Дидактические игры и игровые пособия для обучения дошкольников татарскому языку
Авторы: Асулгареева Ольга Владимировна, Михайлова Татьяна Михайловна, Пухова Ирина Петровна, Андреева Ирина Васильевна, Губина Людмила Викторовна, Калинина Нина Александровна, Капустина Анна Александровна, Мосолова Елена Петровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.
Дата публикации: 27.03.2020
Статья просмотрена: 3794 раза
Библиографическое описание:
Дидактические игры и игровые пособия для обучения дошкольников татарскому языку / О. В. Асулгареева, Т. М. Михайлова, И. П. Пухова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5044/ (дата обращения: 17.12.2024).
Основной целью материалов пособия является создание условий для поликультурного разностороннего образования детей дошкольного возраста в условиях специально организованного образовательного процесса и свободной детской деятельности в детском саду с использованием лексического минимума по учебно-методическому пособию по татарскому языку.
Материалы пособия предназначены для системной и последовательной работы с детьми всех возрастов дошкольного детства и позволяют формировать у детей бытовые представления и навыки, математические представления и навыки, представления об окружающем мире и уважительное отношение к природе; развивать интерес к общению и познанию; формировать эстетический вкус и нравственную основу личности детей; развивать мелкую моторику рук, познавательные способности и речь. Весь процесс основан на поликультурном подходе к обучению детей, на двуязычии в обучении.
Материалы работы соответствуют требованиям к современному образованию детей дошкольного возраста и могут быть полезными педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям воспитанников.
Дидактическая игра «Магазин одежды»
Данную игру можно использовать как во время организованной образовательной деятельности, так и во время проведения индивидуальной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Игру можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (цвет, счет, наименование одежды, большой, маленький и т. д.)
Цель: закреплять умение называть предмет одежды, ее цвет и количество на татарском языке, развивать разговорную речь детей, закреплять пройденный материал и уметь использовать в игровых ситуациях
Задачи:
− формировать у детей интерес к общению на татарском языке,
− развивать устную диалогическую речь на двух государственных языках РТ,
− закреплять умение детей общаться со сверстниками, используя словарный минимум в соответствии с УМК по татарскому языку;
− воспитывать интерес к игре, дружелюбие, умение слушать товарища, навыки сотрудничества, самостоятельность
Атрибуты: вязаная одежда (рубашка, брюки, платье, сарафан) шести цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный), вешалки для каждой вещи, стойка для развешивания одежды.
Примерный ход игры: детей приглашают в магазин и предлагают купить понравившуюся им вещь.
Продавец: Здравствуйте.
Покупатель: Здравствуйте.
Продавец: Как дела?
Покупатель: Хорошо, спасибо!
Продавец: Что вам понравилось? Что вы хотите купить?
Покупатель: Я хочу купить платье.
Продавец: Какое платье?
Покупатель: Красное платье.
Продавец: Сколько платьев.
Покупатель: Одно платье.
Продавец: Возьмите красное платье.
Покупатель: Спасибо! До свидания!
Продавец: До свидания!
Дан примерный вариант игры, его можно использовать по — своему, дополняя и изменяя.
Дидактическая игра «Умные краски»
Данную игру можно использовать как во время ООД, так и во время проведения индивидуальной работы по УМК с детьми в режимные моменты.
Игру можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (задания в карточках можно и нужно менять в зависимости от пройденного материала для его закрепления)
Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), умение точно выполнять задания, закреплять пройденный материал.
Задачи: развитие и совершенствование устной монологической и диалогической речи на двух государственных языках РТ; расширение и закрепление словарного запаса; развитие восприятия, мышления; воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательность и выдержку.
Атрибуты: футляры (красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов) для карточек, карточки с заданиями (карточки двусторонние с заданием на каждой стороне), палитра, кисточка. На палитре обозначены цвета: красный, желтый, синий, зеленый, черный и скрипичный ключ на белом фоне.
Ход игры:
Кисточка показывает цвет на палитре, ребенок называет на татарском языке указанный цвет, берет футляр с названным цветом, открывает и достает карточку с заданием. Педагог читает задание, а ребенок выполняет. Если попадает скрипичный ключ, то ребенок или все дети поют любую знакомую песню на татарском языке.
Примеры карточек сзаданиями:
- Позови Акбая.
- Посчитай от 1 до 10.
- Капуста какая?
- Девочка катается на санках.
- Предложи кукле поиграть.
(и т. п. варианты придумать можно по пройденным темам)
Дидактическая игра «Сана әле» «Посчитай-ка»
Многофункциональная игра решает задачи: закрепление счета и цифр в пределах десяти на татарском языке; закрепление понятия о величине предметов на татарском языке; умение различать геометрические фигуры; развивает слуховую и зрительную память; воспитывает интерес к изучению татарского языка через математику.
Варианты игры:
- Потребуются карты с изображением цифр и предметов. Предложить детям сосчитать предметы и кружочки на каждой карточке. Дети запоминают образ каждой цифры и соотносят её с нужным количеством предметов.
- Понадобятся карточки с изображениями огурцов, шарфиков, мячиков и деревьев; красные, желтые полоски и зеленые квадраты.
А) красные полоски + огурцы: сравнение по длине;
Б) голубые полоски + деревья: сравнение по высоте;
В) желтые полоски + шарфики: сравнение по ширине;
Г) квадраты + мячики: сравнение по ширине;
Д) выкладывание полосок от длинной до короткой; от широкой до узкой; от высокой до низкой.
- Выкладывание карточек (маленьких) с цифрами по возрастанию и убыванию. Около каждой цифры раскладывается необходимое количество карточек с предметами. Закрепление знаний о составе числа.
