Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних
Автор: Казакова Марина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 10113 раз
Библиографическое описание:
Казакова, М. А. Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних / М. А. Казакова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2666/ (дата обращения: 22.12.2024).
Специализированные учреждения в России возникли относительно недавно. Муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – СРЦ) Калтанского городского округа существует с 2000 г.
Основными задачами СРЦ являются создание благоприятных условий для максимально возможной реабилитации, коррекции развития воспитанников; обеспечение их возвращения в родную семью или, если это невозможно, определение в детские дома и дома-интернаты.
Воспитанниками одного из отделений СРЦ – отделения социальной реабилитации несовершеннолетних становятся дети в возрасте от 3 до 18 лет. Для этих ребят, независимо от их возраста, характерна общая черта – психологическая и социальная депривация, у многих упущены сензитивные периоды для социального и индивидуального развития, овладения умениями и навыками, значимыми для жизни. Применительно к понятию "зона ближайшего развития", введенному Л.С. Выготским, сензитивные периоды определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе "ребенок—взрослый" на данной возрастной стадии.
Ежегодно около 30% от общего числа воспитанников нашего учреждения составляют дети дошкольного возраста. В процессе психолого-педагогической диагностики у воспитанников данного возраста также констатируется социальная и педагогическая запущенность.
Социальная запущенность противоположна воспитанности, как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка.
Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности). При этом неразвитость затрагивает различные виды и формы развития и характеризует его особенности несбалансированностью психических процессов, дисгармоничностью индивидуально-психологических качеств личности, низкой активностью ребенка как субъекта собственного развития.
В психолого-педагогических исследованиях педагогически запущенные дошкольники характеризуются следующим образом:
слабое речевое развитие, недостаточный словарный запас;
неразвитость мелкой моторики (проявляется при работе с карандашом, ножницами, пластилином);
неправильное формирование способов игровой и учебной деятельности. Дети испытывают трудности при усвоении и использовании правил;
отсутствие ориентировки на способ действия, слабое владение операционными навыками. Наличие проблем в понимании и удержании игровой задачи, требующие последовательных действий в течение всего периода ее решения. Неумение контролировать свое поведение;
низкий уровень развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Дети не собраны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы;
низкий уровень развития самоконтроля и самооценки. У детей возникают затруднения, когда необходимо выполнить работу по заданному образцу и выдержать заданные требования.
В виду недостаточности имеющихся методических разработок, рекомендаций и программ, направленных на социально-педагогическую коррекцию детей дошкольного возраста в рамках социальной реабилитации воспитанников, на сегодняшний день актуальной проблемой является поиск и освоение педагогами СРЦ наиболее эффективных и действенных технологий и методов коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 6,5 лет, направленных на всестороннее развитие детей, включающих познавательную, эмоциональную, социальную сферы, а также их физическое развитие.
Педагогом отделения СРЦ Калтанского городского округа Казаковой Мариной Александровной, был разработан методический материал, включающий в себя комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие различных психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), личностных качеств (самооценки, самоконтроля, произвольности), а также мелкой моторики. Основным средством коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками была взята игровая деятельность, в силу своей полифункциональности.
Современная наука рассматривает игровой метод как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольника, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В игре формируются все стороны психики ребенка.
Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов и личности в целом.
Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в игре впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности. Самостоятельность человека во время реализации игрового сюжета безгранична. Ребенок в игре может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие, которое приносит удовлетворение. Все это дает возможность ощутить свою значимость, стать всемогущим, желанным.
Именно в игре развиваются психические качества дошкольника, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития – младшему школьному возрасту. В рамках ведущей деятельности необходимо возникают новые виды занятий, направленные на формирование и перестройку психических процессов.
- Ведущая деятельность определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает.
Это позволяет сделать следующий вывод: игровая деятельность является ядром в психическом развитии дошкольника.
- Результаты игры разнообразны: более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры дружеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми.
В работе с дошкольниками нами был сделан акцент на играх с правилами, на подвижных и дидактических играх. В ходе этих игр, дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свои действия и своё поведение.
В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их. Задачи дидактических игр - разнообразны. Они могут быть связаны с развитием речи, закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является также окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
В рамках задач речевого, интеллектуального развития дошкольников используются словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, возбуждают умственную активность. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение контролировать свои чувства и желания, подчиняться правилам.
Подвижные игры оказывают, прежде всего, физическое воздействие: они требуют, выполнения организмом ребенка ряда физиологически важных движений, и таким образом, в значительной степени способствуют правильному росту и развитию. Эти игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей.
Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы не только интеллектуального, но и физического развития ребенка, его оздоровления.
Достаточное насыщение жизнедеятельности детей играми содействует их всестороннему развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера, функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и, тем самым, профилактике заболеваний.
Необходимо отметить значимость пальчиковых игр в развитии мелкой моторики дошкольников. Пальчиковая гимнастика является одним из продуктивных средств развития ребенка.
