В статье рассмотрены особенности развивающих игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Выделены цель и задачи игр, приведена классификация, выявлены преимущества использования развивающих игр в ДОО. Автор статьи выделяет основные принципы, заложенные в развивающие игры.
Ключевые слова: Воскобович, дети, дошкольник, развивающие игры, ребенок, игровые технологии, игровая методика.
Введение ФГОС ДО в условиях развития образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования. Акцент ставится на поиске новых и эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста. Система ДО на современном этапе выдвигает высокие требования к воспитанникам, поэтому ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. При организации педагоги большое внимание уделяют выбору методов, методик и различных технологий, опираясь на эффективность в практической деятельности.
В современном мире педагоги в дошкольных образовательных учреждениях выделяют невозможность организации образовательной деятельности по устаревшим теоретическим знаниям. Поэтому возникает необходимость использования современных технологий образования. В современных условиях в соответствии с ФГОС ДО педагоги в образовательной деятельность используют нетрадиционные развивающие технологии.
Развивающие игры — интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений [1].
Важное место среди них отводится развивающим играм Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Целью развивающих игр Воскобовича является развитие интеллектуальных способностей детей. Задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:
- Развитие познавательного интереса у детей, желание узнать что-то новое.
- Развитие исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей среды, развитие наблюдательности.
- Развитие воображения, креативного мышления (развивать способность видеть проблемную ситуацию под новым углом)
- Гармоничное развитие эмоционально-образного и логического начала.
- Формирование базисных представлений: окружающем мире, математических представлений, речевых умений.
- Развитие мелкой моторики.
Развивающие игры В. В. Воскобовича можно классифицировать на игры [4]:
— направленные на творческое конструирование (геоконт);
— развивающие логику и воображение (квадрат Воскобовича;
— развивающие речь и обучающие чтению (конструктор букв);
— развивающие математические способности (кораблик Брызг-Брызг, логоформочки и т.д).
Игровая методика В. В. Воскобовича популярна среди современных педагогов, так как отличается высокой эффективностью и доступностью. Развивающие игры Воскобочива не вызывают трудностей в использовании в практической деятельности, они понятны как детям, так и педагогам. Игровая методика направлена на гармоничное развитие дошкольников, создавая доверительную атмосферу между воспитателем и воспитанниками.
Преимуществом игровой технологии В. В. Воскобовича является ее многофункциональность: ее можно начинать с простых манипуляций элементами, а заканчивать решением многоуровневых задач, параллельно развивая мышление, память, воображение, логику, речь, творческие способности. Таким образом, развивающие игры являются ценными из-за возможности всестороннего развития дошкольника, имея при этом многофункциональный характер, так как имеют несколько уровней сложности, подойдут как младшему дошкольнику, так и старшему [3]. В результате, при формировании предметно-развивающей среды в группе детей ДОО эти игры будут на протяжении всего обучения в детском саду.
Основные принципы, заложенные в развивающие игры: интерес-познание-творчество. В основу игровой технологии В. В. Воскобовича положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, получаемый при решении проблемных и творческих задач.
Особенности развивающих игр В. В. Воскобовича [2]:
- Многофункциональность. В процессе развивающих игр дошкольник осваивает цифры и буквы, запоминает цвета, знакомиться с геометрическими фигурами, развивает мелкую моторику рук, совершенствует речь, развивает память, логику, воображение, совершенствует речь, развивает математические представления, развивает творческие способности и навыки конструирования. А главное способствуют формированию желания учиться, узнавать что-то новое и развивают навык самостоятельности. Таким образом, в процессе игровой деятельности ребенок всесторонне развивается.
- Вариативность. Развивающие игры не надоедают дошкольнику, так как игру всегда можно чем-то дополнять и совершенствовать, включая новые элементы в игровую деятельность. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений. Система постоянно усложняется благодаря развивающим вопросам и познавательным заданиям.
- Возрастной диапазон. Одна и та же игра интересна как детям младшего дошкольного возраста, так и старшему, так как в ней имеются действия для детей трехлетнего возраста и многоуровневые задания для старших детей. Игры разработаны, исходя из интересов детей.
- Творческий потенциал. Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами, дошкольник имеет возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность. Все игры Воскобовича направлены на развитие воображения, в процессе игровой деятельности ребенок может сочинить историю про созданной предмет.
- Высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики рук.
- Сочетание сказки и головоломки. Сказка для детей дошкольного возраста — дополнительная возраста. Ребенок не просто конструирует, но и окунается в волшебный мир. Развивающие игры отличаются образностью, разнообразностью, универсальностью и новизной восприятия. Дошкольник входи в проблемную ситуацию, где от него требуется четкий алгоритм, последовательность детей, анализ предложенного задания, осознания целей и поиска вариантов решения.
- Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются дополнительными материалами: книгами со сказами, интеллектуальным заданиями и иллюстрациями.
- Эмоциональная культура игры. Особенностью является легкость, ирония и юмор, благодаря которой ребенок воспринимает как язык партнерства, равенства и поддержки, когда становится нелегко.
Таким образом, развивающие игры В. В. Воскобовича — это один из самых эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребенка. Игры Воскобовича отличаются своей яркостью и уникальным характером, детям дошкольного возраста не надоедает играть в них на протяжении всего обучения в детском саду. В процессе игровой деятельности ребенок дошкольного возраста открывает для себя новые знания и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса.
Литература:
- Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ — Воронеж, ИП Лакоценина С. С.,2012
- Воскобович В. В. Развивающие игры и игровые технологии [Электронный ресурс]. URL: http://voskobovich.su/ Текст: электронный
- Воскобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб.: Гириконт, 2000.
- Воскобович, В. В., Харько, Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В, Воскобович, Т. Г. Харько. — М., 2003