Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

I международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2016)

Дата публикации: 01.08.2016

Статья просмотрена: 1380 раз

Библиографическое описание:

Бреславцева, Е. В. Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Е. В. Бреславцева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10930/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность проблемы математического развития дошкольников с речевой патологией очевидна. Математическое образование имеет большое значение для целостного, в том числе и когнитивного, развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В Концепции математического образования в Краснодарском крае говорится: «Основной целью математического образования ребенка на дошкольном этапе его развития (в возрасте от 3–4 до 7 лет) является знакомство с азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры». Исходя из требований ФГОС ДО и адаптированной программы для детей с ТНР, выделены следующие задачи математического образования дошкольников: общее интеллектуальное развитие; развитие познавательных интересов и способностей, мышления; формирование представлений о величине, форме, пространстве и времени, множестве, числе, пространственных, количественных, временных отношениях; формирование навыков и умения счета, вычислений; моделирование; понимание математической терминологии.

Математические представления у дошкольников с ТНР отличаются от математических представлений у детей с нормативной речью. Знания детей с ТНР неустойчивые, выполнение заданий требует постоянной зрительной опоры. Трудности в оперировании словесными образцами затрудняют осуществление переноса на аналогичные задания. Дети с большим трудом запоминают инструкцию, удерживают в памяти вербальную организацию практического задания. Отсутствие комментария математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения задания. Отмечены неустойчивые количественные представления.

Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал дошкольником с ТНР остался в памяти, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу?

Это подвигло нас к разработке проекта, посредством технологии Л. В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ» и методики создания лэпбука. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль педагога сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает воспитанников к совершению, пусть незначительных на первых взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.

Реализуя проект, мы решили создать лэпбук «Путешествие за числами». Работая над одним лэпбуком, воспитанники часто открывают для себя новые темы исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Участниками проекта стали: воспитанники старшей группы и их родители, педагоги.

Цель данного проекта — повышение уровня математического развития детей с тяжелыми нарушениями речи посредством лэпбуков. Исходя из поставленной цели, нами были намечены следующие задачи:

  1. познакомиться с историей возникновения числа, как люди научились считать;
  2. узнать о том, как люди научились записывать цифры;
  3. выяснить всё о числах, которые нас окружают;
  4. провести анализ литературы, в которой употребляются числа.

Гипотезасовременную жизнь нельзя представить без чисел.

Однажды в группу пришел мальчик Матвей и с порога объявил детям, что они с семьей переехали в новый дом. Дети с интересом стали расспрашивать его: «На какой улице он теперь живет, сколько в доме комнат, сколько этажей, окон?» Матвей с гордостью рассказывал о своем новом жилище. «Скажи, какой у вас номер дома?», — спросила Раяна. Матвей растерялся, опустил голову и тихо ответил: «Я не знаю. Вчера папа принес табличку с номером, чтобы повесить, но я не запомнил цифры». «А ты посчитай, какой по счету твой дом, а цифры ты обязательно запомнишь», — успокоили его дети.

Мы задались вопросом. А как люди научились считать и записывать цифры, какие числа нас окружают?

Мы предложили детям представить себе, что завтра во всем мире исчезнут цифры, числа… Сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! Мы не сможем ответить на вопрос сколько тебе лет, сколько лап у кота, сколько у тебя друзей? Магазины перестанут работать, потому что не смогут взвесить, продать товар, узнать его стоимость.

Мы рассказали детям, что сейчас трудно представить, но когда-то люди совсем не умели считать и писать. Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Некоторые народы использовали три символа для обозначения: точку, линию и овал (эллипс) и записывали ими любые цифры.

Наш рассказ вызвал интерес у детей — они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без чисел и цифр, и как они возникли. В процессе разговора также было выявлено, что у детей наблюдаются трудности в письменном обозначении числа цифрой (из-за недостаточной сформированности зрительно-пространственных гностических функций).

Таблица 1

Карта детских идей

Что знаем очисле, цифре?

Что хотим узнать?

Где найдём необходимую информацию?

Цифра обозначает число (Раяна)

Числа можно складывать, вычитать, решать задачи (Арина К.)

