Дидактические игры «Ладошки» как одно из средств создания дополнительных сенсорных эталонов в работе учителя-логопеда | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 03.03.2023

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Костюкова, Е. С. Дидактические игры «Ладошки» как одно из средств создания дополнительных сенсорных эталонов в работе учителя-логопеда / Е. С. Костюкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8152/ (дата обращения: 16.12.2024).



Основу для возникновения речи и мышления дает сенсорика: зрение, слух, кинестетика, вкус, обоняние и другие чувства. Но если зрение, слух и тактильное восприятие стараются развивать, то обонянию и вкусу не придают должного значения. Многие недооценивают роль сенсорного воспитания в дошкольном возрасте, уделяется больше внимания обучению чтению, логическим играм, но это в корне неверно и зачастую приводит к задержкам речевого развития.

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых — дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

На мой взгляд, сенсорное развитие детей — это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к разнообразному миру, совершенствование детского мышления, внимания и других психических процессов.

Используя разнообразные дидактические игры, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, уверенней накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляют желание действовать вместе с логопедом, воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.

Хочу отметить, что дидактические игры дадут хороший результат, лишь в том случае, если ясно представлять, какие задачи решаются в процессе их проведения. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть, сама игра направляет ребёнка на овладение знаниями и умениями. Мы же, взрослые способствуем обучению и развитию ребёнка.

Дидактические игры «Ладошки» — это группа коммуникативного и сенсорного развития для детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями, посредством вовлечения ребёнка через игру в интересную для него продуктивную деятельность.

Коррекционно-развивающие задачи:

– формировать представления о цвете, обучать по выбору цвета по его названию, стимулировать активное употребление знакомых названий цветов в повседневной жизни;

– ознакомить с названиями цветов солнечного спектра и последовательностью цветов в спектре;

– развивать слуховое внимание для выполнения задания по словесной инструкции, ориентировке на плоскости, закреплению понятий право, лево, над, под, между.

– развивать межполушарную асимметрию мозга, навыки контроля и самоконтроля.

Занятия можно проводить в подгрупповых занятиях, так и индивидуальной работе с детьми. Методическая разработка реализуется в круглогодичном режиме и включает в себя, обязательные к выполнению и повторению в структуре занятия, так и постоянно меняющиеся элементы, в особенности игры и сенсорно — интегративные техники.

Для изготовления этих игр я использовала материалы — фетр и ламинированную бумагу.

Дидактическая игра «Ладошки»

C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1342.jpg

Упражнение № 1 «Услышишь — хлопни»

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. А потом ребёнок прикасается к цветным ладошкам в том количестве, сколько хлопков услышат.

Упражнение № 2 «Кто больше?»

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук, и сколько слов называют, в таком количестве прикладывают ладошки. (Повторы недопустимы.)

Упражнение № 3 «Зоркий глаз»

Детям предлагается найти:

– нужный цвет ладошек;

– определить какого цвета ладошек на стене;

– какая ладошка справа, слева, вверху и внизу;

– рассказать название пальчиков на ладошки — мизинец, безымянный и т. д.

Упражнение № 4 «Звенелка»

В постановке любого звука — ребёнок видит зрительно, сколько кружочков разноцветных лежит, нажимай на него и произносит, а потом нужный цвет находит в ладошках и ещё раз его произносит.

Упражнение № 5 «Цветные пуговички»

Ребёнок видит цветные пуговички или ламинированные кружочки, произносит слог, а потом находит нужный цвет в ладошках и произносит повторно.

Упражнение № 6 «Запоминайка»

Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. А потом, прикладывают ладошки по количеству слов. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например, сад—сани, сок—шок, сумка—суп—сапоги, шапка—сын—шуба.

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

Дидактическая игра «Геометрические пальчики»

C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_E1746.jpg

Упражнение № 1 Знакомство с гласными звуками и их буквами

Дети располагают свои ладошки на геометрические — фетровые фигуры, где каждый пальчик отвечает за какой- то гласный звук. Для младших детей звук обозначен своим символом, а для старших детей буквой. Задание может быть такое: повтори звуковой ряд — АУО.

C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_E1747.jpg

Упражнение № 2 Выделить гласные звуки в словах

Дети проговаривают слово, например, РУКА, поднимают сначала средние пальцы, затем большие пальчики одновременно правой и левой ладошки.

C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_E1749.jpg

Упражнение № 3 Делить слова на слоги

Дети проговаривают слово, например, ЛАДОШКИ, поднимают соответствующие пальчики и считают, сколько слогов.

Заключение

На мой взгляд, сенсорное развитие детей — это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления, внимания и других психических процессов.

Можно отметить, что дидактические игры дадут хороший результат, лишь в том случае, если ясно представлять, какие задачи решаются в процессе их проведения. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть сама игра направляет ребёнка на овладение знаниями и умениями. Мы, же, взрослые способствуем обучению и развитию ребёнка.

Разработанное мною пособие дидактических игр по сенсорному воспитанию предназначено для детей дошкольного возраста, оно способствует расширению кругозора ребёнка, его внутреннего мира, развивает мелкую моторику рук, углублённо знакомит свойствами предмета: формой, величиной, размером, формирует навыки совместного выполнения задания, навыки культурного общения.

Похожие статьи

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

«Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения

Развивающие игры В.Воскобовича как средство формирования познавательной компетентности детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

«Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения

Развивающие игры В.Воскобовича как средство формирования познавательной компетентности детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Задать вопрос