Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»
Авторы: Пепеонкова Анна Алексеевна, Лагушкина Светлана Владимировна, Милосердова Ольга Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (27) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 14.11.2019
Статья просмотрена: 2277 раз
Библиографическое описание:
Пепеонкова, А. А. Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк» / А. А. Пепеонкова, С. В. Лагушкина, О. Н. Милосердова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4600/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».
Ключевые слова: ребенок, детский сад, группа, ситуация, позитивная социализация, сотрудничество.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на создание условий социальной ситуации развития дошкольников.
На наш взгляд, продукция ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», включающая методическое обеспечение, детскую развивающую продукцию, оборудование, игры, игрушки и игровые материалы, даёт возможность достижения качества дошкольного образования в соответствии с современными требованиями. Благодаря особой игровой форме изданий, пособий, развивающих материалов комплекса «Мозаичный ПАРК» каждый ребёнок постепенно, как мозаику, составляет целостную картину мира — полную ярких впечатлений, красок, новых знаний, осваивая все элементы позитивной социализации:
− эмоциональное благополучие ребенка;
− положительное отношение к окружающим людям;
− коммуникативная компетентность дошкольника;
− развитие социальных навыков детей.
Экспериментальная апробация и внедрение комплекса в нашем детском саду осуществляется со второй младшей группы. Работу по позитивной социализации младших дошкольников педагог проводит в рамках всех образовательных областей, особое внимание уделяя созданию эмоционального благополучия ребенка в детском саду и развитию у него коммуникативных компетенций.
Рассмотрим наиболее эффективные формы и методы реализации задач по позитивной социализации дошкольника.
1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества. Например:
− культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.);
− мы — друзья и помощники природы;
− общаемся с членами семьи, с друзьями и т. д.
2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых. Например:
− как помочь заболевшей кукле;
− как помочь мальчику, у которого потерялась игрушка и т. д.
3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий ПМК «Мозаичный ПАРК» педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Например:
− картинки с правилами дорожного движения;
− сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
− персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.
4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Например:
− украшаем осеннее дерево, новогоднюю елочку;
− сажаем огород на подоконнике;
5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества. Например:
− лепим морковку для зайчика;
− рисуем осеннее дерево, рисуем сказочных персонажей;
− совместно делаем масленицу;
− делаем открытки для пап и мам.
При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:
− социальные акции (собираем корм для собак и кошек, участвуем в сборе макулатуры). При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
− игры-путешествия, вместе с воспитанниками мы путешествуем по осеннему лесу, зимнему парку. Чтобы создать игровую атмосферу, используем различное игровое оборудование: панно со съемным наполнителем, спортивный инвентарь, атрибуты времени года. Создавая такую предметно — развивающую среду, приближенную к реальной, воспитанники младшего дошкольного возраста с удовольствием познают признаки времени года, знакомятся с окружающим миром, отгадывают загадки, учатся строить предложения.
− игры-эксперименты, проектная деятельность. Такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний и ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением.
С младшего возраста мы начинаем включать в образовательную деятельность метод проектов, например, проект «Хочу все знать» познакомил воспитанников с простейшими свойствами воды, воздуха, помог узнать, откуда берутся звуки и как с помощью воздуха и краски можно получить красивые картинки. Проект был оформлен в виде брошюры, которую мы представили родителям.
Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта — уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети, увлеченные познавательной и опытно-экспериментальной деятельностью, тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, находят ответы на вопросы, вместе переживают радости и неудачи.
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:
- проведение досуговой деятельности, объединяющей все виды деятельности, экскурсий, наблюдений, целевых прогулок. В процессе наблюдений ребенок учится выделять наиболее яркое и необычное, усваивает систему сенсорных эталонов, овладевает действиями обследования, в дальнейшем и исследования. В работе с детьми используем такие приемы как:
− рассматривание разных предметов ближайшего окружения;
− поддержка детских интересов в выборе объекта наблюдения;
− проведение маленьких экспериментов — сравнение с объектами неживой природы;
− использование познавательных сказок, сказочных образов, стихотворений для привлечения внимания к сложным объектам и явлениям природы.
- чтение произведений художественной литературы.