Развитость мелкой моторики - основной показатель готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом; руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые отставания в этой цепи приводят к отставанию в развитии ребенка. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Ещё одной важной целью пальчиковых игр является следующее: эти нехитрые упражнения позволяют скоординировать работу правого и левого полушария головного мозга – таким образом, они взаимодействуют синхронно и слаженно. Эти игры образовывают своеобразный «мост» между полушариями, тем самым развивая и воображение ребенка (за которое отвечает правое полушарие), и его речевое развитие (работа левого полушария). Если этот «мост» сформирован, то и нервные импульсы возникают чаще, мыслительные процессы активизируются, развивается внимание малыша, его способности. Именно в таких играх малыши обогащают свой опыт различными сенсорными впечатлениями, развивается внимание, воспитывается усидчивость, умение сосредоточиться. Пальчиковые игры позволяют подготовить ребенка к счету, осознать различные понятия (ниже, выше, вверху, внизу, справа, слева и др.). В пальчиковых играх, где происходит тактильный контакт с другими детьми или со взрослым, у детей формируется чувство уверенности в себе, что важно для развития адекватной самооценки.
Опираясь на целевое назначение игр, была проделана работа по подборке различных групп игр и их систематизации, направленных на развитие и коррекцию личностной, познавательной, физической и эмоционально-волевой сфер.
С целью развития восприятия, использовались следующие игры: «Узнай предмет», где ребенок определяет вещи на ощупь (пуговицы разной величины, катушки, шарики, ручки и т.д.) в полотняном мешочке; «Сделай так», где дошкольник конструировал или рисовал, опираясь на образец; «Собери капельки в стакан», где ребенок в соответствии с заданным цветом, выбирает определенные капельки (бумажный шаблон) и складывает их в стакан. Большой интерес вызвали у детей игры, направленные на развитие внимания: «Хлопай – топай», где ориентируясь на движения взрослого, ребенок совершает хлопок или топает; «Будь внимателен», где дети выполняют гимнастическое упражнение по словесной команде педагога. Такие игры, как «Что лишнее и почему?», «Из чего сделана посуда?», «Запоминай порядок» и др. направлены на развитие мышления. Часть игр, направленных на формирование самооценки, имеют подвижный характер и рассчитаны на коллективное выполнение, другие - предполагают оценивание ребенком себя в различные временные отрезки или в сравнении с другими детьми: «Белые медведи», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Оцени поступок», «Я разный» и т.д. На формирование самоконтроля и произвольности направлены игры, содержащие достаточно сложные задания, выполнение которых требует соблюдения многочисленных правил: «Лодочка», «Повтори узор», «Закрась правильно», «Красный, синий, зеленый», «Браслет», «Секретик» и т.д.
Данный методический материал был апробирован в работе с детьми дошкольного возраста на базе отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Калтанского городского округа в период с 01.09.2011 г. по 10.01.2012 г.
В ходе коррекционно-развивающей работы с воспитанниками были выполнены входная, а также контрольная диагностические процедуры с целью выявления исходного и итогового уровня развития детей.
В результате входной диагностики нами были получены результаты: 37 % детей имели средний уровень психического развития, 63 % детей - низкий уровень психического развития. Высокий показатель психического развития не имел ни один ребенок.
По окончании экспериментального исследования в ходе итоговой диагностики уровня развития детей были зафиксированы следующие результаты: 25 % детей имели высокий уровень развития психики, 63 % детей - средний уровень, 12 % детей - низкий уровень психического развития.
Для выявления корреляционной связи между показателями психического развития детей, полученными в ходе двух этапов исследования, мы провели сравнительный анализ данных.
Рис. 1. Сравнительная характеристика уровней психического развития детей
Данная диаграмма наглядно демонстрирует положительную динамику в развитии детей. У воспитанников дошкольного возраста наблюдались следующие изменения:
положительная динамика развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения у воспитанников дошкольного возраста;
повышение их уверенности в своих возможностях и развитие адекватной самооценки;
повышение уровня сформированности умения регулировать свое поведение и контролировать свои действия;
положительная динамика в развитии мелкой моторики, в умении координировать движения кистей рук.
Таким образом, необходимо констатировать, что использование комплекса разнообразных, подобранных нами групп игр, направленных на развитие и коррекцию психического развития воспитанников СРЦ дошкольного возраста, имело положительный результат. На наш взгляд, созданная нами методическая разработка может эффективно использоваться различными специалистами в отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних (педагогами, психологом, социальными педагогами, дежурными по режиму) в рамках осуществления коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, а также в дошкольных образовательных учреждениях.
Литература:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.
Бондаренко А.К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М., Просвещение, 1983.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - М., 1966
Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2006.
Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»)
Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников. // Игра и развитие личности дошкольника: сб. науч. тр. - Москва. - 1990.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. - М., 2003.
Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя.- М. Просвещение, 1983.
Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 1982.
Сиротюк А. Л. Программа развития интеллекта дошкольников
Эльконин Д. Б. Психология игры - М. Просвещение 1987.