Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 1448 раз

Библиографическое описание:

Зареченская, О. А. Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста / О. А. Зареченская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2313/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современное общество, характеризуясь ростом объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями, требует личности открытой к новому, умеющей применять знания в нестандартных ситуациях, готовой к самореализации, мотивированной на успех. Таким образом, воспитание интеллектуальной личности становится социальным заказом общества. На возникшие запросы учреждения дополнительного образования отреагировали созданием школ раннего развития, где в процессе предшкольной подготовки дети не только получают определенный объем знаний, но и развивают познавательные процессы, адаптируются к условиям учебной деятельности.

Учёными установлено, что интеллектуальное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие детей определять лишь объемом усвоенных знаний (хотя большая часть родителей убеждена, что успешность ребенка зависит именно от объема знаний).Оно также предполагает развитие познавательных процессов — восприятия, воображения, памяти и мышления как основного познавательного процесса. Развитое в достаточной степени мышление, которое определяется как активная деятельность, направленная на решение задач с целью получения новых знаний и создания чего-либо,является залогом успешности ребенка. Развитиемышления предполагает овладение такими умственными операциями как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация.

Существует целый арсенал средств активизации познавательной деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность, сущность которой состоит в новизне, необычности, неожиданности. Занимательный игровой материал: игры и задания на трансфигурацию, загадки, головоломки, логические задачи, задачи-шутки, задачи в стихах, занимательные задачи Зака А. З., игры В. В. Воскобовича, игры со счетными палочками; игры шашечного хода, интерактивные игры, игры в режиме оn-line, обучающие мультфильмы и обучающие программы и др. требует для своего решения догадливости, сообразительности, так как в нем содержится проблема, которую предстоит решить.

Опыт работы с предшкольниками показывает, что им сложно долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие, им трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика. А еще этот возраст характеризуется высокой утомляемостью при монотонной деятельности. Чтобы надолго удержать в ребёнке чувство радости познания в образовательный процесс включается занимательный развивающий материал интересный не только по содержание, но и по форме его подачи. Занимательный материал включаются либо как отдельный элемент, либо же вплетается в необычную игровую ситуацию, в которой есть элемент проблемности, либо в сюжетное занятие (занятие-сказку, занятие-путешествие, занятие-фантазию, занятие-творчество). Плотность таких занятий достаточно высокая. Задания постоянно варьируются, чередуются, предупреждая возникновение усталости у детей, и проходят эмоционально, с неподдельным интересом.

Достаточно важно при использовании занимательного развивающий материала четко соблюдать несколько основных правил:

– создание ситуации успеха, т. е. обстановки непринуждённости, когда желание детей научиться чему бы то ни было возникает как бы само собой, а затем превращается в устойчивый познавательный интерес.

– единство основных постулатов: понятно, доступно, результативно, с удовольствием;

– использование занимательного игрового материала увлекает ребенка и позволяет не замечать того, что он учится сам и решает свою собственную задачу;

«проблема планки». Требования, которые предъявляются к ребенку, должны быть хотя бы чуть-чуть, но выше его сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.

Занимательный развивающий материал достаточно объемный и разноплановый, и чтобы добиться его эффективного действия, игры проводятся в определенной системе. В педагогике игры классифицируются по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, по направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики решаемой нами задачи и, учитывая особенности организации образовательного процесса в школе раннего развития «Ступеньки к школе», функционирующей в МБУ ДО «ДЮЦ «Развитие» (занятия проводятся 2 раза в неделю), занимательный игровой материал педагогом был классифицирован и объединен условно в несколько основных групп (хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами, психологами): логические задания, игры на складывание (составление) и трансфигурацию, компьютерные игры и анимационные презентации, логические и занимательные задачи А. Зака. Такая классификация позволяет, чередуя игры на каждом занятии, формировать развитое пространственное восприятие и воображение, логическое и образное мышление. В образовательном процессе групп предшкольной подготовки нами используются:

Логические задания. Из логических заданий, несущих в себе определенную умственную нагрузку, органично вплетающихся в тематику занятия и носящих тематический характер в образовательный процесс включаются:

Загадки математического содержания (12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят). Вариативные загадки (Сидит на окошке, как кошка, мурчит, глазами сверкает, но не кошка. Кто это?). Лжезагадки (По столу катилось колесо разноцветное: один угол у него красный, второй — сиреневый, а третий — малиновый. Когда колесо докатится до края, какой цвет мы увидим?). Детям дошкольного возраста они доступны, интересны и педагогическую ценность загадок сложно переоценить.