- Здесь понадобятся карточки с изображением различных геометрических фигур: название их, различие по цвету и величине а также назвать окружающие предметы, похожие на них по форме.
Дидактическая игра «Кто что любит» «Кем нәрсә ярата»
Цель: развивать разговорную речь детей, закреплять пройденный материал и уметь использовать в игровых ситуациях, формировать у детей потребность в общении на втором государственном языке Республики Татарстан.
Задачи: воспитывать интерес к изучению татарского языка; расширять и закреплять словарный запас; определять классификацию животных и называть их; упражнять в употреблении слов, обозначающих основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый); развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, желание ухаживать за животными
Атрибуты: спичечные коробки разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый) с наклеенными животными, картинки «Овощи», «Фрукты», «Продукты».
Ход игры:
Игрок выбирает одну из коробочек. Ведущий задает вопросы: «Нинди?», «Бу нәрсә?». «Что любит?», «Угости». Ребенок открывает коробочку и вкладывает в нее картинку, и ведущий говорит за животного «Рәхмәт» «Спасибо».
Игру можно использовать с детьми по возрастам в зависимости от изучаемой темы (вопросы можно и нужно менять в зависимости от пройденного материала для его закрепления) и изучаемых диалогов. Вариантов применения игры очень много, все зависит от творчества педагога.
Развивающая игра «Табышмак» «Загадки»
Цель: Развитие ассоциативного мышления, произвольного внимания у детей.
Задачи: Учить детей отгадывать загадки. Воспитывать интерес к татарскому языку. Закреплять слова в игровой форме.
Ход игры: В игре могут принимать участие 2–3 ребёнка-игрока и взрослый — ведущий. Играющим раздаются большие карточки. Ведущий тасует маленькие карточки с загадками, читает загадки. Игрок, у которого есть отгадка, произносит её на татарском языке и получает маленькую карточку. Маленькой карточкой закрывается поле отгадки на большой карточке. Тот игрок, у которого первым будет закрыто все поле большой карточки, считается победившим.
Правила игры: Участники отгадку должны называть только на татарском языке.
Дидактическая игра “Магазин” “Кибет”
Цели: учить детей классифицировать предметы по их назначению, цвету, форме. Развивать умение вести сюжетный диалог между продавцом и покупателем на татарском языке. Упражнять в счёте до 10 на татарском языке: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун. Закреплять умение детей называть на татарском языке цвета: сары — жёлтый, кызыл — красный, яшел — зелёный, зәңгәр — синий, ак — белый, кара — чёрный.
Материал: фланелеграф со схематичным изображением витрины магазина, карточки с изображением предметов
Ход игры:
“Покупатель” приходит в магазин и выбирает “товар” (карточки с изображением предметов).
Между “покупателем” и “продавцом” происходит примерно такой диалог:
Коля (кибетче): Исәнме, Оля!
Оля: Исәнме, Коля!
Коля: Хәлләр ничек?
Оля: Әйбәт.
Коля: Оля, нәрсә кирәк?
Оля:Куян кирәк.
Коля: Нинди куян?
Оля: Зур (кечкенә), матур куян.
Коля: Ничә куян?
Оля: Ике куян.
Коля: Мә, ике куян.
Оля: Рәхмәт. Сау бул, Коля.
Коля: Сау бул, Оля.
-Здравствуй, Оля!
-Здравствуй, Коля!
-Как дела?
-Хорошо.
-Оля, что надо?
-Заяц нужен
-Какой заяц?
-Большой (маленький), красивый заяц.
-Сколько зайцев?
-Два зайца.
-На, два зайца.
-Спасибо. До свидания, Коля.
-До свидания, Оля.
Дидактическая игра “Составь букет” “Чәчәкләр бәйләме төзе”
Цели: учить детей по внешнему виду определять и называть элементы татарского растительного орнамента (трилистник, тюльпан, гвоздика, колокольчик, ромашка, лотос. Упражнять в счёте до 10 на татарском языке: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун. Закреплять умение детей называть на татарском языке цвета: сары — жёлтый, кызыл — красный, яшел — зелёный, зәңгәр — синий, ак — белый, кара — чёрный.
Материал: фланелеграф с контурным изображением вазы, цветные плоскостные изображения элементов татарского орнамента
Ход игры:
1 вариант — взрослый просит ребёнка составить букет из элементов татарского растительного орнамента определённого цвета, называя при этом, цвета по-татарски.
2 вариант — составить букет из всех, имеющихся элементов татарского растительного орнамента, и сосчитать их по-татарски на ощупь, с закрытыми глазами.
Пособие по обучению татарскому языку ЛЭПБУК “Минем өем”
Лэпбук — в дословном переводе с английского значит “наколенная книга”. Это самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз посмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержаться все необходимые материалы по теме. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. В лэпбуке систематизированы знания по определенной теме. Это пособие помогает эффективно закрепить изученный материал в занимательно-игровой форме.
Данное многофункциональное пособие решает такие задачи, как:
− Закрепление лексического минимума по татарскому языку в соответствии с возрастом детей;
− Закрепление умения считать на татарском языке от 1 до 5;
− Закрепление умения общаться со сверстниками, используя лексический минимум в соответствии с УМК по татарскому языку;
− Активизация познавательной активности дошкольников;
− Развитие устной диалогической речи на татарском языке;
− Понимание и запоминание информации, повторении и закрепление материала.
Данное пособие используется как в в самостоятельной деятельности детей, так и в индивидуальной работе с дошкольниками.