Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 29.08.2022

Статья просмотрена: 1197 раз

Библиографическое описание:

Бойцова, Е. В. Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников / Е. В. Бойцова, А. С. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94633/ (дата обращения: 18.11.2024).



Финансовая грамотность — особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста, показывающее умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться.

Современные дети принимают активное участие в покупках, ежедневно слышат от взрослых и сверстников такие понятия, как деньги, продукты, дорого, дёшево, услуги, экономить и т. д. Именно дошкольный возраст становится самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка — товарно-денежным отношениям. Поэтому дошкольников необходимо познакомить с профессиями, учить воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; формировать представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Воспитанникам нужно освоить взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги», понять, что стоимость продукта зависит от его качества.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда, складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. [1, с. 3]

Все эти задачи по формированию основ финансовой грамотности дошкольников лучше всего решаются в игре.

Сделать экономику доступной, понятной и интересной помогают дидактические игры.

Дидактическая игра «Профессии» позволяет закреплять представления о содержании деятельности людей различных профессий и орудиях труда, развивать логическое мышление. В процессе игры дошкольники составляют логические пары (профессия и орудие труда), рассказывают об особенностях данной профессии, назначении предметов труда. Игру можно усложнить и предложить дошкольникам определить, людям каких профессий необходимо данное орудие труда.

Дидактическая игра «Профессиональная одежда» помогает закрепить представления дошкольников о спецодежде людей различных профессий, развивать мышление, воображение и связную речь. Игрок должен назвать одежду, изображённую на выбранной им карточке, определить, людям какой профессии может она принадлежать, описать её назначение. При различных вариантах, кому может принадлежать данная спецодежда, назвать возможные профессии, объяснив своё мнение. Например, белый халат может быть профессиональной одеждой не только врачей, ветеринаров, но и продавцов, пекарей, лаборантов, инженеров, исследователей в области науки и техники.

Дидактическая игра «Кому необходима данная профессия». Не каждый из нас задумывается, как взаимосвязан труд людей. Данная игра позволяет расширить представления дошкольников о необходимости и важности профессий, развивает логическое мышление и творческое воображение. Игрок должен определить, людям каких других профессий необходимы результаты (продукты) труда данного работника. Например, профессия метеоролога необходима фермеру (для определения времени посадки сельскохозяйственных культур, полива растений и т. д.), сотрудникам авиации (безопасность полётов зависит от силы и направления ветра, осадков, условий видимости (туман) и речного/морского порта (для безопасного движения кораблей (уровень волнения моря или реки, силы ветра), работникам МЧС (при возможных стихийных бедствиях) и т. д.

Лото «Магазины» закрепляет представления воспитанников о разновидности торговых объектов, развивает умение классифицировать предметы по общим признакам. Игроки выбирают одну или две карточки с изображением любого магазина. Ведущий описывает товар, не называя его, участники должны догадаться и определить, в каком магазине он продаётся. Игрок, угадавший предмет, продающийся в его магазине, кладёт его на свою карточку.

Дидактическая игра «Предметы труда» способствует расширению представлений дошкольников об основных предметах труда людей различных профессий. Игрок должен назвать предметы труда, изображённые на карточке, рассказать о назначении данных предметов, определить, в какой профессии их используют. Дополнительные баллы игрок может получить, если назовёт продукт (результат труда) людей данной профессии. Например, ножницы для стрижки волос, фен для сушки и укладки, расческа для стрижки и укладки, — все эти предметы труда парикмахера. Результат труда парикмахера — красивая причёска, укладка.

Дидактическая игра «Предметы труда» Дидактическая игра «Предметы труда»

Рис. 1. Дидактическая игра «Предметы труда»

