Дидактические игры и игровые пособия для обучения дошкольников татарскому языку | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дидактические игры и игровые пособия для обучения дошкольников татарскому языку / О. В. Асулгареева, Т. М. Михайлова, И. П. Пухова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5044/ (дата обращения: 17.12.2024).



Основной целью материалов пособия является создание условий для поликультурного разностороннего образования детей дошкольного возраста в условиях специально организованного образовательного процесса и свободной детской деятельности в детском саду с использованием лексического минимума по учебно-методическому пособию по татарскому языку.

Материалы пособия предназначены для системной и последовательной работы с детьми всех возрастов дошкольного детства и позволяют формировать у детей бытовые представления и навыки, математические представления и навыки, представления об окружающем мире и уважительное отношение к природе; развивать интерес к общению и познанию; формировать эстетический вкус и нравственную основу личности детей; развивать мелкую моторику рук, познавательные способности и речь. Весь процесс основан на поликультурном подходе к обучению детей, на двуязычии в обучении.

Материалы работы соответствуют требованиям к современному образованию детей дошкольного возраста и могут быть полезными педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям воспитанников.

Дидактическая игра «Магазин одежды»

Данную игру можно использовать как во время организованной образовательной деятельности, так и во время проведения индивидуальной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Игру можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (цвет, счет, наименование одежды, большой, маленький и т. д.)

Цель: закреплять умение называть предмет одежды, ее цвет и количество на татарском языке, развивать разговорную речь детей, закреплять пройденный материал и уметь использовать в игровых ситуациях

Задачи:

− формировать у детей интерес к общению на татарском языке,

− развивать устную диалогическую речь на двух государственных языках РТ,

− закреплять умение детей общаться со сверстниками, используя словарный минимум в соответствии с УМК по татарскому языку;

− воспитывать интерес к игре, дружелюбие, умение слушать товарища, навыки сотрудничества, самостоятельность

Атрибуты: вязаная одежда (рубашка, брюки, платье, сарафан) шести цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), вешалки для каждой вещи, стойка для развешивания одежды.

Примерный ход игры: детей приглашают в магазин и предлагают купить понравившуюся им вещь.

Продавец: Здравствуйте.

Покупатель: Здравствуйте.

Продавец: Как дела?

Покупатель: Хорошо, спасибо!

Продавец: Что вам понравилось? Что вы хотите купить?

Покупатель: Я хочу купить платье.

Продавец: Какое платье?

Покупатель: Красное платье.

Продавец: Сколько платьев.

Покупатель: Одно платье.

Продавец: Возьмите красное платье.

Покупатель: Спасибо! До свидания!

Продавец: До свидания!

Дан примерный вариант игры, его можно использовать по — своему, дополняя и изменяя.

Дидактическая игра «Умные краски»

Данную игру можно использовать как во время ООД, так и во время проведения индивидуальной работы по УМК с детьми в режимные моменты.

Игру можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (задания в карточках можно и нужно менять в зависимости от пройденного материала для его закрепления)

Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), умение точно выполнять задания, закреплять пройденный материал.

Задачи: развитие и совершенствование устной монологической и диалогической речи на двух государственных языках РТ; расширение и закрепление словарного запаса; развитие восприятия, мышления; воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательность и выдержку.

Атрибуты: футляры (красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов) для карточек, карточки с заданиями (карточки двусторонние с заданием на каждой стороне), палитра, кисточка. На палитре обозначены цвета: красный, желтый, синий, зеленый, черный и скрипичный ключ на белом фоне.

Ход игры:

Кисточка показывает цвет на палитре, ребенок называет на татарском языке указанный цвет, берет футляр с названным цветом, открывает и достает карточку с заданием. Педагог читает задание, а ребенок выполняет. Если попадает скрипичный ключ, то ребенок или все дети поют любую знакомую песню на татарском языке.

Примеры карточек сзаданиями:

  1. Позови Акбая.
  2. Посчитай от 1 до 10.
  3. Капуста какая?
  4. Девочка катается на санках.
  5. Предложи кукле поиграть.

(и т. п. варианты придумать можно по пройденным темам)

Дидактическая игра «Сана әле» «Посчитай-ка»

C:\Users\vavan\Desktop\для О.В. игра Капустина\SDC16955.JPG

Многофункциональная игра решает задачи: закрепление счета и цифр в пределах десяти на татарском языке; закрепление понятия о величине предметов на татарском языке; умение различать геометрические фигуры; развивает слуховую и зрительную память; воспитывает интерес к изучению татарского языка через математику.

Варианты игры:

  1. Потребуются карты с изображением цифр и предметов. Предложить детям сосчитать предметы и кружочки на каждой карточке. Дети запоминают образ каждой цифры и соотносят её с нужным количеством предметов.
  2. Понадобятся карточки с изображениями огурцов, шарфиков, мячиков и деревьев; красные, желтые полоски и зеленые квадраты.

А) красные полоски + огурцы: сравнение по длине;

Б) голубые полоски + деревья: сравнение по высоте;

В) желтые полоски + шарфики: сравнение по ширине;

Г) квадраты + мячики: сравнение по ширине;

Д) выкладывание полосок от длинной до короткой; от широкой до узкой; от высокой до низкой.

  1. Выкладывание карточек (маленьких) с цифрами по возрастанию и убыванию. Около каждой цифры раскладывается необходимое количество карточек с предметами. Закрепление знаний о составе числа.
  2. Здесь понадобятся карточки с изображением различных геометрических фигур: название их, различие по цвету и величине а также назвать окружающие предметы, похожие на них по форме.

