Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бирюкова, Г. А. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников / Г. А. Бирюкова, О. Д. Щедрина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6455/ (дата обращения: 16.12.2024).

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления дошкольников — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения — рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организованный тренинг.

Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:

-        Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.).

-        Высокий уровень активности, рискованности и плюралистического мышления, проявляющийся в продуцировании количества различных гипотез в установке на множественность вариантов решения, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой.

-        Высокий уровень организации и целенаправленности мышления, проявляющийся в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними.

Предлагаемый мной комплекс интеллектуальных игр направлен, прежде всего, на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность.

Занятия проводятся с группой из 5–10 старших дошкольников. Длительность одного занятия от 15 до 30 минут. Периодичность проведения занятий 1–2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по несколько раз на различном материале в течение нескольких занятий. [1]

На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.

Задача педагога — стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

Общие рекомендации к предлагаемым играм.

Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую они являются наиболее ярким проявление нестандартного мышления.

Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой — прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения. [2]

Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных решений и развернутое обоснование, почему какое-то решение им понравилось, а какое-то нет.

Игра № 1

Составление предложений.

Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами: создавать новые образы из отдельных предметов.

Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовать названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях можно использовать и другие слова.

Ответы могут быть:

-        Стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»).

-        Сложными. С выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»).

-        Творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Игра № 2

Поиск общего.

Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов, дать представление о степени существенности признаков.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).

Ответы могут быть стандартными («Эти вещи сделаны человеком», «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. [4]

Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами для того, чтобы дети четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки.

Игра № 3

Исключение лишнего слова.

Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.

Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо составить два слова, обозначающие предметы, в чем–либо схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющие предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.

Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как «помидор» и «солнце» круглые) и кончая самыми неожиданными.

Игра № 4

Поиск аналогов.

Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, развивать способность классифицировать явления по их признакам.

Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным аналогом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой исходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка — все они летают, автобус, поезд — транспортные средства).

Игра № 5

Поиск «противоположных» предметов.

Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами, сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное. [5]

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному аналогу (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрыто в первом случае и открыто — во втором).

Игра № 6

Поиск предметов по заданным признакам.

Цель. Формировать способность быстро находить аналоги между различными, не похожими друг на друга предметами, оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, переключаться с одного предмета на другой.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два-три названных педагогом предмета. Например, «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции. Например, дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

Игра № 7

Поиск соединительных звеньев

Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

Игровое задание. Называются два предмета, например, лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого слова ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор — копает землю как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль. В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соединениями, соседними звеньями цепочки.

Игра № 8

Способы использования предмета.

Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например, книга. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (книга может послужить основой для беседы о нравственных критериях предмета).

Игра № 9

Формулирование определений.

Цель. Формировать четкость мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.

Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы в себя все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него попадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.

Игра № 10

Перечислить возможные причины.

Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого-то явления все возможные причины, чтобы можно было приработать самые различные версии и только после этого принять решение.

Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь…». Дети должны быстро назвать как можно больше причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь», и кончая нетривиальными — «марсиане прилетели»).

Игра № 11

Сократить рассказ.

Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая второстепенное.

Игровое задание. Переделать содержание рассказа максимально кратко — в двух-трех предложениях, сохранить основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

 

Литература:

 

1.                 Тимофеева, Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»: Кн. Для воспитателей детского сада. 2-е изд., испр. и доп. / Е. А. Тимофеева. — М.: Просвещение, 1986. — 159с.

2.                 Доронова, Т.И. «Радуга». Программа и методическое руководство по воспитанию, обучению и развитию детей 5–6 лет в детском саду / Т.И Доронова., В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Л.Д Гусарова, Е. В. Соловьева, Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова, С. Г. Якобсон. — Москва. 1994., часть 1–193с., часть 2–158с.

3.                 Лазарев, М. А. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей ДОУ / М. А. Лазарев. — М.: Академия здоровья, 1997, — 376

4.                 Дмитриенко, Т.И. «Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста» / Т. И. Дмитриенко. — Рад.школа, 1983, — 112с.

5.                 Шишкина, В.А. «Движение +». Кн. для воспитателя детского сада / В. А. Шишкина. — М.: Просвещение, 1992. — 96с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): игровое задание, предмет, игра, признак, друг, задача педагога, лишнее слово, способность, мыслительный процесс, Поиск предметов.