Художественное слово мы используем во всех режимных моментах. Но программа «Мозаичный ПАРК» предлагает нам соединить чтение с игрой. Книги-пазлы методического комплекса мы используем на этапах ознакомления с новым материалом, закрепления. Прочитав текст, обсудив его содержание, мы предлагаем детям собрать из пазлов картинки. Дети, работая в паре, учатся взаимодействовать друг с другом, оказывают друг другу помощь. Воспитатель в это время направляет действия ребёнка по взаимодействию в паре. Игра с книгами-пазлами привлекает детей своей яркой картинкой и возможностью одержать с каждым правильно подобранным кусочком свою маленькую победу. Собирая картинку, ребенок учится усидчивости и терпению, у него тренируется концентрация внимания, нарабатывается и наблюдательность. У ребенка развиваются способности самостоятельного принятия решений, самостоятельного поиска ответа без помощи взрослых.
В ПМК «Мозаичный ПАРК» для младшего возраста входят такие дидактические игры, как шнуровки, настольные игры, домино, куклы для настольного театра, конструкторы. На первый взгляд, конструктор можно использовать только в продуктивно-конструкторской деятельности. Но если предложить ребенку построить домик или башенку только из деталей желтого цвета, то мы закрепляем знания основных цветов, если предложим выполнить постройку только из брусочков или кубиков — закрепляем названия деталей конструктора.
При выполнении построек можно закреплять понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «узкий-широкий», «длинный-короткий», «больше-меньше». («Построй высокий домик для большой куклы, а для маленькой куклы — маленький», «Построй башенку выше, чем башенка у Миши» и др.).
Детали можно использовать как счетный материал с детьми младшего дошкольного возраста — при закреплении понятий «много-мало», «больше-меньше».
Детали конструктора можно применять как трафарет: обвести фигуру по контуру и предложить ребенку закрасить, заштриховать.
Если фигуры обвести по контуру заранее, то можно попросить ребенка найти и подобрать к геометрической форме фигуру из конструктора, если формы закрасить — то деталь нужной формы и цвета.
С целью создания условий успешного взаимодействия семьи и ДОО по программе «Мозаичный ПАРК» мы используем следующие формы работы: родительские собрания, фотоотчеты в сети Инстаграмм, на сайте организации, обсуждаем с родителями проблемы адаптации ребенка, даем советы по воспитанию дошкольников, проводим Дни открытых дверей, где знакомим родителей с работой экспериментальной площадки.
В перспективе мы планируем продолжить обогащать предметно — развивающую среду в группе с использованием ПМК «Мозаичный парк», активно включать родителей в социальное пространство ДОО как полноправных субъектов образовательного процесса через проведение совместных мероприятий.
Одной из главных задач позитивной социализации детей среднего и старшего возраста является общение ребёнка со сверстниками и взрослыми. В старших группах мы также уделяем большое внимание умению детей работать в паре. Ребята не только работают парами в книгах-пазлах во время организованной деятельности, но и с удовольствием выбирают в свободной деятельности такие дидактические игры, в которые можно играть по двое или трое («Домино», «Шнуровки», «Весёлые раскраски»).
В подготовительной группе воспитанники занимаются в развивающих тетрадях «Играем и рисуем вместе!». Тетрадь предназначена для рисования, раскрашивания и выполнения интересных заданий детьми в паре. Важной характеристикой тетради является организация совместной деятельности детей друг с другом или ребёнка со взрослым. При выполнении заданий воспитанники вместе обсуждают и принимают решения, учатся слушать друг друга и общаться. Задания тетради способствуют социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому и познавательному развитию детей, а также стимулируют детское творчество и воображение.
Формирование интереса к познанию окружающего мира у дошкольников неразрывно связано с формированием экологических представлений. Наш детский сад является участником международной программы «Эко-школа. Зелёный флаг». Ребята участвуют в муниципальных и областных конкурсах, в группах проходят тематические занятия. Для проведения интересных, познавательных занятий педагоги используют пособия ПМК «Мозаичный ПАРК»: «Исследования природы в детском саду» и «Тематические прогулки в детском саду». Например, проведены исследования: «Откуда берётся тень?», «Солнечные часы», прогулки-трудовые акции с детьми старшего дошкольного возраста: «Чистый дворик», «Трудовой десант», «Малая зимняя олимпиада» и др.