Задачи.Логические задачи (Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?). Задачи в стихах (У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?). Задачи-шутки (Может ли дождь идти 2 дня подряд?).

Установлено, что дети, часто решающие такие задачи, заметно улучшают свои интеллектуальные способности: легче справляются с учебными задачами, увереннее действуют в нестандартных ситуациях, глубже понимают программный материал. Задачи учат, сравнивать, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, способствуют развитию нестандартности мышления.

Головоломкинепростые, трудноразрешимые задачи, для решения которых требуется нестандартный подход. Головоломка означает сломать голову, т. е. сломать «стереотип мышления». А так как у детей мышление находится в стадии формирования, стереотипы еще не сложены, головоломки поддаются детям достаточно легко и вызывают интерес, искреннее удивление, азарт и желание идти до конца. Существует огромное количество детских головоломок, но акцент в образовательном процессе в группах предшкольной подготовки сделан на ребусах, шарадах, кроссвордах, лабиринтах и работе со счетными палочками.

Вопросы «с подтекстом», поискового характера (например,На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?) требуют ухода от стереотипов. Ответить на них возможно лишь поразмыслив. Поощряется любая версия (это позволяет включать процесс творческого мышления), но обязательно объяснять предлагаемый ответ.

Занимательные задачи А. Закапрофессора, доктора психологических наук, автора серии книг по развитию интеллектуальных способностей решаются в системе и регулярно. Решение поисковых задач, опирающихся на поисковую активность и сообразительность ребенка, обеспечивает более высокий, чем обычно уровень волевого управления вниманием и восприятием, процессами памяти и воображения, способствует развитию культуры мышления.

Задания на складывание (составление) итрансфигурацию. Выкладывание геометрических фигур из частей (например, многоугольники различной конфигурации)

Выкладывание различных фигур, образных и сюжетных изображений

Очень благодатный уникальный материал по своим возможностям для развития познавательных процессов детей. Задания на составление плоскостных изображений очень интересны детям. Детей увлекает результат — составить увиденное на образце или задуманное самим ребенком. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Эти задания увлекают детей не только процессом создания, а еще и тем, что из индивидуальных работ детей создаются тематические панно, например «Птичий базар», «Морское царство», «На лесной поляне» и др. На заранее подготовленный педагогом сюжетный фон каждый ребенок имеет возможность поместить свою фигурку.

Компьютерные игры ианимационные презентации. Компьютерные игры, обучающие программы и мультфильмы, анимационные презентации позволяют существенным образом дополнить мир ребенка, дают большой развивающий и обучающий эффект. Ребенок может представить себе конкретную ситуацию и получить обобщенное представление обо всех предметах и ситуациях. Таким образом, у ребенка начинают развиваться основные операции мышления, такие как обобщение и классификация. Многие компьютерные игры развивают пространственное мышление, координацию движений, умение прогнозировать ситуацию, способность к конструированию. Используемые педагогом игры серии «Дядя Федор идет в школу», «Лунтик. Подготовка к школе», «Смешарики», «Простоквашино» позволяют в увлекательной форме осваивать навыки чтения и счета. Ребенок, попадая в занимательные ситуации, при каждом успехе получает мощное эмоциональное подкрепление. При этом у него формируется устойчивая установка на самостоятельный поиск, желание узнать новое, лежащее в основе установки на учение.

Методически правильно подобранный по степени сложности и объема в соответствии с возрастными особенностями детей и к месту использованный занимательный развивающий материал (в самом начале занятия, в течение занятия, особенно при переходе от одной части занятия к другой, смене деятельности) способствует развитию познавательных процессов, познавательной активности и познавательных способностей детей.

Литература:

  1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 14-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
  2. Парамонова, Л. Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. — СПб.: КАРО, Дельта, 2005. — 384 с.
  3. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Гринго, 1996. — 137 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, задача, игра, образовательный процесс, головоломка, дошкольный возраст, задание, занимательный игровой материал, занимательный развивающий материал, последний вагон.

Похожие статьи

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Похожие статьи

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста

Задать вопрос