Числом можно измерить длину, вес, рост (Тихон)

Цифрой обозначают дома, детские сады, школы (Никита)

Каждое число имеет свою определенную цифру (Арина Г.)

С числами и цифрами можно играть в «бродилки», «классики» (Вика Б.)

Деньги обозначены цифрами (Вика Г.)

Как люди научились считать? (Милена)

Как записывали цифры? (Егор)

Какие загадки есть про цифры? (Даша)

В каких сказках встречаются цифры? (Идрис)

Для чего нужны цифры? (Дина)

Какие бывают инструменты для счета? (Раяна)

Во всем мире одинаковые числа? (Даша)

В библиотеке (Тихон)

В интернете (Матвей)

В книгах (Стас)

Спросить у родителей (Вика Г.)

Посмотреть по телевизору (Арина К.)

Спросить у друзей (Дина)

Этапы реализации проекта с 01.04.2016 г. по 15.04.2016 г.

I этап подготовительный 01.04.2016г.

− Постановка проблемы;

− Подбор наглядных пособий;

− Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки);

− Подбор материалов для проведения исследования;

− Подбор дидактических, развивающих игр по теме;

− Подбор материалов для изобразительной деятельности;

− Внесение изменений в РППС группы через центры активности;

− Беседы с родителями по теме проекта.

II этап деятельностный на основании разработанного план-дело-анализ по проекту, включающей все направления развития ребёнка (образовательные области).04.04.2016г. — 15.04.2016г.

  1. Образовательная область «Речевое развитие».

Беседы, чтение художественной литературы, чтение сказок, словесные игры.

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Дидактические игры, проблемно-игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры.

  1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Рисование, ручной труд, аппликация, лепка.

  1. Образовательная область «Физическое развитие».

Физ. минутки, гимнастика для глаз, пальчиковые гимнастики, подвижные игры.

  1. Образовательная область «Познавательное развитие».

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП.

III ЭТАП Завершающий 13.04.2016 г. — 15.04.2016 г.

− Оформление лэпбука «Путешествие за числами»;

− Фотовыставка «Числа вокруг нас»;

− Презентация продукта деятельности родителям;

− Обсуждение итогов проекта в процессе чаепития (рефлексия проектной деятельности).

Предполагается, что создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая воспитанникам не только знания о предмете, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;

− воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

стремятся к достижению поставленной цели;

− умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

В ходе проекта ребята пришли к выводу о том, что мы используем числа каждый день, они с нами в детском саду, дома, повсюду, таким образом, выдвинутая в начале проекта гипотеза была подтверждена нами полностью. Лэпбук «Путешествие за числами», в котором собрана информация:

  1. Мини-энциклопедия «Как люди научились считать»;
  2. Фотоальбом «Инструменты для счета», «Числа, окружающие нас в повседневной жизни»;
  3. Стихи про цифры;
  4. Как писать цифры;
  5. Цифры в загадках;
  6. На что похожа цифра;
  7. Цифры в пословицах и поговорках;
  8. Раскраски;
  9. Фразеологизмы в числах;
  10. Сказка о цифрах;
  11. Игра-бродилка.

Таблица 2

План работы по проекту

Этапы

Мероприятия

Дата

Участники

I. Подготовительный

Погружение в проект:

− создание творческих групп;

− выбор направлений;

«Как люди научились считать», «Как люди научились записывать цифры», «О цифрах»; «Инструменты для счета», «Числа на дорогах», «Числа, окружающие нас в повседневной жизни»; стихи про цифры, «Как писать цифры»,

цифры в названиях книг, сказок и фильмов; «На что похожи цифры», цифры в пословицах и поговорках, раскраски с цифрами

Пятница 1.04.16г.

Учитель-логопед, воспитатели, родители

Распределение творческих групп по направлениям:

  1. «Как люди научились считать», «Как люди научились записывать цифры», «О цифрах»;
  2. Фотоальбом «Инструменты для счета», «Числа, окружающие нас в повседневной жизни»;
  3. Стихи про цифры;
  4. Как писать цифры;
  5. Цифры в названиях книг, сказок и фильмов;
  6. На что похожи цифры;
  7. Цифры в пословицах и поговорках;
  8. Раскраски

Пятница 1.04.16г.

