Развивающие игры В.Воскобовича как средство формирования познавательной компетентности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.11.2020

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Мудрак, С. В. Развивающие игры В.Воскобовича как средство формирования познавательной компетентности детей дошкольного возраста / С. В. Мудрак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 251-252. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74839/ (дата обращения: 16.12.2024).



Детство — прекрасная пора в жизни человека. Это беззаботное время веселья и игр.

Многие родители считают игру детской забавой, но это совсем не так. И примером опровержения данного высказывания можно привести слова одного известного врача и педагога П. Ф. Лесгафта. Он утверждал, о том, что детская игра — это не забава. Данное высказывание он любил повторять, так как считал, что в простой детской игре заключается своеобразная форма деятельности, по средствам которой дошкольники готовятся к жизни, приобретая разного рода навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера.

Ни для кого не секрет, что для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности образовательного процесса. И от того, какими играми играет ребенок, зависит его развитие и мышление. В каждом дошкольном учреждении есть образовательная программа, предусмотренная ФГОСом РФ, в которой прописаны основные требования к игровой деятельности в детском саду.

Сейчас, в современном мире прогресса, одной из важнейших проблем современных методов развития и воспитания ребенка является формирование у него интеллектуальных способностей. От того, насколько развит интеллект у дошкольников, зависит его способность памяти быстрее запоминать разного рода материал. Такие дети более уверенны в своих ответах и действиях, соответственно лучше подготовлены к школе.

Что такое интеллект? Как его развивать? Что для этого использовать? К каким методам прибегнуть? Этими вопросами задаются почти все родители и педагоги. А ответ прост.

Интеллект — это определенного рода мыслительная способность, определяющая деятельность человека.

Следовательно, наилучшим способом развития интеллекта являются разнообразные игры. В ходе игровой деятельности у детей формируется навык общения со сверстниками, умение придумывать и реализовывать ход игры, так же развивается творческое воображение и логическое мышление.

Существует множество авторских разработок, методик и игр для развития интеллекта детей, но среди этого разнообразия хочется выделить конкретную группу развивающих игр, автором которых является Вячеслав Вадимович Воскобович. Это российский изобретатель, инженер — физик, создатель первых развивающих детских игр. Идея их создания появилась у В. В. Воскобовича во время игр с собственными детьми.

Основываясь на труды отечественных педагогов-новаторов, таких как Зайцев и Никитины, он, сделав для себя определенные выводы, которые послужили Воскобовичу фундаментом при выборе собственного пути и разработке авторских игр.

Его игры являются замечательным подспорьем в работе воспитателей по формированию у дошкольников психологических и педагогических технологий, которые стимулируют развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений детей. Поэтому, при включении какой — либо игры в образовательный процесс очень важно помнить о том, чтобы при таком многообразии задач, игры оставались интересными, оригинальными и поучительными.

При разработке своих игровых пособий Вячеслав Воскобович особую роль уделил именно интересам ребенка в этот сложный, но увлекательный жизненный период.

Исходя из опыта работы педагогов по данной методике, следует отметить немаловажную особенность, ведь, побуждая дошкольников к занятиям по «Развивающим играм Воскобовича» достаточно всего лишь один раз методически грамотно объяснить правила и задачи игр, а доступность и технологичность материала позволяет ребенку каждый раз, общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.

Дети старшего дошкольного возраста очень интересуются игрой В. В. Воскобовича «Коврограф ларчик». Это не просто игра, а кладезь идей. Сотни методических заданий, которые расположены в одном «Ларчике». По средствам использования данного пособия у детей развивается внимание, память, мышление, воображение, они знакомятся с цифрами, с составом числа, на коврографе дошкольники закрепляют навыки решения математических задач, определяя структуру и находя решение. Знакомятся с арифметическими примерами, используя и закрепляя знания о геометрических фигурах и т. д.

