В статье рассматриваются результаты исследования особенностей межличностных отношений со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: задержка психического развития, старший дошкольный возраст, межличностные отношения, инклюзивное образование.
Особенности детей с задержкой психического развития представлены в исследованиях Т. В. Егоровой, Л. В. Кузнецовой, В. И. Лубовского, Н. А. Менчинской, У. В. Ульенковой и других. Авторы указывают, что для детей с ЗПР характерно не только замедление темпа психического развития, но и его качественное своеобразие. Эти особенности проявляются не только в индивидуальном развитии, но и в межличностном взаимодействии с сверстниками.
Межличностные отношения представляют собой процесс взаимодействия между коммуникантами, в ходе которого они оказывают воздействие друг на друга. Этот вид общения может принимать различные формы, в зависимости от числа участников, их социоролевого статуса, коммуникативных установок, а также особенностей пространства и времени в процессе взаимодействия [2].
Психологи подчеркивают, что дети с ЗПР обладают характерными особенностями, влияющими на их межличностные отношения. К ним относятся слабость в волевых процессах, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, гиперактивность, а также вялость, тревожность и апатия. Игровая активность этих детей также часто характеризуется неспособностью (без помощи взрослого) организовать совместную игру в соответствии с общим замыслом [3, 4].
В психолого-педагогической литературе выделяются определенные качественные характеристики межличностных отношений у детей с задержкой психического развития, которые связаны с общими особенностями их развития. Среди них отмечаются недостаточные знания и представления об окружающем, преобладание игрового характера интересов, несформированность контекстной речи и недостаточная саморегуляция. Исследования указывают, что к моменту школьного возраста дети с задержкой психического развития отстают в развитии межличностных отношений. У них недостаточно знаний и умений в этой области, несформированные представления о личных особенностях людей, а также проблемы с произвольной регуляцией эмоциональной сферы [1, 6].
Анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития характерен недостаточный уровень развития межличностного общения, что приводит к трудностям организации межличностных отношений со сверстниками.
С целью изучения особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации нами было организовано исследование.
Исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 16» г. Курска, в нем приняли участи 25 детей старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительную группу (6–7 лет), 6 детей имеют заключение «задержка психического развития», 19 детей — нормотипическое развитие.
Для достижения цели исследования нами была использованы методика «Наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств детей дошкольного возраста в межличностном общении» и социометрическая методика «Капитан корабля» [5].
Полученные результаты позволили определить уровень развития межличностных отношений у детей в старшем дошкольном возрасте с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзивного образования в рамках организованных занятий и свободной деятельности.
Анализ результатов по показателю «Инициативность» показывает на то, что 66,6 % детей дошкольного возраста с задержкой психического развития проявляют недостаток инициативы, предпочитая следовать указаниям педагога и проявляя слабую активность. В то же время, 33,4 % детей старшего дошкольного возраста оказываются немного более инициативными, но при этом их инициатива выражается слабо, они не настаивают и не проявляют достаточной активности. Эти результаты могут свидетельствовать о потребности в дополнительной поддержке и стимулировании инициативности у детей с задержкой психического развития. Развитие этого аспекта может способствовать более полноценному включению детей в организованную и самостоятельную активность.
Дети с нормотипическим развитием чаще демонстрировали высокий уровень (63,2 % детей), часть детей продемонстрировала средний уровень (31,6 % детей), один из детей продемонстрировал низкий уровень (5,2 %).
Наглядно результаты по показателю «Инициативность» представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования по показателю «Инициативность»
Результаты анализа показателя «Чувствительность к воздействиям сверстника» указывают на то, что 50 % детей с задержкой психического развития, выявляют низкий уровень чувствительности к сверстникам. Эти дети чаще всего проявляют отсутствие реакции на инициативу других детей и предпочитают играть в одиночестве. В то же время 50 % детей с ЗПР показали средний уровень. Эта группа детей более отзывчива на предложения сверстников, хотя не всегда реагирует на них.
Большинство детей (84,2 %) с нормотипическим развитием продемонстрировали высокий уровень чувствительности к воздействиям сверстников, чаще всего они с удовольствием откликаются на приложения других детей, активно взаимодействуют с ними. 15,8 % детей продемонстрировали средний уровень, что свидетельствует о том, что эти дети менее отзывчивы к сверстникам, чаще отказывают им во взаимодействии.
