Инновационный педагогический проект в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР «Буквы, мы вас знаем» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стяпшина, Л. Н. Инновационный педагогический проект в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР «Буквы, мы вас знаем» / Л. Н. Стяпшина, Л. А. Мурыгина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15501/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрывается работа над проектом «Буквы, я вас знаю». Участниками проекта являются, учитель-логопед, воспитатели группы, дети подготовительной логопедической группы с ТНР, родители воспитанников. Проект направлен на формирование предпосылок обучения грамоте.

Ключевые слова: педагогический проект, знакомство с буквами, профилактика нарушений письменной речи, работа с родителями.

Тема проекта: «Буквы, мы вас знаем»

Актуальность проекта

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева). Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Дети с ОНР испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу, невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Вид проекта: образовательный, творческий, коллективный, долгосрочный.

Продолжительность проекта: сентябрь — май

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР в возрасте от 6-ти до 7-ми лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проблема. У детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.

Образовательная область: речевое развитие

Цель. Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении.

Задачи:

Для детей:

  1. Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия.
  2. Ознакомление детей с буквами русского алфавита.
  3. Формирование представлений детей о том, чем звук отличается от буквы
  4. Формирование навыка составления и чтения слогов, слов с пройденными буквами.
  5. Формирование навыка составления и выкладывания букв из палочек, мозаики, шнурочков, конструктора; изображения из пластилина, глины, соленого теста, способ аппликации и оригами; рисования на бумаге, на песке.
  6. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами.
  7. Воспитание самостоятельности, инициативности, любознательности у детей в процессе совместной деятельности с взрослыми.

Для родителей:

  1. Повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями.
  2. Познакомить родителей с играми и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв;

Для педагогов:

1. Знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита и профилактике нарушений чтения и письма у детей с ТНР.

Образовательные области винтеграции:

Социально-коммуникативное развитие: развитие речевого общения воспитанников умения придерживаться правил и норм поведения в процессе совместной деятельности.

Познавательное развитие: развитие познавательного общения, совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы.

Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого воображения и художественных способностей, в процессе изображения и составления букв из различных материалов (пластилина, бумаги, конструктора и др.)

Физическое развитие: развитие координации движений мелкой моторики обеих рук.

Предпосылки учебной деятельности.

− формирование предпосылок к освоению грамоты;

− формирование коммуникативных навыков, умению слушать и слышать;

− совершенствование навыков чтения;

− развитие произвольности, умения доводить начатое дело до конца;

− воспитание стремления к получению знаний

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  1. Развитие всех структурных компонентов речи воспитанников группы компенсирующей направленности с ТНР через организацию традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения. Готовность к обучению в школе.
  2. Умение читать слоги, слова, короткие предложения на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  3. Умение «печатать» буквы; выкладывать из палочек, мозаики, шнурочков, пуговиц, ракушек, геометрических плоскостных фигур; лепить из пластилина; конструировать из бумаги и конструктора.

Для родителей:

  1. Проведение итогового мероприятия для детей и родителей с выставкой творческих работ (объемных букв) и тематических буклетов.
  2. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
  3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятий в целях привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Для педагогов:

  1. Разработка и проведение открытых педагогических мероприятий с детьми групп компенсирующей направленности (экскурсий, конкурсов, праздников) с использованием нетрадиционных форм и методов работы.
  2. Обобщение опыта по реализации проекта в виде презентации проекта и авторского методического пособия «Буквы, я вас знаю» для детей старшего дошкольного возраста.

Условия реализации проекта.

методическое обеспечение (планы, конспекты занятий, методическая литература);

материально-техническое обеспечение (компьютер, интерактивный комплекс «МЕРСИБО», дидактические пособия и игры (в том числе авторские), материалы для детского творчества.

Формы реализации проекта: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.

Этапы исроки реализации проекта:

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный (сентябрь— октябрь)

− Определение целей и задач проектной деятельности;

− Изучение методической литературы по обучению грамоте;

− Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта;

− Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;

− Составление плана проектной деятельности;

− Диагностика речевого развития детей (учитель-логопед);

− Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте;

− Изготовление дидактических игр, схем, карточек;

− Подборка стихов о звуках и буквах.

2 этап. Основной (ноябрь— апрель)

− Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте;

− Проведение дидактических игр по обучению грамоте;

− Промежуточная диагностика детей (воспитатели);

− Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (согласно плану по ОГ);

− Использование учителем -логопедом дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;(авторское пособие, интерактивный комплекс «МЕРСИБО», презентации, компьютерные игры: «Учимся играя», «Баба-Яга учится читать» и т.д

− Консультация для педагогов: «Особенности обучению грамоте в логопедической группе для детей с ОНР»;

− Консультации для родителей: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»; «Подготовка руки к письму»;

− Папка-передвижка «Непослушные буквы»

− Изготовление и выкладывание букв из различных материалов (марблс, палочки, спички, пуговицы, и т. д.)