Особенностью данного игрового комплекса является то, что он удобен, а его специальное ковролиновое игровое поле прикрепляется к стене. На данном обучающем пособии размещено множество игровых элементов, с помощью которых проводятся игры. В состав «Ларчика» входит набор сказочные персонажи, с которыми дети больше всего любят играть: «Разноцветные гномики», «Забавные цифры», «Веселые буквы» и т. д. Игровой процесс завораживает детей. Они увлеченный замыслом игры, не замечает, что посредствам всего этого они учится, сталкиваясь с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

Плюс «Коврограф ларчика» в том, что игра позволяет детям воплотить в реальность «задумки», то есть фантазировать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи.

А игра Лепестки позволяет узнать, какой эталон у основных цветов. К сожалению, зачастую дети часто путают цвета. Данное пособие разработано для развития интеллекта, памяти, изучения цветовой гаммы и тренировки таких понятий как: «над, под, за, между, вне», а удобные ручки прекрасно подходят для маленьких пальцев детей.

Если посчитать картотеку игр Воскобовича, то можно насчитать более 50 разновидностей.

Игры разработаны так, что ребенок может самостоятельно модифицировать игру под себя: например, добавив к «Лепесткам» акварель или гуашь, ребенок узнает о том, что цвета имеют свойство смешиваться.

Немаловажной особенностью данного рода игр является то, что они могут применяться как в индивидуальной работе с детьми, так группах дошкольного образования, так же их можно использовать и в качестве демонстрационного наглядного пособия. Так же данные игры используются при проведении образовательной деятельности, что помогает воспитателю разнообразить педагогический процесс, переходя от традиционных занятий к

Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. Игры В. В. Воскобовича — это определенного рода сказки, приключения, которые способствуют формированию у детей мыслительной и творческой деятельности. Они понятны, но в тоже время интересны и познавательны. Так же данное методическое пособие развивает сенсорику.

К сожалению, оригинальные комплекты стоят давольно таки дорого, но это не повод расстраиваться, так как каждую игру можно изготовить самому, главное знать методику. Изготавливая пособие важно досконально продумать и подогнать все детали под нужды и цели конкретного возраста ребенка.

Поэтому, большую часть наборов можно изготовить дома самостоятельно, при сильном желании.

Главное не забывать о простых правилах: делайте с детьми, так как это познавательно и интересно, но не забывайте о безопасности работы с мелкими и острыми деталями; чтобы ребенку было интересно, пособие необходимо делать ярким, только не использовать вредные красители.

Привлекайте к изготовлению таких игрушек своих детей, ведь совместно выполненная работа ценится детьми намного дороже купленной игрушки.

Подводя итог выше сказанного хочется отметить, что каждая игра, разработанная В. В. Воскобовичем является не просто всесторонне развитой игрой, но и отличной сказочной историей, которую легко дополнить, сочетая наборы между собой и меняя сказку так, как захочется ребенку. Каждый набор дополнен инструкциями для родителей. Ни одна игрушка не заменит родителя, ведь все, чему учатся дети идет, в первую очередь, от нас самих.

Использование этих игр актуально и сейчас, так как в приоритете образовательного процесса стоит развитие интеллекта детей, а игры Вячеслава Вадимовича учат детей размышлять, проявлять фантазию, развивая интеллектуальные способности детей, улучшая память, внимание, развивает сенсорные способности восприятия цвета и формы.

Из этого следует, что игра — это эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие и мышление. И в завершении вышеизложенного хочется посоветовать педагогам ДОУ использовать в своей деятельности с дошкольниками пособия В. В. Воскобовича. Играйте, развивайтесь и будьте здоровы.

Литература:

  1. Воскобович В. В. Харько Т. Г. «Сказочные лабиринты игры». — РИВ, 2007. — 112 с. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. — Метода, 2013 г. — 190 с.
  2. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и метадистов ДОУ. — Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. — 190 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, образовательный процесс, дошкольник, игровая деятельность, пособие, развитие интеллекта детей.


Похожие статьи

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Современные подходы в создании развивающей предметно- пространственной среды ДОО для формирования познавательной активности дошкольников как необходимые условия развития первичных математических представлений

Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ

Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе с детьми дошкольного возраста

Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Современные подходы в создании развивающей предметно- пространственной среды ДОО для формирования познавательной активности дошкольников как необходимые условия развития первичных математических представлений

Авторские музыкально-дидактические игры как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста

Задать вопрос