Мышление и его развитие
Автор: Богатырева Алла Вячеславовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.
Дата публикации: 20.02.2018
Статья просмотрена: 1144 раза
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Мышление и его развитие / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3145/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мышление— высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. Оно характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Решающее значение в формировании мышления играет развитие речи. Л. С. Выготский отводил речи существенную роль в обеспечении высших форм мышления человека. Неполноценная речевая деятельность влияет на развитие мышления. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности в усвоении отвлеченных и обобщенных понятий, трудности в осмыслении сложных речевых конструкций, трудности в установлении причинно- следственных связей, недоступность для понимания слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц. Специально подобранные игры помогают развивать различные виды мышления и мыслительные операции.
Виды мышления.
‒ Наглядно-действенное мышление (опора на реальные действия с объектами)
Игры на развитие данного вида мышления
1). Игра «Покорми зайку»
Оборудование: банка с морковью, зайка, вилка, ложка, палочка с колечками, черпачок.
Ход игры. Педагог приносит зайку, говорит, что он хочет есть, и спрашивает, что можно ему дать. Дети называют (капуста, хлеб, морковь и т. д.). Педагог приносит банку с морковью и пытается достать ее рукой, но горлышко в банке узкое, рука не проходит. Педагог просит детей помочь ему. На другом столе лежат сачок, вилка, ложка. Дети должны найти подходящее средство и с его помощью вытащить морковь, т. е. использовать вилку. В конце занятия педагог просит ребенка объяснить выбор орудия.
2). Игра «Покатай мишку»
Оборудование: Мишка в машинке (одно колесо плохо прикреплено)
Ход игры. Педагог просит ребенка покатать мишку в машинке. Как только ребенок начинает везти машинку, колесо соскакивает, машинка наклоняется набок. Ребенок ищет причину, пытается ее устранить. В конце педагог просит ребенка рассказать, что случилось с машиной.
‒ Наглядно-образное мышление (опора на зрительные представления, образы)
Игры на развитие данного вида мышления
1). Игра «Кладоискатели»
Оборудование: карта, клад, препятствия
Ход игры. Ведущий говорит, что где-то в комнате (в квартире, в помещении) спрятан клад. Чтобы его найти, ребенку дается карта. По пути могут встретиться препятствия, которые ребенок должен преодолеть.
2) Игра «Достань шарик»
Оборудование: Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нем воздушный шарик, на некотором расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удивленный вид, он не знает, как достать шар.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, просит ребенка сказать, как мальчик может достать шар. Если ребенок затрудняется ответить, педагог говорит: «Шкаф высокий, а мальчик маленький, рукой он шар не достанет. Что ему поможет достать шар?». При необходимости можно создать реальную ситуацию и попросить ребенка достать шар.
‒ Словесно-логическое мышление (использование понятий, логических конструкций и схем)
Игры на развитие данного вида мышления
1). Игра «Кто самый большой?»
Ход игры. Ребенку предлагается решить следующую задачу: заяц больше волка, волк больше медведя. Кто самый большой?
2). Игра «Кто живет за забором».
Ход игры. Педагог рассказывает ребенку, что деревне за забором живет животное. Если посмотреть в щелочку в заборе, то можно увидеть и перечисляет ряд признаков (например, большие белые уши, а если посмотреть в другую щелочку, то можно увидеть маленький белый хвост). Ребенок должен за наименьшее число подсказок догадаться, кто же там живет.
В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Анализ иСинтез.
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез — получение единого целого из отдельных составных частей.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа
Игра «Найди картинку»
Оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта
Ход игры. Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:
аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.
Игра «Парные картинки»
Оборудование: картинки из двух наборов детского лото.
Ход игры. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.
После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.
Игра «Дорисуй»
Оборудование: карточка с нарисованными последовательными символами.
Ход игры. Ребенок должен дорисовать в пустых квадратиках нужные фигуры. Например:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнение
Сравнение — установление сходства или различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений.
Игра «Чем они похожи?»
Оборудование: карточки с двумя картинками: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня и т. д.
Ход игры. Ребенок вытягивает две карточки, рассматривает картинки и должен назвать, чем эти картинки похожи, почему они оказались рядом. После того, как ребенок найдет все сходства, он должен будет назвать различия.
Обобщение.
Обобщение — выделение общего, что может быть характерным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Игра «Назови одним словом».
Ход игры. Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -..., птицы -...
Игра «Найди лишнюю картинку»
Оборудование: серия картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти лишнюю картинку, спрашивает, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
Абстракция иконкретизация.
Абстракция — это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Процессу абстракции противоположен процесс конкретизации. Конкретизация — это мыслительная операция, которая односторонне фиксирует ту или иную сторону предмета вне связи с другими сторонами, вне обусловленности целым.
Игра «Отвечай быстро»
Оборудование: мяч
Ход игры. Дети встают в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей и называет какой-нибудь цвет. Ребенок должен поймать мяч и назвать что бывает такого цвета.
Выполняя с детьми такие игровые упражнения в занимательной форме, решаются важные и сложные задачи по развитию логического мышления.
Литература:
- Светлова И. Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. М.: Изд-во Эксмо, 2006 г.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Развитие логического мышления. Изд-во Астрель, 2006 г.
- Гаврина С. Е. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. М.: РОСМЭН, 2005 г.
- Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. М.: Национальный книжный центр, 2014 г.
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Развитие логического мышления. М.: Изд-во АСТ, 2014 г.