Оптимизация речевого развития ребёнка дошкольного возраста с дизартрией путём использования информационной модели «Город мастеров» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 01.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шлыкова, О. В. Оптимизация речевого развития ребёнка дошкольного возраста с дизартрией путём использования информационной модели «Город мастеров» / О. В. Шлыкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9847/ (дата обращения: 28.02.2025).



В статье автор рассказывает о знаково-символических игровых приёмах работы с детьми старшего дошкольного возраста при коррекции и развитии всех компонентов устной речи посредством использования информационной модели «Город мастеров».

Ключевые слова: речевое развитие ребёнка, знаково-символические приёмы, информационная модель, планирующая функция речи, нетрадиционные педагогические технологии, семантическое поле, автоматизация звуков.

Что такое игра для ребёнка с нарушением речи? И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «приятно само по себе». О. Газман, говорил, что «игра, с одной стороны, дарит сиюминутную радость и служит удовлетворению актуальных потребностей ребёнка, а с другой — всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации» [1].

Игра выполняет множество функций, важнейшей из которых является знаково-символическая. Речь ребёнка и непосредственно игровая деятельность развиваются взаимосвязано. Сопровождая игровую деятельность, речь преобразует её, наполняется предметным содержанием [2]. В дальнейшем речь начинает выполнять планирующую функцию, т. е. становится средством управления деятельностью ребёнка. Для детей с дизартрией эти процессы представляют определённую трудность в силу нарушения речи. В игре происходит обобщение предметного действия путём переноса его на другие предметы. Именно поэтому так важно помочь ребёнку с нарушениями речи в освоении знаково-символических действий, сопровождающих его игровую деятельность [3].

Основываясь на выше перечисленном, мною разработаны и применяются знаково-символические приёмы, представленные в виде информационной модели «Город мастеров». С целью пополнения словарного запаса детей дошкольного возраста автором данной статьи разработана игра «Город слов», с помощью которой дети в игровой форме знакомятся с многообразием семантического поля.

Игровой материал «Города мастеров»

Рис. 1. Игровой материал «Города мастеров»

В качестве игрового материала используются не только традиционные предметные картинки или игрушки, но и различные предметы — заменители (рис. 1). Каждое слово из семантического поля обозначается кубиком, на котором прикреплены клейкие ленты. После выделения ядерного слова в семантическом поле (например, «одежда») воспитанники совместно с учителем — логопедом выстраивают периферию этого понятия (например, «рубашка, свитер, брюки»). При этом каждое названное детьми слово обозначается «окошком» — квадратом на кубике — «домике» с помощью липких лент. Дальнейшее образование периферии семантического поля осуществляется с помощью вопросов, наталкивающих детей на выбор нужного признака предмета (например, «свитер теплый, новый, синий»), также вынося данные понятия на символический уровень восприятия в виде геометрических фигур для закрепления на «домиках» — кубиках. Аналогичным способом обозначаются грамматические формы (множественное число, уменьшительно-ласкательные формы существительных и т. д.) (рис. 2).

Символические обозначение в игре «Город мастеров»

Рис. 2. Символические обозначение в игре «Город мастеров»

Следующий этап в формировании семантического поля заключается в том, что воспитанникам предлагается соотнести название предмета с его действием и предназначением (например, к слову «рубашка» подбираются слова со значением действия — «надевают, снимают, гладят, стирают»). Это обозначается детьми счётными палочками, выложенными около “домиков” в виде дорожек. В дальнейшем для развития грамматических категорий на эти счётные палочки — «дорожки» дети нанизывают бусинки при подборе слов (например, «зашил, перешил, подшил»).

В результате проведённой работы при формировании определённого семантического поля перед детьми возникает модель города из кубиков с прикреплёнными «окошками» — новыми словами, проложенными «дорожками» — счётными палочками. Благодаря моделированию достигается не только высокий уровень знаний детей по данной лексической теме. Не менее важным является то, что при таком приёме работы не нужно большого количества иллюстративного материала, есть возможность варьировать речевой материал в зависимости от предложенных самими детьми слов.

Далее представлены некоторые задания для игры «Город слов»:

— «Сок — варенье» (прикрепление окошек на домики).

Цель: образование относительных прилагательных (сливовый сок, сливовое варенье).

— «Делали, делали — всё переделали» (выставление «дорожек» — палочек около домиков).

Цель: расширение предикативного словаря (например, в магазине одежду — рассматривают, трогают, выбирают, покупают, продают; ухаживая за одеждой — гладят, стирают, сушат, вешают, штопают, прибирают; как появляется одежда? — моделируют, выкраивают, шьют, вяжут).

— «Помоги Тане и Ване одеться» (нанизывание бусинок на «балкончики» — штырёчки).

Цель: согласование имён существительных с притяжательными прилагательными (Например, это Ванины брюки, это Танина юбка.).

— «Скажи наоборот» (прикрепление окошек на домики противоположных геометрических форм — круг и квадрат)

Цель: образование антонимов (Например, летом ясно, а осенью пасмурно; летом деревья зелёные, а осенью жёлтые; летом дети отдыхают, а осенью идут в школу…).

— «Назови ласково» (прикрепление окошек в домики).

Цель: развитие умения употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы в единственном и множественном числе (Например, лисёночек и лисятки, зайчоночек и зайчатки…).