Дидактическая игра «Профессии. Что нужно?» помогает расширить представления о содержании деятельности людей некоторых профессий. Игрок должен рассказать о данной профессии в соответствии с мнемотаблицей (прилагается к игре): название, место работы, профессиональная одежда, предметы труда, трудовые действия, личностные качества, необходимые для данной работы, результат труда, отношение к профессии. Кроме этого, определить, какие предметы, изображённые на карточке, являются лишними, так как не используются в данной профессии. Например, клоун работает в цирке. Его профессиональная одежда –разноцветный костюм, парик, большой красный нос, объёмная обувь яркого цвета. Клоун делает себе яркий макияж с помощью грима. Клоун может быть акробатом и дрессировщиком, владеет искусством пантомимы. Предметами труда клоуна являются шарики, если он ими жонглирует, трости, велосипед, если он на нём будет кататься и т. д. Задача клоуна — смешить публику, удивить её. Клоун должен быть и сценаристом, чтобы придумать себе номер, и визажистом, чтобы создать нужный образ, и портным, чтобы сделать необычный костюм. Фантазия, оригинальность, наблюдательность — главное в его работе. Результат труда клоуна — хорошее настроение зрителей, смех, яркие эмоции. Профессия клоуна творческая, интересная. Лишним предметом являются билеты, так как для работы клоуна они не нужны.

Дидактическая игра поле «Рабочее место» способствует расширению представлений дошкольников об особенностях рабочего места, содержании деятельности людей различных профессий. Игрок по картинке должен определить, кто здесь может работать, рассказать об особенностях деятельности человека данной профессии. Например, поле. Здесь может работать комбайнёр. Он управляет комбайном, собирает зерно, обеспечивает страну хлебом.

Дидактическая игра «Азбука профессий» позволяет расширять представления о профессиях, закреплять умение определять первую букву в слове. Игрок на карточке называет букву, нужно подобрать как можно больше профессий, которые начинаются с этой буквы. На карточке есть подсказки с картинками людей разных профессий в спецодежде и с предметами труда. Но есть и лишние картинки. Игроку важно не торопиться, а обдуманно называть профессии. Например, профессии на букву М: машинист, модельер, музыкант, маляр. Если игрок называет продукт труда людей данных профессий или профессии на нужную букву, не изображённые на карточке, то получает дополнительно зелёную или жёлтую фишку в зависимости от полноты ответа.

Дидактическая игра «Пантомима. Угадай профессию» позволяет закрепить представления дошкольников о различных профессиях, развивать мышление, воображение и мимику. Игрок должен показать пантомиму, определив, кому принадлежит спецодежда, изобразив особенности деятельности людей данной профессии. Другие игроки должны отгадать. Затем можно обсудить, людям каких ещё профессий может подойти данная одежда. Например, колпак, рубашка, брюки, фартук могут быть профессиональной одеждой повара. Участник показывает, как моет продукты, чистит, режет и т. д. У кого ещё может быть такая профессиональная одежда? При желании любой игрок показывает пантомиму. Данную одежду могут носить официанты в ресторане или продавцы в кафе и т. д.

Дидактическая игра «Пантомима. Угадай профессию»

Дидактическая игра «Пантомима. Угадай профессию»

Рис. 2. Дидактическая игра «Пантомима. Угадай профессию»

Дидактическая игра «Что было бы, если…» способствует развитию фантазии и воображения, связной речи. Игроку необходимо представить, что вдруг исчезнут люди данной профессии. Что произойдёт, если не будет, например, врача? Кто будет лечить людей? Можно ли обойтись без данной профессии?

Дидактическая игра «Найди сходство в профессиях» помогает формировать умение находить признаки сходства у людей разных профессий: в профессиональной одежде, предметах труда, результате труда, месте работы, трудовых действиях или личностных качествах, необходимых для данной профессии. Например, тракторист и комбайнёр — оба водители, управляют транспортным средством, работают в поле, для работы нужны внимательность и аккуратность.

Таким образом, дидактические игры не только расширяют представления дошкольников о содержании деятельности людей различных профессий, предметах, продуктах труда, профессиональной одежде, месте работы, различных товарах, но и способствует развитию логического мышления, творческого воображения, связной речи, учат ценить труд каждого человека, уважительно относиться к любому труду.

Литература:

  1. Шатова А. Д., Аксёнова Ю. А. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, дидактическая игра, профессиональная одежда, игрок, предмет труда, представление дошкольников, содержание деятельности людей, логическое мышление, место работы, связная речь.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Дидактические игры как средство формирования логико-математических представлений детей

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Дидактические игры как средство формирования логико-математических представлений детей

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Задать вопрос