Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации
Автор: Усманова Дания Мухтаровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 23.08.2019
Статья просмотрена: 183 раза
Библиографическое описание:
Усманова, Д. М. Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации / Д. М. Усманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4399/ (дата обращения: 16.12.2024).
Адаптация — это сложный процесс приспособления организма к измененным условиям, который протекает на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние, которое без специальной психолого-педагогической организации среды может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую.
Период лёгкой адаптации длится 1–2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15–40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
Состояние тяжёлой адаптации, которая длится в течение нескольких месяцев, особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок начинает очень часто болеть. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим.
В нашей группе № 5 «Горошек» создана эмоционально благоприятная атмосфера, в которой будет проходить адаптационный период для малышей. Разработаны и апробированы мероприятия с родителями, работа с детьми и педагогами, организованна ППРС — всё направленно на комфортное пребывание детей в ДОУ
До того, как ребёнок приходит в сад, проводится первое организационное собрание, на котором родители заполняют анкеты, для того чтобы воспитатель смог в период адаптации ребёнка учесть все его особенности, привычки и интересы детей (сосёт соску, бутылочку, не приучен к горшку, у ребёнка есть любимая игрушка, подвижный или малоподвижный, любит рисовать, играть с машинками, рассматривать картинки и т. д.) Все особенности и привычки детей учитываются педагогом и обязательно сохранятся в первые дни пребывания.
Следующее родительское собрание «Давайте познакомимся» посвящается знакомству родителей друг с другом и проводится с участием педагога-психолога. Цель этого собрания: создать условия для знакомства и сближения родителей друг с другом, создать коллектив единомышленников. Проводятся игры «Знакомство», «Цветочек», презентация «Десять ошибок, которые нельзя совершать при адаптации в ДОУ» и пр.
В дальнейшем один раз в месяц проводится совместная деятельность с участием родителей, которая включает в себя игры-тренинги для развития навыков коммуникации, снятия эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона. Кроме этого, дети и родители посещают музыкальное и физкультурное занятие. Встреча заканчивается совместной творческой деятельностью (лепка, аппликация или рисование)
Педагоги оформляют адаптационные листы на каждого ребенка, в которых фиксируются данные о физическом и психологическом состоянии ребенка. По итогам адаптационного периода с детьми, которые показали тяжёлую степень адаптации, проводиться индивидуальная работа с психологом, индивидуальные беседы для родителей. Оформляются информационные стенды по данной теме.
В группе создана развивающая, эмоционально комфортная среда:
− центр воды и песка
− уголок уединения
− тактильный уголок
− игровая зона для сюжетных игр
− творческий уголок
− сенсорный уголок
− музыкальный уголок
− уголок конструирования
− театральный уголок
− спортивный уголок
Дидактическая кукла группы «Горошек» каждое утро встречает малышей и приветствует их. А при уходе домой прощается с ребятами. Также в группе часто оживают сказочные персонажи, которые тоже встречают и провожают детей. Если ребёнок расстроен, грустит или плачет кукла всегда пожалеет и обнимет малыша. Наша кукла принимает участие в режимных моментах: «Оденем куклу на прогулку», «Поможем кукле помыть руки», «Кукла хочет спать». С куклой всегда можно поиграть в игровой зоне в сюжетные игры: «Кукла заболела», «Кукла пришла к нам в гости», «Постираем кукле платья». В уголке конструирования дети строят домик, дорожки для куклы. В уголке уединения можно просто посидеть с ней.
В период адаптации проводятся адаптационные игры «Бубен», «Петрушка», «Колокольчик» и другие, песочная терапия для развития навыков коммуникации, снятие эмоционального напряжения, создания положительного эмоционального тонуса в группе.
Музыкальная игра — это активная деятельность, которая вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Особое место в организации успешной адаптации занимают музыкально-ритмические игры: «Где же наши ручки?» «Ладушки-ладушки» «Заинька, попляши». Вовремя тихого часа также включаются музыкальные произведения «Колыбельные», проводится гимнастика пробуждения с использованием потешек.
По истечении адаптационного периода на медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом (методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). Подводятся итоги адаптационного периода, выявляются дети с тяжелой степенью адаптации, намечается дальнейшая индивидуальная работа с ними.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Главная задача педагога создавать все условия для успешной и лёгкой адаптации детей раннего возраста.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Л. В. Свирская. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком. Подсказки родителям и воспитателям. — Москва, СПб. — 2008.
- Под ред. Т. Н. Дороновой., Т. И. Ерофеева. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М.: Обруч, 2010. — 304с.
- Н. М. Сертакова Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. СПб.: ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня)».- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- С Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина — Программа и методические рекомендации для работы с детьми от рождения до 2 лет. Дети раннего возраста в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез — 2007.
- Л. В. Белкина — Практическое пособие. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — ВОРОНЕЖ УЧИТЕЛЬ, 2006. — 236 С.
- С. М. Оберемок Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: НИИПКиПРО, 2005. — 48 с.
- Л. М. Панкова — Воспитание внуков. — СПб. Питер Паблишинг, 1997. — 288 с.
- Л. Брэдвей, Хил Б. Алберс — Ребенок от 0 до 3 лет. Как развить врожденные способности. — М: ЮНВЕС, 1997–144 с.