения старших. Что в целом создает гнетущую, неблагоприятную, затрудняющую гармоничное развитие детей атмосферу.
Таким образом, работа в разновозрастной группе предъявляет особые и очень высокие требования к уровню профессионализма, личностным качествам, коммуникативным навыкам педагога.
С целью диагностики межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольников нами было проведено социометрическое исследование с помощью игры «Секрет», разработанной и адаптированной Т. А. Репиной [1, с. 65–78]. Испытуемым предлагалось подарить 3 картинки троим детям из группы, объяснив свой выбор. Назвать троих детей, которым ребенок не хотел бы дарить картинки, и объяснить свой выбор. Методика позволяет выявить социальный статус ребенка в группе и уровень благополучия в группе.
В разновозрастной группе 14 человек: 10 мальчиков и 4 девочки в возрасте от 3 до 6,5 лет.
Статус детей по категориям «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «изолированные» распределилось следующим образом:
— предпочитаемые — 2 человека (мальчик и девочка 4 лет);
— принятые — 5 человек (3 девочки и 2 мальчика 4, 6 лет);
— непринятые — 5 человек (мальчики 3,4,5,6, лет)
— изолированные — 2 человека (2 мальчика 5 и 6,5 лет).
Распределение детей по категориям можно увидеть на представленной ниже диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Распределение детей разновозрастной группы по категориям: «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «изолированные»
Уровень благополучия в группе относится к средним показателям (общее число «предпочитаемых» и «принятых» равно общему числу «непринятых» и «изолированных» 7=7), процент изолированных детей в группе не превышает порог неблагополучия (14 %, порог 15–20 %), процент взаимных выборов, являющийся также важным критерием благоприятной атмосферы в группе, также не входит в зону отрицательных показателей (31 %, отрицательный показатель ниже 20 %).
Мотивы положительных выборов детей: «люблю больше всех», «люблю с ним/ней играть», «потому что мы — друзья», «потому дружу с ним/ней», «потому что играем вместе часто». Мотивы отрицательных выборов детей выяснить не удалось, дети не могли объяснить причины своей антипатии.
Интересным оказался тот факт, что в числе предпочитаемых детей в разновозрастной группе дошкольников оказались не дети 5–6 лет, а младшие дети. В ходе наблюдения за этими детьми было выявлено, что «предпочитаемые дети» демонстрируют дружелюбие, готовность договариваться, проявляют эмпатию, сопричастность, неконфликтны.
В свою очередь, дети старшего возраста 5 и 6,5 лет оказались в числе изолированных. В ходе наблюдения за этими детьми было выявлено, что они демонстрируют эгоцентрическое, менторское отношение к другим детям, отношение обесценивания, конфликтны, проявляют вербальную и физическую агрессию, не склонны договариваться и искать компромиссы.
Подводя итог, можно констатировать, что межличностные отношения дошкольников в данной группе требуют коррекции и активных действий со стороны педагогического состава по формированию дружелюбной, благоприятной, комфортной среды в группе.
Литература:
- Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. С. 65–78, 220–221.
- Смирнова О. Е., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 158 с.