Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Авторы: Богуцкая Ирина Викторовна, Шатерникова Ирина Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 22.06.2020
Статья просмотрена: 523 раза
Библиографическое описание:
Богуцкая, И. В. Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Богуцкая, И. В. Шатерникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15950/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современных условиях развития образования, в соответствии с введением ФГОС ДО, в образовательной деятельности воспитатели используются нетрадиционные развивающие технологии. Важное место среди них, отводится игровой технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Развивающие игры В. В. Воскобовича интересны для детей старшего дошкольного возраста, они разнообразны по содержанию и очень динамичны. Данные игры понятны детям дошкольного возраста и включают в себя знакомые им действия с игровым материалом, который способствует удовлетворению в моторной активности и движении. Применение развивающих игр позволяет дошкольникам рано осваивать навык чтения, учит быстро выполнять различные математические операции, у детей развивается умение логически мыслить и выполнять творческие задания, развивается память, концентрация внимания.
Основной отличительной особенностью игр можно отметить их универсальность и образность. Дошкольник образно попадает в ситуации, которые может последовательно анализировать, осознавать цели и находить варианты их решения.
Освоение развивающих игр В. В. Воскобовича детьми старшего дошкольного возраста, мы осуществляем в три этапа. На первом этапе большое значение при организации игровой познавательной деятельности отводится педагогу. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возраста, возможностей и интересов дошкольника.
На следующем этапе дошкольники знакомятся с основными игровыми приемами, осваивают навыки конструирования, часто выполняют задания, требующие от дошкольника интеллектуального напряжения, концепции внимания и волевых усилий.
На последнем этапе большую роль отводим развитию самостоятельности и творчества. Дети без подсказок взрослых придумывают разнообразные игровые упражнении и задания, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы [5].
Методикаработы с развивающими играми В. Воскобовича разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В процессе игровой деятельности дошкольникам дается возможность выполнять физические упражнения, они могут представлять себя тем или иным персонажем и от его лица показывать или рассказывать, как можно действовать, в той или иной ситуации, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманные предметы.
В нашем детском саду при проведении непосредственной образовательной деятельности используются разнообразные игры: «Геоконт», «Нетающие льдинки», «Чудо-крестики» дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют рассказы , например, «Сказочная зима, какая она?» , беседуют друг с другом и взрослым, высказывают предположения.
На «Геоконте» для обозначения точек мы используем буквы, что способствует непроизвольному запоминанию букв. Дети при работе с «Геоконтом» выкладывают контуры по схеме, по картинке, по названию координат, оречевляют свои действия , развивая внимание , мышление, восприятие, ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций .
Одним из многих пособий, которое используется в МАДОУ № 42, является коврограф «Ларчик»,который выглядит какигровое поле из ковролина и содержит наглядный материал: «Забавные буквы», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. д. В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса. Методика «Сказки Фиолетового Леса» реализуется в игровой форме с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича и сюжета сказок Фиолетового леса.
Данная игровая методика позволяет отойти от скучной дидактики и «оживить» конструктивные процессы. Например, игры «Разноцветные квадраты», сюжет сказки «Поймай бабочку». «Только друзья разложили на Полянке цветные квадраты, как появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой». Карточки раскладываются в три ряда по три в каждом ряду. Цель: поиск карточки, например, синего. Поиск происходит путём подачи команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка). За командами дети следят только зрительно, без помощи пальца и указки, передвигаясь на соседнюю карточку. Как только дети находят нужную карточку, хлопают в ладоши.
В данном наборе имеются и пространственные карточки . «Лев, лань, павлин и пони». Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки. «Звери хорошо дружили и вместе играли, когда были малышами, но они выросли, и настало время, когда звери разделили свою территорию на границы своих владений, ровно посередине они сделали колодец, из которого утоляют жажду». Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
На коврографе располагаются картинки с изображением льва, лани, павлина, пони. Бабочка «садится» в разных частях коврика. Дети называют место, где «остановилась» бабочка (у Льва, у Пони, рядом с Павлином и т. д.) и т. д.
Задачи, которые можно решить с помощью пособия коврограф «Ларчик» многообразны: сенсорное развитие, развитие психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), математические представления, речевые способности, установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры; активное использование слов, которые обозначают действия с предметами; свойства и особенности предметов, составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок.
Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями, и облегчает построение геометрических контуров и в дальнейшем ориентировку старших дошкольников в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.
В образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, так же применяем такие развивающие игры В. В. Воскобовича как: логоформочки, квадрат Воскобовича, конструктор букв, ромашка, теремки Воскобовича, «Игровизор» и т. д.
Таким образом, герои сказок помогают дошкольникам усвоить азы чтения, обучают взаимопониманию и конструктивному общению. Главное в процессе образовательной деятельности дошкольники не утомляются, потому что могут самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое [5].
Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность методики игровой деятельности В. В. Воскобовича позволяет применять ее с целью всестороннего развития старших дошкольников, а так же формирования речевых умений детей.
Образовательное содержание с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича основывается по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые осваивают дошкольники, опираются уже на приобретённые знания. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, это позволяет эффективно развивать способности детей старшего дошкольного возраста. Развивающие игры В. В. Воскобовича можно применять в разных образовательных областях, что соответствует ФГОС ДО.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. — Воронеж, 2013.
2. Воротягина И. Г., Степанова Е. Ю., Зевакина Н. Н. Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 88–89.
3. Демидова Н. В. Развивающие игры Воскобовича. Образовательные проекты Совёнок для дошкольников. — 2013. — № 5
4. Харько Т. Г. «Сказки Фиолетового леса». Методика познавательно-творческого развития дошкольников. — Детство-Пресс, 2012.
5. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет Сказочные лабиринты игры. — СПб.: ООО «РИВ», 2007.