Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение и возможности использования информационно-коммуникационных технологий
Авторы: Воронкова Римма Валерьевна, Кириянко Татьяна Владимировна, Воронкова Мария Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 03.10.2021
Статья просмотрена: 1363 раза
Библиографическое описание:
Воронкова, Р. В. Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение и возможности использования информационно-коммуникационных технологий / Р. В. Воронкова, Т. В. Кириянко, М. В. Воронкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16674/ (дата обращения: 16.11.2024).
На сегодняшний момент можно однозначно утверждать, что мир шагнул далеко вперед. Современные дети, еще не научившись уверенно держать ложку или пресловутый карандаш, уже с огромным интересом управляются с маминым телефоном, листая фотографии и просматривая видео. Уже с рождения ребенка окружает мир компьютеров, планшетов, смартфонов и других цифровых устройств. Выбирая между погремушкой и гаджетом, малыш потянется конечно же к смартфону. Но это естественный процесс нашего времени.
«Ох уж эти современные дети!» — так старшее поколение всегда отзывается о детях в любые времена, но сейчас, когда миром управляют цифровые технологии, дети особенно нуждаются в современном образовании. Дети стремительно растут и развиваются.
Нужно признать, что на сегодняшний момент не стоит в панике ограждать ребенка от всего этого «цифрового изобилия», по нашему мнению, необходимо попытаться идти «в ногу со временем», соблюдая некоторые правила и рекомендации.
Современные информационные технологии все активнее врываются в нашу жизнь, и дошкольные образовательные учреждения, как носители культуры и знаний, не могут оставаться в стороне. Информатизация ДОУ — это необходимая реальность.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами ДОУ, на сегодняшний день является неотъемлемой частью их работы.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, т. е. всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития ребенка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
Среди таких компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования отмечается и владение ИКТ-компетентностями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Итак, давайте рассмотрим аргументы «за» и «против» использования современных цифровых изобретений.
Не будем отрицать тот факт, что многие родители отдают свои планшеты либо мобильные телефоны в руки своему чаду лишь с одной целью — дабы успокоить, или на какое-то время завлечь малыша, чтобы пару минут (а то и больше часа!) выкроить время для своих нужд.
Конечно, бывают такие ситуации, когда действительно необходимо занять малыша хоть как-то, хоть чем-то, (очередь к педиатру, поездка в плацкарте или автобусе и мн. др.) Не всегда под рукой могут оказаться карандаши и альбом, либо любимая игрушка малыша. А вот мобильный телефон у родителей всегда под рукой.
Но, безусловно, совершенно напрасно родители заменяют живое общение со своим ребенком, на общение его со своим телефоном. В первый год своей жизни ребенок активно развивается и растет. Он нуждается в особенном эмоциональном, незаменимом ничем, общении со взрослым.
У малыша формируется отношение к окружающему миру, к окружающим ему взрослым, к родителям. В данный период развития ребенку необходимы впечатления, которые дают ему реальные объекты. Ребенок должен познавать и исследовать окружающий его мир, объекты дома и помещения, которые можно потрогать и изучить, получив при этом разного рода эмоции.
Ребенку в первый год его жизни необходима и достаточная физическая активность, развивающие подвижные игры. Благодаря разнообразным действиям, ребёнок получает разного рода эмоциональные впечатления, которые он запоминает и пропускает через себя. Малыш обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
Не стоит забывать и о негативном влиянии на зрение ребенка. Из-за длительного просмотра экрана гаджета может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз — их сухость, что приводит к воспалению и даже инфекции.
Многие современные развивающие мультфильмы дают малышу полезную информацию, при этом, не вызывая у него каких-то действий, а просто гипнотизируя разноцветными образами и быстроменяющимися картинками. До определенного возраста детей действительно привлекают лишь яркие изображения, которые быстро друг друга сменяют. Малыши не усваивают ни сюжет, ни характер героев, не могут оценить их поступки.
Стоит отметить, что зависимость от гаджетов возникает очень быстро. И зачастую, попытка родителей убрать от экрана малыша, заканчивается плачем и истерикой ребенка.
Таким образом, ребенку, до определенного периода совершенно ни к чему всякого рода цифровые новшества, которые могут пагубно сказаться на его поведении и эмоциональном состоянии, сформировать неправильное восприятие окружающего его мира. Специалисты отмечают, что существует реальная угроза здоровью ребенка, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру и разного рода другим цифровым изобретениям.
Тем не менее, по мнению специалистов, детей можно знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у ребенка уже формируются осознанные действия.
Стоит признать, что методички постепенно уходят на второй план и уступают место компьютерным играм и мобильным приложениям. Существует множество программ, которые учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию, развивают память, внимание, логическое мышление, способствуют воображению. Также существуют обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о мире и природе, о вселенной, обо всём окружающем мире, о тех явлениях, которые мы не можем наблюдать в естественной среде. Правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника.
Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию, помогают развивать память, внимание, логическое мышление. Обучающие мультфильмы рассказывают ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.
Стоит отметить, что, к сожалению, не все дошкольные образовательные учреждения имеют материальную базу, позволяющую себе такое оснащение. И как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую просто не умеют ими пользоваться.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет сделать образовательный процесс информационно богатым и разносторонним, зрелищным, существенно повышая мотивацию детей к обучению, воссоздавая реальные предметы или явления в цвете, звуке и движении.
Использование педагогом ИКТ в дошкольном образовании дает ему возможность:
1. Ярко, образно и доступно преподносить дошкольникам информацию в игровой форме, поскольку игра является основным видом деятельности ребенка — дошкольника;
2. Развивать у малышей познавательную активность и исследовательские способности, привлекать к активной деятельности;
3. Решать творческие и познавательные задачи, развивать интерес к познанию и обучению;
4. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, речь.
Итак, мы выделили несколько общих методических рекомендаций по использованию цифровых технологий в современном образовании дошкольников.
Во-первых, с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера и других цифровых устройств, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила их использования. Педагог должен владеть методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Поэтому в настоящее время педагогу-воспитателю необходимо повышение компьютерной грамотности, освоение работы с программными ресурсами сети Интернет.
Во-вторых, применяя информационные технологии на занятиях в ДОУ необходима тщательная предварительная работа: отбор и анализ материала, который используется и демонстрируется детям.
В-третьих, развивающие компьютерные программы для детей должны соответствовать ряду требований: доступность и занимательность, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, возрастное соответствие.
Система использования информационных компьютерных технологий должна строиться поэтапно, на каждом этапе решаются определенные задачи.
В-четвертых, использование ИКТ должны отвечать требованиям САНПиНа, необходимо иметь специально отведенное место в группе, соответствующего нормам.
В-пятых, важно соблюдать условия здоровьесбережения ребенка:
- Детям от пяти до семи лет можно заниматься с компьютером не более 10–15 минут в день 3–4 раза в неделю.
- Монитор должен быть жидкокристаллическим или плазменным.
- Необходимо включать в занятия игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений, проводить гимнастику для глаз.
- Безусловно необходимо, чтобы взрослый дозировал время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами.
Таким образом, для нас очевидно, что педагоги должны идти в ногу со временем. Необходимо стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий. Очень важно, чтобы воспитатель не только умел, но и имел возможность, а также желание использовать ИКТ в своей воспитательно — образовательной работе.
Перед воспитателем детского учреждения, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для самореализации и творческой работы с воспитанниками.
При этом, соблюдая методические рекомендации, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить и качественно обновить воспитательно — образовательный процесс в дошкольном учреждении и повысить его эффективность.
Литература:
- Горвиц Ю.М, Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 — с.92–95
- Комарова Т. С. Комарова И. И. Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов ДОУ. М.: 2011.- с.10.
- Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова. — Текст //М.: Новая школа, — 2011. — с. 128.
- Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / С. Л. Новоселова // информатика и образование. — 2010. № 2. — с. 91–92.
- Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении / Р. М. Ревнивцева. // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — с. 67–69.
- Смирнова Н. Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста / Н. Н. Смирнова. — Текст // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — с.35–36.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: текст документа. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».