Учитель-логопед, воспитатели, родители

II. Деятельностный

Беседы: «Как люди научились считать», «История возникновения чисел», «Как люди научились записывать числа», «Инструменты для счета», «Что я знаю о числах», «Измерительные приборы с цифрами», «Магия чисел».

В период с 01.04. по 15.04.16 г.

Учитель-логопед, Воспитатели

Чтение художественной литературы: «Дюймовочка» Х. К. Андерсен, «Красная шапочка» Ш. Перро, «Одноглазка, Двуглазка, Трехлазка» братья Гримм, «Снежная королева» Х. К. Андерсен, «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин, «Конёк-горбунок» П. П. Ершов, «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой «Два петуха», «Два мужика».

Воспитатели, родители

Словесные игры: «Найди лишнее», «Пильщики», «Назови скорей», «Покажи столько же», «Не ошибись», «Кто знает — тот дальше считает», «Помоги зайчонку», «Посчитай и ответь», «Отзовись».

В период с 01.04. по 15.04.16 г.

Учитель-логопед, воспитатели

Дидактические игры:

«Веселая неделька», «Где мое место», «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Считай, не ошибись».

Сюжетно-ролевые игры: «Продавец», «Кондитерская фабрика», «Фермер», «Железная дорога», «Ветеринарная лечебница», «Школа», «Спасатели МЧС», «Овощная база», «Автозаправочная станция», «Супермаркет».

Проблемно-игровые ситуации: «Для приема гостей приготовили угощение (малину-мед, молоко и хлебную корочку), посуду и мебель разных размеров. Догадайтесь, кого ждут в гости и сколько их будет?», «Божья коровка выбрала этот цветок. Найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково). Это поможет тебе рассадить других божьих коровок», «Помогите мне сделать перестановку. Я хочу поставить стол между шкафами. Как проверить, поместится ли он там? Предполагаемые варианты ответов: — можно передвинуть; — можно измерить стол и сравнить мерку с размером пространства между шкафами; — можно нарисовать план помещения, условное изображение мебели в масштабе, подвигать модели на листе бумаги и тогда принять решение о перестановке».

Рисование: «Раскрась цифру», «Нарисуй цветок», «Раскрась и угадай. Кого изобразил художник»

Воспитатели

Ручной труд: «Цифры», изготовление цифр из природного материала.

Аппликация: «Сделай цифру».

Лепка: «Преврати цифру в смешную фигурку».

Физ. минутки: «Стойкий оловянный солдатик», «Осень», «Весна — красна», «Две лягушки», «Раз, два, три».

Гимнастика для глаз «Веселая неделька»;

Пальчиковые гимнастики «Кузнец»;

Подвижная игра: «На одной ножке — по дорожке», «Ловишки на одной ноге», «Салки на одной ноге», «Сядь первым», «Два мороза», «Второй лишний», «Светофор»

Учитель-логопед, воспитатели

ООД «Поможем сказочным героям», «Космическое путешествие», «Удивительное путешествие в мир веселой математики», «Назови число», «Четыре принцессы»

Воспитатели

III. Завершающий

Работа с подгруппами (систематизация подобранного материала)

11.04–13.04.16 г.

Учитель-логопед, воспитатели, родители

Оформление лэпбука «Путешествие за числами»

11.04. — 14.04.16 г.

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, учитель-логопед

Презентация продукта деятельности родителям

15.04.16 г.

Обсуждение итогов проекта (рефлексия проектной деятельности).

15.04.16 г.

Основные термины (генерируются автоматически): цифра, число, образовательная область, III, ребенок, воспитатель, игра, повседневная жизнь, родитель, художественная литература.

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Олонхо как средство формирования математических представлений у детей с нарушением интеллекта

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

Сторителлинг как средство развития связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конструирование как эффективное средство формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Олонхо как средство формирования математических представлений у детей с нарушением интеллекта

Использование сказок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

Сторителлинг как средство развития связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста