Использование «Сказочных лабиринтов игры» В. В. Воскобовича в коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ
Авторы: Волобуева Юлия Витальевна, Посохова Мария Михайловна, Жаркова Оксана Григорьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 18.11.2020
Статья просмотрена: 501 раз
Библиографическое описание:
Волобуева, Ю. В. Использование «Сказочных лабиринтов игры» В. В. Воскобовича в коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ / Ю. В. Волобуева, М. М. Посохова, О. Г. Жаркова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16173/ (дата обращения: 16.12.2024).
В связи с происходящей в стране модернизацией образования, внедрение ФГОС ДО обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации коррекционного процесса в образовательных учреждениях. Каждому педагогу приходится находить свои инновационные вспомогательные средства, которые способствуют облегчению и систематизации коррекционного процесса, т. е. наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик — современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна.
В настоящее время в логопедической практике существует множество нетрадиционных развивающих технологий. Особое место среди них занимает методика В. В. Воскобовича.Использование данной игровой технологии, важны и интересны для детей с ОВЗ, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Эти игры включают манипуляции с игровым материалом, что так любят дети, это способствует удовлетворению детей в моторной активности, движении, помогает им в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролировать правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся эффективными. Учитывая особенности высшей психической деятельности детей с ОВЗ, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость [2].
Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе дает возможность перейти от привычных коррекционных занятий с детьми с ОВЗ к речевой игровой деятельности. Игра стимулирует проявление речевых способностей ребенка, создает условия для его личностного развития. Система таких игр позволяет решать множество коррекционно-развивающих задач.
Освоение игр детьми с тяжелыми нарушениями речи происходило в три этапа. На начальном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому, который знакомит дошкольников с персонажами сказок и образной терминологией, подбором игровых заданий в зависимости от возможностей и интересов ребенка.
На втором этапе дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, иногда выполняют задания, которые требуют от ребенка интеллектуального напряжения, волевых усилий и концепции внимания.
На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дошкольники без помощи педагога придумывают игровые задания и упражнения, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.
Технологияработы с развивающими играми В. Воскобовича разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений коррекционно-развивающего процесса. В игровых ситуациях дошкольникам предоставляется возможность выполнять физические упражнения, представлять себя тем или иным персонажем и от его лица рассказывать , показывать, как он будет действовать, в той или иной ситуации, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманные предметы [1].
При проведении организованной образовательной деятельности по развитию речи в нашем детском саду применяются следующие игры: «Геоконт», «Чудо-крестики», «Нетающие льдинки», данные игры способствуют речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи: они придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, беседуют друг с другом и взрослым, высказывают предположения, сочиняют рассказы.
В коррекционной деятельность используем следующие игры: «Геоконт», на котором для обозначения точек используем буквы, это способствует непроизвольному запоминанию детьми букв. При работе с «Геоконтом» дошкольники выкладывают контуры по названию координат, по схеме, по картинке, оречевляют свои действия , развивая мышление, восприятие, внимание , ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций . 000000
«Забавные буквы» данная игра представлена карточками, на которых изображены гласные буквы русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, второй шут извился буквой О и его имя — Орлекин и т. д. Пропевая имена шутов и играя с карточками дети знакомятся с буквами, упражняются в звуковом анализе слов; развивают память, мышление, внимание, воображение и речь [3].
С целью обучения грамоте, в своей работе используем игрына буквенный анализ слов, такие как «Конструктор букв», «Прозрачные буквы, цифры», «Шнур-затейник», дети составляют буквы из частей по графическому образцу, придумывают и видоизменяют слова. Игра«Конструктор букв»представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. Конструктор помогает дошкольникам в изучении алфавита, с его помощью дети выкладывают графическое обозначение каждой буквы, переделывая потом ее в другую [1].
Так же в работе с детьми с ОВЗ используем пособие коврограф «Ларчик», оно выглядит какигровое поле из ковролина, в наборе с наглядным материалом: «Забавные буквы», «Разноцветные круги», «Разноцветные веревочки», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. д.
Данное пособие решает следующие задачи речевого развития детей: установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры; активное использование слов, обозначающих действия с предметами; свойства и особенности предметов, составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок.
В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса. Игровая методика «Сказки Фиолетового Леса» реализуется в игровой форме с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича и сюжета сказок Фиолетового леса [4].
Таким образом, герои сказок помогают детям усвоить азы чтения, учат взаимопониманию и конструктивному общению. Важно, что дети не утомляются в процессе образовательной деятельности, потому что имеют возможность самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое.
Данная технология применяется нами во всех видах детской деятельности, используется как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Утро детей начинается со сказки, которая продолжается в течение всего дня в разных видах деятельности с использованием развивающих игр в соответствии с возрастом детей. Например, с помощью игры «Геоконт», используя цветные резиночки разной длины, собираем домик для сказки «Теремок». После прогулки дети продолжают сказку, конструируя из различных игр её героев (Зайку-побегайку с помощью игры «Чудо-цветик» и «Чудо-соты» и т. д.). Вечером дети с увлечением продолжают самостоятельно играть в эти игры, самостоятельно конструируя предметы, располагая их в пространстве, придумывая и составляя своих персонажей сказок.
Таким образом, образовательное содержание с применением развивающих игр В. В. Воскобовича строится по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые получают дети, опираются уже на приобретённые знания. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, что позволяет эффективно развивать речевые способности детей дошкольного возраста.
Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет применять их с целью коррекции и формирования речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Применение «Сказочных лабиринтов игры» В. В. Воскобовича в коррекционной работы, а так же применение игровых методик и наглядных пособий В. В. Воскобовича способствует развитию всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Развивающие игры могут стать важным средством в коррекционной деятельности с дошкольниками с ОВЗ.
Литература:
1. Воскобович В. В., Вакуленко Л. В. Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; — Хабаровск, СПб, 2014.
2. Воротягина И. Г., Степанова Е. Ю., Зевакина Н. Н. Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 88–89.
3. Демидова Н. В. Развивающие игры Воскобовича. Образовательные проекты Совёнок для дошкольников. — 2013. — № 5
4. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет Сказочные лабиринты игры. — СПб.: ООО «РИВ», 2007.