В статье представлены теоретические подходы к математическому развитию детей дошкольного возраста, рассмотрена проблема математического развития дошкольников на современном этапе в рамках Федеральных государственных образовательных требований дошкольного образования.
Ключевые слова: творческое мышление, математическое мышление, логические задачи, дидактические игры.
The article presents theoretical approaches to the mathematical development of preschool children, examines the problem of mathematical development of preschoolers at the present stage within the framework of Federal state educational requirements of preschool education.
Keywords : creative thinking, mathematical thinking, logical tasks, didactic games.
Работаю в детском саду давно, имею многолетний опыт общения со старшими дошкольниками. Всё проанализировав, пришла к выводу, что довольно большая часть детей старшего дошкольного возраста имеют затруднения в умении логически мыслить, доказывать, рассуждать, совершать мыслительные операции. А ведь потом старший дошкольник пойдёт в школу, где, возможно, будет трудно даваться обучение.
Не секрет, что некоторые родители считают своего ребенка готовым к обучению в школе, если он умеет считать, складывать, вычитать, знает цифры. А это довольно-таки ошибочное мнение. В первую очередь ребенок должен уметь логически мыслить, совершать мыслительные операции.
Ученые в ходе исследований доказали, что трудно обучение в школе дается именно тем детям. которые не умеют думать, доказывать свое мнение.
Дошкольное образование является первой ступенью системы образования. Поэтому цель дошкольных работников — вырастить детей, которые смогут свободно ориентироваться в любых жизненных ситуациях, умеющих думать, принимать правильные решения, оценивать ситуацию. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, являются фундаментом в развитии способностей в школьном возрасте.
Актуальность этого вопроса помогла мне выбрать и определить тему моей статьи: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания». Ведь математика, стиль мышления являются частью культуры и воспитания современного человека.
Я поставила перед собой цель: продолжать развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста, используя при этом дидактические игры и упражнения математического содержания.
Исходя из этого, определила следующие задачи:
— развивать у старших дошкольников умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
— находить сходство и различие между предметами;
— развивать умение выполнять действия по определенному алгоритму.
Всё это можно достигнуть в процессе игры. Психолог Е. Заика писал: «Учитесь мыслить, играя».
Затем, естественно, я изучила методическую литературу, методические разработки, соответствующие данной теме, приготовила и приобрела дидактические игры, упражнения, пособия по данной тематике. Это: Е. А. Носова, Р. П. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников». А. А. Столяр «Давайте поиграем», З. А. Михайлова «Математика от трёх до семи», Б. П. Никитин «Ступеньки творчества и развивающие игры».
Для достижения цели в дидактических играх дети должны преодолеть трудности, прилагая умственные усилия. В процессе дидактических игр интересует, увлекает детей само игровое действие, которое в итоге вызывает чувство удовлетворения. радости. Конечно же, любая дидактическая игра или упражнение с каждым разом усложняются, обновляются. И это ещё больше увлекает старших. дошкольников.
В целях развития логического мышления во время проведения дидактической игры создаю для ребят проблемные ситуации, стимулирую их на поиск правильного решения данной проблемы.
У нас в группе создана развивающая среда, где есть математический уголок с множеством дидактических игр и упражнений математического содержания для развития логического мышления у старших дошкольников. При этом, дошкольникам всё доступно, открыто.
Одно из любимых игр старших дошкольников — «Блоки Дьенеша». С помощью блоков дети находят ответы на многие вопросы, сравнивают, классифицируют, обобщают, приходят к кому- то на помощь, анализируют. Блоков Дьенеша у нас несколько комплектов.
Есть у нас в этом уголке и палочки Кюизинера, которые развивают словесно- логическое мышление, фантазию, мелкую моторику. В процессе этих игр ребята рассуждают, доказывают свои действия.
Очень развивают логическое мышление старших дошкольников игровые головоломки, такие, как: «Листик», «Волшебный круг», «Прямоугольник», дети собирают из мелких деталей крупные фигурки.
Нравится нашим дошкольникам использовать счетные палочки, выполняя при этом очень сложные задания, например, «Переложи палочки так, чтобы…». «Убери, чтобы…» и другие. Эти задания развивают умение думать, осуществлять поиск способов решения.
Есть в нашем математическом уголке и геометрические игры- «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Геометрическая мозаика». Эти игры содержат множество деталей, различных по форме, развивают логическое мышление, подводят детей к анализу, обобщению и продумыванию своих действий.
Изготовила для своих дошкольников лэпбук «Занимательная математика». В нём представлены задачи-шутки, головоломки, загадки, дидактические игры. Лэпбук помогает старшим дошкольникам лучше усвоить и закрепить ранее полученные знания, приучает к самостоятельности в работе.
Незаменимыми помощниками в развитии логического мышления старших дошкольников являются их родители. Форма работы с родителями самая различная: родительские собрания, мастер –классы по изготовлению дидактических игр и упражнений математического содержания, консультации, дни открытых дверей.
Работа по формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений математического содержания, естественно, дала определённые результаты. Основная часть дошкольников умеют классифицировать, сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, радоваться своим положительным результатам.
Литература:
- Математика — это интересно. Игровые ситуации. 3. А. Михайлова — СПБ.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2008.
- Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова. Р. Л. Непомнящая.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» — СПБ: «Акцент», 2007.
- Игровые занимательные задачи для дошкольников. 3. А. Михайлова — Москва: «Просвещение», 1990.
- Чего на свете не бывает? О. М. Дьяченко. Е. Л. Агаева — М.: Просвещение. 1991.
- Дидактические игры — занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов. Е. Н. Панова. — Воронеж: «ЧП Лакоаенин С»., 2007.
- Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или занимательные игры.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. А. А. Венгер. О. М. Дьяченко.- М.: Просвещение, 1989.- 127 с.
- Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет (текст) стихи, игры, упражнения. Диагностика/ Е. А. Алябьева. М.: Сфера. 2007