Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 3712 раз

Библиографическое описание:

Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Е. Ю. Носова, Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41656/ (дата обращения: 19.11.2024).



Одно из современных средств организации познавательной деятельности дошкольников — тематическая папка (лэпбук). Развивающее пособие — лепбук — отвечает требованиям ФГОС ДО. В статье рассмотрена структура такого пособия, приведены примеры использования лэпбука при ознакомлении дошкольников с миром природы, по развитию речи, при формировании элементарных математических представлений детей.

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», тематическая папка (лэпбук), дошкольники

Многих педагогов дошкольного образования и родителей дошколят волнуют актуальные, на сегодняшний день, вопросы — как помочь детям преодолевать трудности и решать поставленные перед ними проблемы, какие средства будут способствовать формированию у детей умения мыслить и действовать нестандартно, что поможет развивать у дошкольников необходимые умения и навыки в различных образовательных областях, расширять кругозор детей?

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) необходимо искать новые и эффективные средства организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей [3].

Одним из таких современных средств организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста является лэпбук(от анг. lapbook, или, как его еще называют, тематическая папка) — самодельная интерактивная папка по определенной теме [1].

Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал — различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме.

Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. Для родителей же, которые осознают важность образования в современном мире, лэпбук — это великолепный инструмент организации деятельности детей дома, метод домашнего обучения [2].

Для педагогов дошкольного образования тематическая папка — современный способ организации познавательной деятельности дошкольников. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды: информативен; полифункционален; может использоваться как одним ребенком, так и группой детей одновременно (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен; его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает экспериментирование; способствует вовлечению воспитанников в игровую, познавательно-исследовательскую, конструктивную и творческую деятельность.

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками — 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки — совместно с детьми, тогда информация запоминается ребенком в процессе создания лэпбука. Дети раскрашивают свое творение, украшают его наклейками, ленточками, берегут и заботятся о нем, возвращаются к работе с ним еще, и еще раз.

Перед началом работы по изготовлению лэпбука необходимо определить тему. Сложность тематической папки зависит от возраста дошкольников. В папке можно отразить любую тему, но лучше выбирать частные, представив по ним подробную информацию. Выбор объемной темы опасен тем, что лэпбук будет обзорным, неконкретным.

После выбора темы, нужно наметить план и составить макет. Всё необходимо продумать, материал должен отражать основные элементы темы, так как лэпбук — не просто игрушка, а развивающее пособие.

Приведем примеры лэпбуков, которые целесообразно использовать в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

  1. При ознакомлении дошкольников с миром природы, по развитию речи — лэпбук «Времена года: весна».

В нем собрана информация о том, какие изменения происходят весной в жизни людей, животных, растений. Дошкольник, выполняя задания и знакомясь с различными рубриками, узнает: о приметах весны; первых цветах, которые зацветают после зимней стужи; о перелётных птицах; о трудностях, с которыми сталкиваются животные ранней весной; о том, чем занимаются весной люди. Рассматривая сюжетные картинки, дети могут упражняться в составлении предложений, мини-рассказов. Лэпбук содержит лексические задания, пословицы и поговорки, которые способствуют обогащению и развитию речи ребёнка, приобщают дошкольников к народной культуре. Лэпбук по этой теме представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Лэпбук «Времена года: весна»

  1. При формировании элементарных математических представлений, по развитию речи — лэпбук «Математика вокруг нас». Представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Лэпбук «Математика вокруг нас»

В этот лэпбук включены следующие развивающие элементы для детей. Информация из первого конверта поможет ребятам в стихотворной форме познакомиться с названиями цифр, читать, учить стихи о цифрах наизусть. Выполняя задания из второго конверта, дошкольники узнают, как пишутся цифры, освоят правильное их написание, будут развивать мелкие мышцы руки. В третьем конверте представлены задания, в которых нужно отгадать сказки, книги, фильмы и мультфильмы, в названии которых встречаются цифры. Такая информация поможет расширять кругозор детей. Задания из конверта «На что похожи цифры?» помогут ребятам развивать воображение, мелкую моторику. Формированию у дошкольников умения понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок о цифрах, обогащению словаря детей, развитию памяти, знакомству с народной мудростью будут способствовать задания из пятого кармашка. В центре лэпбука — домик с открывающимися окошками. На них — загадки о каждой из цифр. Детям нужно найти карточки с цифрами и в каждое окошко поместить отгадку.

Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!

Литература:

  1. Это интересно! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html
  2. Рыкова А. Что такое лэпбук? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://anglijskij-dlja-detej.ru/temy/lepbuki/chto-takoe-lepbuk
  3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, тематическая папка, ребенок, дошкольный возраст, задание, развитие речи, цифра, образовательная деятельность детей, познавательная деятельность дошкольников, современное средство организации.


Ключевые слова

дошкольное образование, дошкольники, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», тематическая папка (лэпбук)

Похожие статьи

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности з...

Программирование в дошкольном возрасте

Жизнь в современном обществе требует владения информационными технологиями. Первые шаги на пути освоения робототехники и программирования в дошкольном возрасте. Программа «ПиктоМир» как системный материал для педагогов, который помогает в игровой фор...

Использование реджио-педагогики в подготовительных группах детского сада

Авторы делятся опытом использования реджио-педагогики при проведении образовательных событий и мероприятий в детском саду. Отмечена эффективность элементов педагогики Reggio Emilia для реализации федерального образовательного стандарта дошкольного об...

Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении

Статья посвящена идее создания творческих мастерских в детском саду в рамках реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Анализируется опыт работы студий и творческих мастерских в дошкольной организации с при...

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.

Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации

Описана интегративная модель совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в детском саду. Сделаны выводы об эффективности модели в вопросах воспитания и развития дошкольников. Доказано, что педагогические условия реализации модели...

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке дошкольнико...

Формирование экологических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством деятельности детского движения «Эколята-дошколята»

В статье авторы описывают использование новых форм и приемов в экологическом воспитании дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с целью формирования правильного отношения к окружающему миру, к людям, к природе и к самому себе.

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Похожие статьи

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности з...

Программирование в дошкольном возрасте

Жизнь в современном обществе требует владения информационными технологиями. Первые шаги на пути освоения робототехники и программирования в дошкольном возрасте. Программа «ПиктоМир» как системный материал для педагогов, который помогает в игровой фор...

Использование реджио-педагогики в подготовительных группах детского сада

Авторы делятся опытом использования реджио-педагогики при проведении образовательных событий и мероприятий в детском саду. Отмечена эффективность элементов педагогики Reggio Emilia для реализации федерального образовательного стандарта дошкольного об...

Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении

Статья посвящена идее создания творческих мастерских в детском саду в рамках реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Анализируется опыт работы студий и творческих мастерских в дошкольной организации с при...

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.

Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации

Описана интегративная модель совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в детском саду. Сделаны выводы об эффективности модели в вопросах воспитания и развития дошкольников. Доказано, что педагогические условия реализации модели...

Развитие математических представлений у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития математических представлений у дошкольников. Рассмотрены современные требования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к математической подготовке дошкольнико...

Формирование экологических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством деятельности детского движения «Эколята-дошколята»

В статье авторы описывают использование новых форм и приемов в экологическом воспитании дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с целью формирования правильного отношения к окружающему миру, к людям, к природе и к самому себе.

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Задать вопрос