Одной из задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения: музыкальный руководитель проводит тематические досуги с детьми и родителями, где главные роли исполняют родители (в старшей группу «Репка», в подготовительной группу «Красная шапочка».) Видя результат таких досугов — горящие, радостные глаза своих детей, заряд энергии и положительный эмоциональный настрой у всех участников, родители начинают осознавать, что полноценное развитие ребёнка возможно только в тесном сотрудничестве с детским садом.
В настоящее время в нашем детском саду реализуется проект «Живая память России». В нем мы совместили основы музейной педагогики и работу по созданию мини — музея боевой славы в ДОО. Благодаря тесному сотрудничеству с родителями воспитанников в музее оформлена экспозиция, посвященная подвигу наших воинов в Великой Отечественной войне. Цель проекта: создание единого пространства нравственно- патриотического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей. Для воспитанников ДОУ в музее проходят тематические занятия и беседы по пособию «Расскажем детям о победе». Наш музей занял почётное второе место в муниципальном конкурсе музеев.
В подготовительной к школе группе большая роль отводится формированию у детей социальных навыков: освоению различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умению договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. В начале года прошла образовательная организованная деятельность «Приобщение старших дошкольников к формированию традиций и правил своей группы с целью формирования доброжелательных отношений между детьми». На занятии ребята продолжили знакомство с правилами вежливого общения, культурой поведения на примере сюжетных картинок. Разобрали ситуации поведения: «Ссора между детьми» (надо учиться договариваться), «Дети играют с инвалидом» (сострадание к окружающим), «Новая девочка в группе» (доброжелательность, открытость, помощь новым членам коллектива), «Добрый и жадный» (умение делиться). Здесь же ребята вспомнили, что существуют «мирилочки»- небольшие шуточные стихотворения, которые помогают детям быстро помириться.
Говоря о позитивной социализации дошкольников нельзя не сказать об участии в волонтёрской деятельности. Ребята нашего детского сада активно участвуют в сборе пластиковых крышечек, которые идут на переработку, а затем покупаются инвалидные кресла для детей; участвуют в акции «Бумажный БУМ» — сборе макулатуры; собирают корм для бездомных собак и кошек.
Главный результат в нашей работе, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми социальных норм и ценностей, в развитии у них социальных навыков, помогающих с честью пройти жизненные трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути, найти свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, в воспитании инициативных личностей, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
Наша работа по экспериментальной площадке получила высокую оценку родителей, что подтверждают положительные отзывы на сайте. Многие родители высказывают мнение, что у детей повысились коммуникативные способности, познавательная активность, дети стали более усидчивыми, инициативными, заинтересованными в достижении каких — то результатов.
Литература:
- Белая К. Ю., Каралашвили Е. А., Павлова Л. И. Картотека воспитателя. Тематические прогулки с дошкольниками. — Рязань: АО «Приз», 2016 г.
- Волосовец Т.В, Зыкова О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. Сборник статей. ФГОС ДО — М.: «Русское слово», 2016 г.
- Иваничкина Т. А., Никитина И. А. Развитие личности ребенка в проектной деятельности: познавательно — творческие, игровые, экологические проекты. — Волгоград: Учитель, 2017 г.
- Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: младшая группа/ авт.-сост. В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2014 г.
- Прима Е. В., Л. В. Филлипова, И. Н. Кольцова, Н. Ю. Молостова. Развитие социальной уверенности у дошкольников. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 г.
- Рыжова Н. А. Картотека воспитателя. Исследования природы в детском саду (в двух частях). -Рязань: АО «ПРИЗ», 2017 г.
Похожие статьи
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие
В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.
Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»
В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе
В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...
Педагогический потенциал персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада
В статье рассматривается персонализированное воспитание дошкольников в детском саду. Описана маршрутная система, которая позволяет реализовать личностно ориентированный подход в образовании детей, максимально учитывающая особенности и способности дет...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы
В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.
Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»
Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...
Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Похожие статьи
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие
В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.
Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»
В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе
В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...
Педагогический потенциал персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада
В статье рассматривается персонализированное воспитание дошкольников в детском саду. Описана маршрутная система, которая позволяет реализовать личностно ориентированный подход в образовании детей, максимально учитывающая особенности и способности дет...
Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста
Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...
Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы
В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.
Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»
Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...
Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».