Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Автор: Земляченко Марина Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 30.04.2017
Статья просмотрена: 2066 раз
Библиографическое описание:
Земляченко, М. В. Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12287/ (дата обращения: 21.11.2024).
В статье раскрывается понятие «песочная терапия», речь идет об использовании в работе учителя-логопеда коррекционных занятий с песком, структура такого занятия, виды игр.
Ключевые слова: песок, коррекционная работа, коррекция речи, занятия с песком
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Китайское изречение
Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды — и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком — это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Им требуется помощь учителя-логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Целью коррекционно-развивающих занятий является коррекция речевых нарушений у детей, развитие тактильной чувствительности, формирование мелкой моторики пальцев рук, создание положительного эмоционального настроя средствами песочной терапии.
Работу с песком можно разделить на 3 этапа:
1 этап: Знакомство с Песочной страной.
Цели:
‒ пробуждение интереса к занятиям с песком;
‒ развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
‒ знакомство детей с правилами поведения в песочнице.
2 этап: Путешествие по Песочной стране.
Цели:
‒ развитие познавательных процессов;
‒ развитие речи, памяти, мышления;
‒ совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
3 этап: В царстве Песочной грамоты.
Цели:
‒ автоматизация звуков в речи;
‒ создание композиций на песке;
‒ проговаривание действий с песком;
‒ развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.
Цели занятий (соответствуют теме):
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
- Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
- Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
- Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
- Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
- Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
- Снижение психофизического напряжения.
- Актуализация эмоций.
Основные принципы игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Структура занятия спеском:
Зaнятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы.
Часть 1. Вводная
- Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
- Знакомство с правилами игр на песке;
- Формулировка темы занятия, инструкции к играм.
Основные процедуры: ритуал приветствия, игры — разминки.
Часть 2. Основная
На эту чaсть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, коррекционно-развивающие игры, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая. Итог занятия, ритуал выхода.
Содержание коррекционной работы:
Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим можно делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку.
Игры с песком можно разделить по трем направлениям:
‒ Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
‒ Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);
‒ Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).
Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т. д. Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию песка на занятиях. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды. Работа с детьми проводится на занятиях, как часть занятия, в свободной деятельности, в летнее время на участке детского сада.
Ожидаемый результат:
‒ коррекция всех средств речи и ее основных функций;
‒ у детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве;
‒ совершенствуются навыки коммуникации;
‒ закрепятся представления об окружающем мире;
‒ дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.
Методическое обеспечение
Для организации процесса песочной терапии потребуются: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.
Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 — размер поля, а 8 сантиметров — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — с небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Время от времени используемый песок необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир. Все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
Литература:
- Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
- Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика № 5 /сентябрь, октябрь/ 2004
- Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание № 6/89.
Похожие статьи
Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста
В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.
Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком.
Песочная игротерапия для дошкольников
В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии
В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников
В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.
Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития
Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовате...
Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...
Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...
Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...
Похожие статьи
Использование песочной терапии в коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста
В статье авторы рассказывают, как пескотерапия влияет на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.
Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы с детьми по программе «Песочная терапия», раскрыты различные игровые формы работы с песком.
Песочная игротерапия для дошкольников
В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии
В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников
В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.
Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями психофизического развития
Статья посвящена основным видам песочных арт-технологий. Предложены варианты применения пескографии, техник sand-art и sand-play, а также песочной анимации в работе с детьми с ОПФР. Описывается применение песочных технологий на занятиях по образовате...
Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...
Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...
Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...