Дидактическая игра «Кто что любит» «Кем нәрсә ярата»

Цель: развивать разговорную речь детей, закреплять пройденный материал и уметь использовать в игровых ситуациях, формировать у детей потребность в общении на втором государственном языке Республики Татарстан.

Задачи: воспитывать интерес к изучению татарского языка; расширять и закреплять словарный запас; определять классификацию животных и называть их; упражнять в употреблении слов, обозначающих основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый); развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание ухаживать за животными

Атрибуты: спичечные коробки разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый) с наклеенными животными, картинки «Овощи», «Фрукты», «Продукты».

Ход игры:

Игрок выбирает одну из коробочек. Ведущий задает вопросы: «Нинди?», «Бу нәрсә?». «Что любит?», «Угости». Ребенок открывает коробочку и вкладывает в нее картинку, и ведущий говорит за животного «Рәхмәт» «Спасибо».

Игру можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (вопросы можно и нужно менять в зависимости от пройденного материала для его закрепления) и изучаемых диалогов. Вариантов применения игры очень много, все зависит от творчества педагога.

Развивающая игра «Табышмак» «Загадки»

F:\группа почемучки\SAM_2747.JPG

Цель: Развитие ассоциативного мышления, произвольного внимания у детей.

Задачи: Учить детей отгадывать загадки. Воспитывать интерес к татарскому языку. Закреплять слова в игровой форме.

Ход игры: В игре могут принимать участие 2–3 ребёнка-игрока и взрослый — ведущий. Играющим раздаются большие карточки. Ведущий тасует маленькие карточки с загадками, читает загадки. Игрок, у которого есть отгадка, произносит её на татарском языке и получает маленькую карточку. Маленькой карточкой закрывается поле отгадки на большой карточке. Тот игрок, у которого первым будет закрыто все поле большой карточки, считается победившим.

Правила игры: Участники отгадку должны называть только на татарском языке.

Дидактическая игра “Магазин” “Кибет”

Цели: учить детей классифицировать предметы по их назначению, цвету, форме. Развивать умение вести сюжетный диалог между продавцом и покупателем на татарском языке. Упражнять в счёте до 10 на татарском языке: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун. Закреплять умение детей называть на татарском языке цвета: сары — жёлтый, кызыл — красный, яшел — зелёный, зәңгәр — синий, ак — белый, кара — чёрный.

Материал: фланелеграф со схематичным изображением витрины магазина, карточки с изображением предметов

Ход игры:

“Покупатель” приходит в магазин и выбирает “товар” (карточки с изображением предметов).

Между “покупателем” и “продавцом” происходит примерно такой диалог:

Коля (кибетче): Исәнме, Оля!

Оля: Исәнме, Коля!

Коля: Хәлләр ничек?

Оля: Әйбәт.

Коля: Оля, нәрсә кирәк?

Оля:Куян кирәк.

Коля: Нинди куян?

Оля: Зур (кечкенә), матур куян.

Коля: Ничә куян?

Оля: Ике куян.

Коля: Мә, ике куян.

Оля: Рәхмәт. Сау бул, Коля.

Коля: Сау бул, Оля.

-Здравствуй, Оля!

-Здравствуй, Коля!

-Как дела?

-Хорошо.

-Оля, что надо?

-Заяц нужен

-Какой заяц?

-Большой (маленький), красивый заяц.

-Сколько зайцев?

-Два зайца.

-На, два зайца.

-Спасибо. До свидания, Коля.

-До свидания, Оля.

Дидактическая игра “Составь букет” “Чәчәкләр бәйләме төзе”

Цели: учить детей по внешнему виду определять и называть элементы татарского растительного орнамента (трилистник, тюльпан, гвоздика, колокольчик, ромашка, лотос. Упражнять в счёте до 10 на татарском языке: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун. Закреплять умение детей называть на татарском языке цвета: сары — жёлтый, кызыл — красный, яшел — зелёный, зәңгәр — синий, ак — белый, кара — чёрный.

Материал: фланелеграф с контурным изображением вазы, цветные плоскостные изображения элементов татарского орнамента

Ход игры:

1 вариант — взрослый просит ребёнка составить букет из элементов татарского растительного орнамента определённого цвета, называя при этом, цвета по-татарски.

2 вариант — составить букет из всех, имеющихся элементов татарского растительного орнамента, и сосчитать их по-татарски на ощупь, с закрытыми глазами.

Пособие по обучению татарскому языку ЛЭПБУК “Минем өем”

Лэпбук — в дословном переводе с английского значит “наколенная книга”. Это самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз посмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержаться все необходимые материалы по теме. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. В лэпбуке систематизированы знания по определенной теме. Это пособие помогает эффективно закрепить изученный материал в занимательно-игровой форме.

Данное многофункциональное пособие решает такие задачи, как:

− Закрепление лексического минимума по татарскому языку в соответствии с возрастом детей;

− Закрепление умения считать на татарском языке от 1 до 5;

− Закрепление умения общаться со сверстниками, используя лексический минимум в соответствии с УМК по татарскому языку;

− Активизация познавательной активности дошкольников;

− Развитие устной диалогической речи на татарском языке;

− Понимание и запоминание информации, повторении и закрепление материала.

Данное пособие используется как в в самостоятельной деятельности детей, так и в индивидуальной работе с дошкольниками.

Основные термины (генерируются автоматически): татарский язык, ребенок, дидактическая игра, карточка, пройденный материал, ход игры, цвет, индивидуальная работа, лексический минимум, татарский растительный орнамент.
Задать вопрос