Поведение ребенка в адаптационный период пребывания в летнем лагере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 6428 раз

Библиографическое описание:

Бутузова, Ю. С. Поведение ребенка в адаптационный период пребывания в летнем лагере / Ю. С. Бутузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39288/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье особое внимание уделяется поведению ребенка в адаптационный период пребывания в летнем лагере. Автор указывает факторы возникновения особого поведения, а также пути преодоления проблем адаптации в лагере.

Ключевые слова: лето, адаптация, адаптационный период, дети

In this article special attention is paid to the child's behavior in the adaptation period of stay at summer camp. The author points out the factors in the emergence of such behavior and ways to overcome adaptation problems in the camp.

Keywords: summer, adaptation, adaptation period, the children

Лето, прекрасное теплое время, когда у школьников появляется возможность отдохнуть от прошедшего учебного года и подготовиться, набраться сил, к грядущему. Лето, это возможность отдохнуть не только от школы и учебы, но и от родителей, и родителям от детей. Ведь отдых друг от друга, время от времени всем необходим [1, с. 2].

Один из вариантов позволяющих родителям отдохнуть от детей, а детям от школы — это отправить ребенка в детский лагерь. Однако, не каждому ребенку в радость уезжать от родителей. Причиной тому может быть сильная связь и зависимость ребенка от родителей, а также неспособность ребенка переключатся между различными условиями. Т. е. ребенок тяжело переносит смену обстановки. Даже если он прекрасно понимает, что отдых в летнем загородном лагере ему полезен во всех отношениях. Не облегчает ситуацию и то, что некоторые родители излишне беспокоятся о том, как любимое чадо справляется без них.

Период адаптации к изменившимся условиям может длиться от 2–3 дней, до недели. В этот период ребенок привыкает к лагерю, к тем обычаям и распорядкам, что там установлены. Другое направление адаптации — завоевание места в новом коллективе и налаживание взаимоотношений с вожатым. Сложность адаптации зависит от того, как быстро ребенок сможет найти себе новых друзей и насколько активно он участвует в различных играх и мероприятиях. При благоприятной адаптации, на второй-третий день ребенок перестает жаловаться, что в лагере ему скучно и плохо [2, с. 4].

Адаптация представляет собой естественный процесс и занимает определенный период. Однако, протекание адаптационного период вовсе не означает, что жалобы и просьбы ребенка нужно игнорировать. Напротив, нужно проявить интерес, расспросить его, что ему не нравится и предложить возможные решения этих вопросов. Необходимо так же сообщить, что и вы скучаете, но уверенны, что скоро он найдет друзей и ему будет весело. Задача родителей, настроить ребенка на хороший отдых.

Легкость протекания адаптации также зависит и от индивидуальных особенностей ребенка. Важно, чтобы ребенок обладал навыками установления межличностных контактов и их поддержкой, т. е. дружить. Одна из вожатых делится своими наблюдениями: «Быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере» [3, с. 1].

Среда в лагере в значительной степени отличается от той, в которой ребенок находится обычно. С одноклассниками и учителями ребенок каждый день находился на протяжении почти года или нескольких месяцев. Этот коллектив людей он хорошо знает. Он хорошо знаком с той деятельность, которую должен осуществлять, имеет определенный статус в этом обществе.

Дети, отличающиеся стеснительностью и робостью адаптируются дольше активных и общительных. Им не хватает смелости и уверенности проявить инициативу и завести знакомства, проявить активность. По этой причине, в период знакомств и установления дружеских отношения, тихони скучают по дому и чувствуют себя лишними. Требуется больше времени и усилий от вожатых, чтобы втянуть робких детей в лагерную жизнь. Их доверие завоевать сложнее. Вследствие описанных причин адаптационный период спокойных и скромных детей может длиться 5–7 дней [4, с. 3].

Чтобы облегчить адаптацию тихих и скромных детей можно прибегнуть к тому, что отправить его совместно с другом. Это не решит всех проблем, но значительно сгладит остроту адаптационного периода и тем самым ускорит его.

Процесс адаптации, когда необходимо привыкать к новым людям и новому месту, всегда сопряжен с определенным стрессом и переживаниями, которые испытывают как ребенок, так и родители. В связи с этим возникает необходимость целенаправленной педагогической и психологической помощи специалистов и персонала лагеря и необходимость включения в его структуру службу психологической поддержки.

Практика летних лагерей для детей выявила набор типичных видов эмоционального неблагополучия детей, с которым приходиться сталкиваться персоналу и организаторам. Перечислим их.

− расстройство поведения из-за ошибок семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);

− расстройство поведения из-за особенностей стиля семейных взаимоотношений (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);

− состояния, которые возникают из-за недостаточного внимания к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);

− эмоциональные расстройства, вызванные повышенным уровнем тревожности;

− расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;

− невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т. д.);

− стойкие личностные и психические защиты, которые проявляются через девиантные формы поведения.

Многие из проблем ребенка возникают на основе тех отношений, которые имеются в семье и которые оказывают значительное влияние на него: на его восприятие и понимание мира, психологическое состояние [5, с. 4].

К сожалению, таких проблем становится все больше и с ними сталкивается каждый сотрудник, взявшийся за управление детским отрядом.

В последние годы появилась тенденция формировать разновозрастные отряды. Воспитателям и вожатым, как опытным, так и начинающим, необходимо знать и учитывать возрастные особенности тех детей, которые находятся под их попечением. Необходимо знать и искать способы устранения конфликтов между ними.

Дети до 10 лет.