3 этап. Заключительный (апрель- май)

− Круглый стол для родителей «Моя любимая буква»;

− Организация выставки букв, изготовленных из различных материалов, в процессе непосредственной деятельности с воспитателем;

− Отчёт о реализации проекта на родительском собрании;

Образовательные продукты проекта

Для детей

Для логопеда

Для педагогов

Для родителей

1. Альбом с изученными буквами «Мои Буквы» из различных материалов;

2.Презентация своей любимой буквы выполненной совместно с родителями из различных материалов.

1. Разработка авторского пособия по ознакомлению детей с буквами, предупреждению ошибок чтения и письма «Буквы, я вас знаю»;

2. Участие в профессиональном конкурсе «Логопедическая изюминка» с пособием. (III место в номинации «Коррекционная работа с детьми»

1.Оформление картотеки игр и заданий по формированию фонематического слуха и восприятия;

2. Разработка наглядного материала «Наши буквы», изготовленных из различного материала для использования в работе педагогами ДОУ.

1.Мастер-класс для родителей на тему: «Буквы, мы вас знаем»;

2. Оформление выставки «Моя любимая буква».

Значимость ирезультативность проекта.

Данный проект может быть использован родителями в домашних условиях, педагогами в практике ДОУ, педагогами коррекционных образовательных учреждений в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Его применение приведет к достижению новых результатов в образовательной практике.

В результате реализации проекта, его основные участники — дети познакомились со звуками и буквами, усвоили буквы, умеют их сравнивать и правильно писать, выкладывать из буквенного конструктора, мозаики, лепить, рисовать, создавать способом оригами, научились делать звуко-буквенный анализ и синтез слова, а также читать. Педагоги повысили профессиональную компетентность в вопросах обучения грамоте чтению дошкольников, пополнили картотеку игр и заданий по развитию и формированию языкового анализа и синтеза. В ходе проекта разработано авторское пособие «Буквы, я вас знаю». Родители познакомились с методикой обучения детей чтению, с заданиями, построенными в игровой форме, а также задумались над тем, как способствовать тому, чтобы чтение стало для ребенка интересной деятельностью.

Литература:

  1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6–7 лет. Альбом № 1, 2,3 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О. С. Гомзяк. — М.: Гном, 2014. — 32 c.
  2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  3. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  4. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
  5. Соболева, А. Е. Как подготовить ребенка к обучению грамоте / А. Е. Соболева. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 112 c.
Основные термины (генерируются автоматически): буква, ребенок, грамота, обучение, родитель, компенсирующая направленность, ознакомление детей, подготовка детей, реализация проекта, русский алфавит.

Похожие статьи

Конспект подгруппового логопедического занятия в группе детей компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 8 лет «Кубань — родимая земля»

Конспект подгрупповой ООД «В деревне у бабушки Агафьи» в компенсирующей старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Домашние животные» с использованием конструктора лего

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД для детей подготовительной группы с ТНР «Для ребят есть правил много — знать их нужно на дороге!»

Конспект организованной образовательной деятельности «Зима в лесу» (итоговое занятие для детей подготовительной группы с ТНР)

Конспект занятия по развитию связной речи образовательной деятельности для детей группы ТНР (6–7 лет) «Мой любимый город»

Конспект ООД с детьми в подготовительной группе «Россия — Родина моя»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с использованием мобильного класса и здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного «Помогите Чебурашке найти букву»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Досуг для детей подготовительной к школе группы «Друзья в мире слов и звуков»

Интегрированное занятие в старшей группе для детей с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ «В гостях у Весны»

Похожие статьи

Конспект подгруппового логопедического занятия в группе детей компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 8 лет «Кубань — родимая земля»

Конспект подгрупповой ООД «В деревне у бабушки Агафьи» в компенсирующей старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Домашние животные» с использованием конструктора лего

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД для детей подготовительной группы с ТНР «Для ребят есть правил много — знать их нужно на дороге!»

Конспект организованной образовательной деятельности «Зима в лесу» (итоговое занятие для детей подготовительной группы с ТНР)

Конспект занятия по развитию связной речи образовательной деятельности для детей группы ТНР (6–7 лет) «Мой любимый город»

Конспект ООД с детьми в подготовительной группе «Россия — Родина моя»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с использованием мобильного класса и здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного «Помогите Чебурашке найти букву»

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Досуг для детей подготовительной к школе группы «Друзья в мире слов и звуков»

Интегрированное занятие в старшей группе для детей с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ «В гостях у Весны»