Наглядно результаты по показателю «Чувствительность к воздействиям сверстника» представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования по показателю «Чувствительность к воздействиям сверстника»
Анализ показателей по критерию «Преобладающий эмоциональный фон» показывает, что у 33,4 % детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает позитивный эмоциональный фон. Эти дети чаще всего находятся в хорошем настроении и редко проявляют негативные эмоциональные реакции. Среди детей данной группы 50 % демонстрируют нейтрально-деловой эмоциональный фон, выражающийся в преимущественно спокойном настроении, хотя они могут проявлять и повышенное, и негативное настроение. У 16,6 % детей с задержкой психического развития преобладает негативный эмоциональный фон, с характерной особенностью сниженного настроения и склонности к бурным эмоциональным реакциям.
Для детей с нормотипическим развитием наиболее характерен нейтрально-деловой эмоциональный фон, его продемонстрировали 57,9 %. Позитивный фон продемонстрировали 31,6 % детей, негативный — 10,5 %.
Наглядно результаты по показателю представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты исследования по показателю «Преобладающий эмоциональный фон»
Результаты анализа социометрической методики «Капитан корабля» свидетельствуют о том, что 16,6 % детей старшего дошкольного возраста были выбраны в качестве предпочитаемых. Эти дети получили 1–2 положительных выбора от своих сверстников. Среди 50 % детей с задержкой психического развития выявлен статус игнорируемых, поскольку они не получили ни одного выбора, будь то положительный или отрицательный. 33,4 % детей с задержкой психического развития получили статус отвергаемых, получив по одному отрицательному выбору от своих сверстников. Эти результаты подчеркивают важность понимания коммуникативной динамики в инклюзивной группе, включающей детей с задержкой психического развития.
Среди детей с нормотипеческим развитием было выявлено 10,5 % детей, имеющих статус популярных или «звезд», данные дети получили большое количество выборов. 78,9 % детей получили социометрический статус предпочитаемых, по 5,3 % детей получили статус отвергаемых и игнорируемых
Наглядно результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты социометрической методики «Капитан корабля»
При изучении социометрического статуса детей были выявлены также качественные различия. В процессе проведения исследования большинство детей с задержкой психического развития делали положительный выбор, исходя из симпатий к определенным качествам, таким, как наличие конкретных игрушек у ребенка, а не из-за общих интересов или дружеских отношений. В то же время дети с нормотипическим развитием гораздо чаще делали выбор на основании личных симпатий, интереса к сверстникам, наличии дружеских отношений с другими детьми. Это приводит нас к выводу о том, что дети с задержкой психического развития даже в условиях инклюзивного образования часто не являются участниками устойчивых микро-групп, чаще всего не имеют дружеских отношений ни между собой, ни с детьми с нормотипическим развитием. Симпатии детей с ЗПР чаще всего носят ситуативный характер.
Таким образом, проведенный анализ результатов исследования указывает на недостаточный уровень сформированности навыков межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, обучающихся в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. У большинства этих детей отмечается низкая инициативность и активность в процессе общения, они не всегда реагируют на приглашения сверстников к общению и иногда вообще игнорируют такие побуждения. Преобладающий эмоциональный фон у них характеризуется нейтрально-деловым оттенком. Эти данные указывают на трудности в организации взаимодействия и общения с другими детьми без поддержки и поощрения со стороны взрослых. Также дети с ЗПР реже испытывают личные симпатии к нормотипичным сверстникам, и они в свою очередь не стремятся к активному общению с детьми с ЗПР. Большинство относительно устойчивых детских дружеских групп не включают детей с ЗПР или они включены в них ситуативно, при наличии определенных условий.
Литература:
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 189 с.
- Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М.: МУБиУ, 2010. — 304 с.
- Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2010. — 480 с.
- Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития // Дети с нарушениями развития: хрестоматия: учебное / сост. В. М. Астапов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 81–93.
- Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Дети с трудностями в общении. — М.: Мозаичный парк, 2018. — 160 с.
- Триггер Р. Д. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 32 с.