Приём моделирования стараюсь использовать во всех видах своей деятельности. Широко применяю созданные мною нетрадиционные педагогические технологии коррекции речи в виде игр с песком и водой как один из компонентов информационной модели «Города мастеров». Дошкольники с удовольствием играют с этими материалами. Вода и песок благоприятно воздействуют на стрессовую тревожность, регулируют нервно-психологическое напряжение. Такие игры способствуют как развитию интеллектуальных способностей, так и тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, что так важно для детей-дизартриков.

Также это помогает мне в использовании многих пособий, выпущенных современной книгопечатной промышленностью в чёрно-белом варианте. Такие издания не очень интересны детям, хотя содержат хороший дидактический материал. Это натолкнуло меня на мысль использовать разноцветный песок.

Вот некоторые игры с водой и песком. В качестве дидактического материала необходимы покрытые плёнкой (ламинированные) чёрно-белые картинки с различными весёлыми заданиями.

Игры, направленные на автоматизацию звука в слогах, словах; а также на развитие фонематических процессов.

  1. Засыпание цветным песком различных маршрутов передвижения сказочных героев при проговаривании слоговых дорожек (рис. 3).

C:\Users\Ольга Ш\Documents\Аттестация 2020\Фотографии для презентации\Работа с детьми\IMG_8269.JPG

C:\Users\Ольга Ш\Downloads\IMG_20250129_163003.jpg

Рис. 3. Слоговые дорожки

Рис. 4. Звуковые картинки для засыпания песком

  1. Засыпание песком нужных картинок для того или иного звука (рис. 4).
  2. «Песчаная буря» — нахождение в песке картинок с нужным звуком.
  3. «Песочная картина» — рисование на песке различных полос, точек, горок, проговаривая при этом изучаемый звук или слоги с ним.

Игры, направленные на автоматизацию звука в связной речи.

1. Игра «Кактус»

Необходимо приготовить счётные палочки. Благодаря совместным вопросам и ответам по картине составляется план будущего рассказа. При этом по краям картины, расположенной в песочнице, выставляются палочки в виде «колючек», которые показывают количество будущих предложений в составляемом рассказе.

2. Игра «Камешки для ручейка» (рис. 5)

Необходимо приготовить серию сюжетных картинок и цветные камушки. Ребёнку предлагается представить, что серия картин, расставленных в песочнице — это ручеёк в пустыне. Нужно подарить ручейку по 3–4 камешка для каждой картинки из серии, одновременно придумывая для следующего камешка предложение по картине.

Приём «Камешки для ручейка»

Рис. 5. Приём «Камешки для ручейка»

Тем самым ребёнок начинает присматриваться к деталям изображения, его рассказ становиться более полным, красочным и интересным.

3. Игра «Орлиный глаз»

C:\Users\Ольга Ш\Downloads\IMG_20250129_162552.jpg

C:\Users\Ольга Ш\Downloads\IMG_20250129_162451.jpg

Рис. 6, 7. Приём «Орлиный глаз»

Необходимо приготовить сюжетную картину и пронумерованные по порядку прозрачные трафареты, разложенные в воде или закопанные в песке. Трафареты изготовляю сама с помощью прозрачной части папок — скоросшивателей, на которых перевожу водостойким маркером нужный фрагмент картины путём наложения (рис. 6, 7). Детям очень нравится перевоплощаться в индейцев и находить на картине отдельные её фрагменты. По мере нахождения этих фрагментов с помощью заранее мною пронумерованных трафаретов у воспитанников складывается последовательный рассказ.

4. Игра «Тени на песке»

Приём «Тени на песке»

Рис. 8. Приём «Тени на песке»

С помощью чёрных контурных ламинированных легко узнаваемых изображений персонажей проигрываются на песке и рассказываются детьми известные русские народные сказки (рис. 8). Контурное изображение сказочных героев необычно для восприятия дошкольников, тем самым поддерживается стойкий интерес к рассказыванию по ролям предложенного произведения.

5. Игра «Песочная буря»

В песке закапываются различные картинки: «Ошибки художника», чистоговорки в виде пиктограмм и т. д. Дети постепенно раскапывают фрагменты картинок и составляют предложения или текст чистоговорки.

6. «Весёлые потешки»

Приём «Весёлые потешки»

Рис. 9. Приём «Весёлые потешки»

Этот приём предполагает запоминание и дальнейшее рассказывание русских народных потешек с одновременным проигрыванием их руками в песке или воде. Благодаря этому также создаются модели высказываний, но при этом подключаются в работу кинестетические ощущения ребёнка, мелкая моторика, двигательная память (рис. 9).

Благодаря использованию информационной модели «Город мастеров», воспитанники с большим интересом выполняют предложенные задания. При этом сохраняется устойчивое внимание к поставленной перед ними задаче. Эти игры имеют знаково-символический характер, помогают развить планирующую функцию речи. Считаю, что представленные нетрадиционные приёмы коррекции и развития речи могут использовать в своей работе не только учителя — логопеды, но и воспитатели, а также родители.

Литература:

1. Газман О. С. Каникулы. Игра. Воспитание. — М., 1988.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.,1999.

3. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004.

Ключевые слова

информационная модель, семантическое поле, автоматизация звуков, речевое развитие ребёнка, знаково-символические приёмы, планирующая функция речи, нетрадиционные педагогические технологии
Задать вопрос