Эта категория детей характеризуется упрямством и проявлением собственной воли. Это связано с той особенностью, что в этом возрасте они стремятся самостоятельно познавать окружающий мир. Однако, важно помнить, что они направлены и на познание себя. Важно учитывать тот факт, что обычно дети привыкли к тому, что являются важным членом семьи, практически центром, особенно это касается детей без братьев и сестер. Вожатому необходимо продемонстрировать, что ребенок в отряде не один и теперь он часть большого коллектива.

Интересы:

  1. Подражательность и старшие — главный пример.
  2. Быстро и легко меняются интересы, цели должны быть направлены на быстрое достижение результата.
  3. Часто дети младшего возраста следуют принципу «Не получилось — не надо», следовательно, наша задача научить их добиваться поставленных целей.
  4. Основным видом деятельности является игра.
  5. Любознательность.
  6. Конкретное мышление.
  7. Впечатлительность. Вожатый и стажёр — первые, кто должен произвести приятное впечатление на ребёнка.

Характерными чувствами для детей данной группы являются: доброта, простодушие, открытость, ложь либо отсутствует, либо крайне не значительна. Дети до 10 лет хорошо чувствуют фальшь и потому важно помнить, что за маленькой ложью от вожатого, может последовать большое недоверие от ребенка.

Дети быстро забывают, что нельзя делать и важно показывать им, как надо делать. Основным оборотом речи является «Надо так».

Дети 10–11 лет.

Детям этого возраста свойственна эмоциональная яркость, активность, жизнерадостность, не видение далеких перспектив, важность физических качеств.

Главной особенностью этого возраста является то, что хвалить нужно публично, а ругать наедине. При разборе конфликтов с детьми этой группы важно не делать поспешных выводов, особенно в том случае, если причиной конфликта было что-то личное.

Дети 11–12 лет.

Для детей этого возраста крайне важен коллектив. Важно давать им возможность выполнять самостоятельные поручения. У них активно развивается абстрактное мышление и такие чувства как любовь и дружба. В этом возрасте повышается интерес ко взрослым. Особенностью возраста является бродяжничество.

Подростки 13–15 лет.

В этом возрасте формируется собственная точка зрения и обычно они противостоит точки зрения взрослого человека. По этой причине стратегией отношений с подростком у вожатого должна быть договоренность, построенная на принципах «торговли» [6, с. 2].

Перед тем как отправить ребенка в лагерь необходимо провести с ребенком беседу, рассказать, что все будут скучать, что только первые дни тяжелые, а затем станет легче, веселее. Важно не стесняться и спрашивать, общаться, знакомится. Важно дать понять ребенку, что, не смотря на то, что он далеко от дома, он не брошен, у него будет защита и опора — вожатые.

Необходимо обсудить телефонные звонки: когда и в каких случаях нужно звонить домой и частоту выхода на связь. Это предаст уверенность ребенку. Однако, важно установить, что не стоит родителей беспокоить по каждому, самому мелкому, поводу. И так же с родителями, не стоит слишком часто звонить детям и контролировать их, это лишь может усугубить процесс адаптации и более того, стать поводом для конфликтов. Так, например, ребенка, который постоянно отчитывается родителям могут высмеивать и обзывать «маменькиным сынком» [7, с. 2].

Особенной проблемой, как в адаптационный период, так и на весь период пребывания ребенка в лагере, является поведение ребенка. Здоровье детей заметно снизилось из-за воздействия окружающей среды и малоактивного образа жизни. Все это сказывается на психическом состоянии, которое необходимо учитывать вожатым, ведь он именно тот человек, которые может помочь ребенку поверить в свои силы и таланты.

Литература:

  1. Адаптация детей в летнем лагере [Электронный ресурс]. URL: http://oev.ru/articles/sovjety-roditjeljam/. (Дата обращения: 27.01.2017).
  2. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря: избегание негативных последствий информационной цивилизации // Педагогическое образование и наука [Текст]/ Под ред. Данилков А. А. — 2011. — № 8. — С. 95–99.
  3. Дети в лагере — что влияет на адаптацию? [Электронный ресурс]. URL: https://mosgortur.ru/parents/prepare/adptacia_v_lagere.htm. (Дата обращения: 27.01.2017).
  4. Кон И. С. Ребёнок и общество [Текст] / Под ред. Кон И. С. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 С.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, адаптационный период, вожатый, лагерь, родитель, возраст, лагерная жизнь, поведение ребенка, процесс адаптации, расстройство поведения.


Похожие статьи

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду

В статье авторы пытаются определить, как происходит адаптационный период ребенка в детском саду.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

В данной статье рассматривается процесс адаптации детей младшего возраста к детскому саду и его режиму. Ранний возраст считается критическим периодом для развития личности ребенка, и процесс адаптации и социализации становится особенно важным. Несмот...

Проблемы адаптации первоклассников к образовательному процессу

В статье раскрыты особенности процесса адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе. Выделены этапы процесса адаптации младших школьников, а также факторы, осложняющие этот процесс. Особое внимание уделено проблемам адаптации перво...

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Похожие статьи

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду

В статье авторы пытаются определить, как происходит адаптационный период ребенка в детском саду.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

В данной статье рассматривается процесс адаптации детей младшего возраста к детскому саду и его режиму. Ранний возраст считается критическим периодом для развития личности ребенка, и процесс адаптации и социализации становится особенно важным. Несмот...

Проблемы адаптации первоклассников к образовательному процессу

В статье раскрыты особенности процесса адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе. Выделены этапы процесса адаптации младших школьников, а также факторы, осложняющие этот процесс. Особое внимание уделено проблемам адаптации перво...

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Задать вопрос