Инновационный педагогический проект в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР «Буквы, мы вас знаем»
Авторы: Стяпшина Любовь Николаевна, Мурыгина Людмила Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 03.12.2019
Статья просмотрена: 3067 раз
Библиографическое описание:
Стяпшина, Л. Н. Инновационный педагогический проект в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР «Буквы, мы вас знаем» / Л. Н. Стяпшина, Л. А. Мурыгина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15501/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье раскрывается работа над проектом «Буквы, я вас знаю». Участниками проекта являются, учитель-логопед, воспитатели группы, дети подготовительной логопедической группы с ТНР, родители воспитанников. Проект направлен на формирование предпосылок обучения грамоте.
Ключевые слова: педагогический проект, знакомство с буквами, профилактика нарушений письменной речи, работа с родителями.
Тема проекта: «Буквы, мы вас знаем»
Актуальность проекта
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева). Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.
У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Дети с ОНР испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу, невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
Вид проекта: образовательный, творческий, коллективный, долгосрочный.
Продолжительность проекта: сентябрь — май
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР в возрасте от 6-ти до 7-ми лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблема. У детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.
Образовательная область: речевое развитие
Цель. Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении.
Задачи:
Для детей:
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия.
- Ознакомление детей с буквами русского алфавита.
- Формирование представлений детей о том, чем звук отличается от буквы
- Формирование навыка составления и чтения слогов, слов с пройденными буквами.
- Формирование навыка составления и выкладывания букв из палочек, мозаики, шнурочков, конструктора; изображения из пластилина, глины, соленого теста, способ аппликации и оригами; рисования на бумаге, на песке.
- Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами.
- Воспитание самостоятельности, инициативности, любознательности у детей в процессе совместной деятельности с взрослыми.
Для родителей:
- Повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями.
- Познакомить родителей с играми и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв;
Для педагогов:
1. Знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита и профилактике нарушений чтения и письма у детей с ТНР.
Образовательные области винтеграции:
Социально-коммуникативное развитие: развитие речевого общения воспитанников умения придерживаться правил и норм поведения в процессе совместной деятельности.
Познавательное развитие: развитие познавательного общения, совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы.
Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого воображения и художественных способностей, в процессе изображения и составления букв из различных материалов (пластилина, бумаги, конструктора и др.)
Физическое развитие: развитие координации движений мелкой моторики обеих рук.
Предпосылки учебной деятельности.
− формирование предпосылок к освоению грамоты;
− формирование коммуникативных навыков, умению слушать и слышать;
− совершенствование навыков чтения;
− развитие произвольности, умения доводить начатое дело до конца;
− воспитание стремления к получению знаний
Предполагаемые результаты:
Для детей:
- Развитие всех структурных компонентов речи воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР через организацию традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения. Готовность к обучению в школе.
- Умение читать слоги, слова, короткие предложения на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Умение «печатать» буквы; выкладывать из палочек, мозаики, шнурочков, пуговиц, ракушек, геометрических плоскостных фигур; лепить из пластилина; конструировать из бумаги и конструктора.
Для родителей:
- Проведение итогового мероприятия для детей и родителей с выставкой творческих работ (объемных букв) и тематических буклетов.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
- Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятий в целях привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Для педагогов:
- Разработка и проведение открытых педагогических мероприятий с детьми групп компенсирующей направленности (экскурсий, конкурсов, праздников) с использованием нетрадиционных форм и методов работы.
- Обобщение опыта по реализации проекта в виде презентации проекта и авторского методического пособия «Буквы, я вас знаю» для детей старшего дошкольного возраста.
Условия реализации проекта.
− методическое обеспечение (планы, конспекты занятий, методическая литература);
− материально-техническое обеспечение (компьютер, интерактивный комплекс «МЕРСИБО», дидактические пособия и игры (в том числе авторские), материалы для детского творчества.
Формы реализации проекта: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.
Этапы исроки реализации проекта:
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный (сентябрь— октябрь)
− Определение целей и задач проектной деятельности;
− Изучение методической литературы по обучению грамоте;
− Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта;
− Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;
− Составление плана проектной деятельности;
− Диагностика речевого развития детей (учитель-логопед);
− Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте;
− Изготовление дидактических игр, схем, карточек;
− Подборка стихов о звуках и буквах.
2 этап. Основной (ноябрь— апрель)
− Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте;
− Проведение дидактических игр по обучению грамоте;
− Промежуточная диагностика детей (воспитатели);
− Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (согласно плану по ОГ);
− Использование учителем -логопедом дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;(авторское пособие, интерактивный комплекс «МЕРСИБО», презентации, компьютерные игры: «Учимся играя», «Баба-Яга учится читать» и т.д
− Консультация для педагогов: «Особенности обучению грамоте в логопедической группе для детей с ОНР»;
− Консультации для родителей: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»; «Подготовка руки к письму»;
− Папка-передвижка «Непослушные буквы»
− Изготовление и выкладывание букв из различных материалов (марблс, палочки, спички, пуговицы, и т. д.)
3 этап. Заключительный (апрель- май)
− Круглый стол для родителей «Моя любимая буква»;
− Организация выставки букв, изготовленных из различных материалов, в процессе непосредственной деятельности с воспитателем;
− Отчёт о реализации проекта на родительском собрании;
Образовательные продукты проекта
Для детей |
Для логопеда |
Для педагогов |
Для родителей |
1. Альбом с изученными буквами «Мои Буквы» из различных материалов; 2.Презентация своей любимой буквы выполненной совместно с родителями из различных материалов. |
1. Разработка авторского пособия по ознакомлению детей с буквами, предупреждению ошибок чтения и письма «Буквы, я вас знаю»; 2. Участие в профессиональном конкурсе «Логопедическая изюминка» с пособием. (III место в номинации «Коррекционная работа с детьми» |
1.Оформление картотеки игр и заданий по формированию фонематического слуха и восприятия; 2. Разработка наглядного материала «Наши буквы», изготовленных из различного материала для использования в работе педагогами ДОУ. |
1.Мастер-класс для родителей на тему: «Буквы, мы вас знаем»; 2. Оформление выставки «Моя любимая буква». |
Значимость ирезультативность проекта.
Данный проект может быть использован родителями в домашних условиях, педагогами в практике ДОУ, педагогами коррекционных образовательных учреждений в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Его применение приведет к достижению новых результатов в образовательной практике.
В результате реализации проекта, его основные участники — дети познакомились со звуками и буквами, усвоили буквы, умеют их сравнивать и правильно писать, выкладывать из буквенного конструктора, мозаики, лепить, рисовать, создавать способом оригами, научились делать звуко-буквенный анализ и синтез слова, а также читать. Педагоги повысили профессиональную компетентность в вопросах обучения грамоте чтению дошкольников, пополнили картотеку игр и заданий по развитию и формированию языкового анализа и синтеза. В ходе проекта разработано авторское пособие «Буквы, я вас знаю». Родители познакомились с методикой обучения детей чтению, с заданиями, построенными в игровой форме, а также задумались над тем, как способствовать тому, чтобы чтение стало для ребенка интересной деятельностью.
Литература:
- Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6–7 лет. Альбом № 1, 2,3 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О. С. Гомзяк. — М.: Гном, 2014. — 32 c.
- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
- Соболева, А. Е. Как подготовить ребенка к обучению грамоте / А. Е. Соболева. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 112 c.