Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича
Авторы: Волобуева Юлия Витальевна, Жаркова Оксана Григорьевна, Посохова Мария Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.10.2019
Статья просмотрена: 1006 раз
Библиографическое описание:
Волобуева, Ю. В. Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича / Ю. В. Волобуева, О. Г. Жаркова, М. М. Посохова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15369/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Дети с тяжелыми нарушениями речи — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. На этом фоне в большинстве случаев у этих детей присутствуют в той или иной степени нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д.
Поэтому дети с ТНР нуждаются в продолжительной систематической логопедической помощи. Педагоги дошкольных образовательных учреждений в поиске новых форм и методов, которые помогут достичь высоких и стабильных результатов в работе с детьми ТНР. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности.
В основе занятий с дошкольниками с ТНР необходимо использовать комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Необходим личностно-ориентированный подход к обучению, образовательная деятельность должна быть ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении.
В связи с этим в МБДОУ «ЦРР д/с «Кристаллик» п. Чернянка было принято решение внедрить игровую технологию развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича в учебно-воспитательный процесс в группах компенсирующей направленности. Применения развивающих игр В. В. Воскобовича позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей образовательной деятельности. И это немаловажно, т. к. дети с ТНР часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость.
Использование игровой технологии, разработанной В. В. Воскобовичем, важны и интересны для детей с тяжелыми нарушениями речи, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий.
Главная отличительная особенность игр — образность и универсальность: игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, заинтересовывает. Ребенок образно попадает в ситуации, последовательно анализирует свои действия, осознает цели и находит варианты решения.
Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности детей с ТНР, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость [1, 78].
Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе дает возможность перейти от привычных коррекционных занятий с детьми с ТНР к речевой игровой деятельности. Игра стимулирует проявление речевых способностей ребенка, создает условия для его личного развития. С помощью таких игр можно решать большое количество коррекционно-развивающих задач.
Таким образом, многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы — коррекции и формирования речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР.
Обучение ребенка должно быть непринужденным и веселым, поэтому одним из принципов методики Воскобовича является использование интересных сказок. Каждую игру сопровождает увлекательная история, которая помогает быстрее запомнить формы, буквы, цифры или другую информацию. Ребенок помогает героям, выполняя разные упражнения и задания по сюжету. Сказки и игры по методике Воскобовича помогают развивать фантазию, воображение и творческие потенциал.
Игры обязательно учитывают актуальные для возраста интересы ребенка. Кроме того, в ходе игрового процесса дети совершают новые открытия и получают удовлетворение от самостоятельно выполненных задач. Большинство игр по методике Воскобовича в детском саду сопровождаются методическими пособиями и иллюстрированными историями, в которых нужно выполнять по сюжету задания или отвечать на поставленные вопросы.
Все игры по методике Воскобовича можно условно разделить на несколько типов. Большинство из них развивают логико-математические способности, и обучают чтению. Игры сопровождаются методическими книгами с заданиями, сказками, иллюстрациями и вопросами. Добрые герои сопровождают ребенка, учат не только математике и чтению, но и человеческим взаимоотношениям [4,102].
Развивающие игры В. В. Воскобовича, учат детей сравнивать, сопоставлять; формируют привычку доказывать, что это, так или иначе; дают дошкольнику возможность выбора собственной позиции; учат задавать вопросы, так как, по мнению отечественных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников; способствуют формированию устной речи.
Развивающие игры В. Воскобовича способствуют общению. Общаясь с персонажами Фиолетового леса (развивающая среда, где сосредоточены персонажи и области их проживания), отвечая на их вопросы, задавая вопросы им, ребёнок учится вести диалог. Овладев диалогом, в ответах на заданные вопросы (с просьбой рассказать), ребенок осваивает монологическую речь.
Постоянное усложнение позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка — реализуется зона ближайшего развития.
Освоение игр детьми с тяжелыми нарушениями речи происходило в три этапа: на начальном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому, который знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбором игровых заданий в зависимости от возможностей и интересов ребенка.
На втором этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, иногда выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концепции внимания.
На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы [4, 102].
Технологияработы с развивающими играми В.Воскобовича разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях детям предоставляется возможность выполнить физические упражнения, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманный предмет, представлять себя персонажем и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать.
Одним из многих пособий, которое мы используем, это коврограф «Ларчик», которое выглядит какигровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. д. В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса. Игровая методика «Сказки Фиолетового Леса» реализуется в игровой форме с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича и сюжета сказок Фиолетового леса. Методика позволяет отойти от скучной дидактики и «оживить» конструктивные процессы. Например, игры «Разноцветные квадраты». Сюжет сказки «Поймай бабочку». «Только друзья разложили на Полянке цветные квадраты, как появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой» [2,88].
В данном наборе имеются и пространственные карточки. «Лев, лань, павлин и пони». Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки. «Звери были дружны и играли вместе, когда были малы, но они выросли, и настало время, когда им пришлось разделить свою территорию на границе своих владений, ровно посередине они сделали колодец, из которого могут утолить жажду». Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
Созданные условия для развития речи детей с применением развивающих игр В.Воскобовича, позволяют полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи в игровой форме, как того требует ФГОС ДО. Игры распределены по возрастным категориям и направлены на развитие творческих и речевых способностей дошкольников.
Используя в своей работе неординарные приемы и методы, мы стремимся к тому, чтобы наши дети получили определенный багаж знаний и умений, легче адаптировались в современном мире, стали самоуверенными в себе. И только увлекательная, развивающая игра может заинтересовать детей, активизировать их речевую активность.
Таким образом, образовательное содержание с применением развивающих игр В. В. Воскобовича строится по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые получают дети, опираются уже на приобретённые знания. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, что позволяет эффективно развивать речевые способности детей дошкольного возраста.
Предложенная система коррекционной работы позволяет преодолеть трудности развития речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Данную систему работы могут использовать не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя детского сада, также ими могут пользоваться родители воспитанников.
Литература:
1. Воскобович В. В., Вакуленко Л. В. Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; — Хабаровск, СПб, 2014.
2. Воротягина И. Г., Степанова Е. Ю., Зевакина Н. Н. Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 88–89.
3. Демидова Н. В. Развивающие игры Воскобовича. Образовательные проекты Совёнок для дошкольников. — 2013. — № 5
4. Руппель Н. В., Зотьева С. А. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С.102.
5. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет Сказочные лабиринты игры. — СПб.: ООО «РИВ», 2007.