Использование лэпбокса в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 27.01.2023

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Афанасьева, И. А. Использование лэпбокса в образовательном процессе / И. А. Афанасьева, Д. А. Афанасьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99477/ (дата обращения: 16.12.2024).



Методическое пособие адресовано педагогам ДОО, старшим воспитателям, руководителям кружков, родителям воспитанников. Применение лэпбокса отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде: информативен (содержит практический материал для проведения занятий с одним ребёнком или подгруппой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала), полифункционален (его легко переносить; может использоваться в ходе работы с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста, а также с целью углубленного изучения правил дорожного движения), трансформируем и вариативен (лэпбокс заполнен по принципу «коробка в коробке»; в комплекте есть игрушки-автомобили, разные виды светофоров, дорожные знаки, дополнительные сменные модули, соответствующие разным временам года; потенциал игрового поля можно развивать при дальнейшем (углубленном) изучении ПДД), доступен и безопасен (легко моется); обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Ключевые слова: лэпбокс, требования к предметно-развивающей среде, дошкольное образование, познавательная активность детей, игровая деятельность, интерактивное обучение, развитие инициативы и творческого потенциала, ознакомление с окружающим миром, правила дорожного движения (ПДД), технологии развивающего обучения.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача — подготовить новое поколение: активное, любознательное. которому необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Используя методы обучения дошкольников, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения, приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения [1, с 162].

Лэпбокс — новая форма организации образовательной деятельности,это уникальное инновационное пособие для работы с детьми дошкольного возраста, целью которого является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Это не просто разновидность лэпбука, но и логическое продолжение работы с ним, ведь он может быть формой представления итогов проекта, закрепления и повторения материалов тематической недели, а также поможет ребёнку по своему желанию организовать игровые действия по изучаемой теме.

Он помогает решить следующие задачи педагогической деятельности:

— развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению,

— повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности,

— стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.),

— повышение интеллектуального уровня детей,

— развитие креативности и нестандартности мышления.

Можно сказать, что лэпбокс — это собирательный образ игрового и познавательного материала, который направлен на развитие у воспитанников детской инициативы и творческого потенциала; учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы [2].

Наш лэпбокс — это дидактическое пособие «Дорожная азбука», разработанное и изготовленное силами воспитателя ДОУ, он представляет собой самосборную коробку из гофрокартона с разновеликими клапанами, обклеенную самоклеящейся плёнкой (что позволяет легко дезинфицировать поверхность даже в условиях пандемии коронавируса). На внешних торцевых стенках коробки размещены изображения дорожных знаков различных типов. Внутренняя часть лэпбокса в развёрнутом виде представляет собой демонстрационную модель четырёхстороннего перекрёстка, на которой изображена проезжая часть с линиями дорожной разметки и пешеходными переходами. В комплект входит коробка-светофор с внутренним наполнением (игрушки-автомобили, макеты разных видов светофоров и дорожных знаков).

Лэпбокс «Дорожная азбука» учит детей самостоятельно добывать информацию через практические манипуляции, а не получать ее в готовом виде.

Новизна данного пособия заключается в том, что лэпбокс — это, во-первых, эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям (они заинтересованы с первых мгновений, так как не видят внутреннего содержания коробки). А во-вторых, лэпбокс — заключительный этап самостоятельной исследовательской деятельности, которую ребёнок проделал в ходе изучения определённой темы.

Процесс изготовления лэпбокса требует от педагога достаточно серьёзной работы (от задумки до воплощения), но результат даёт возможность педагогу создать условия, при которых сам ребёнок становится активным участником образовательного процесса. Использование лэпбокса обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребёнка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, ряд наблюдений, обсуждение сложных вопросов [3]. В этом случае ребёнок будет готов к манипуляциям с тематической коробкой, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия (особенно если ребёнок — «визуал») [4].

Такая форма приобретения знаний активизирует психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, и др.) и развивает творческие способности ребенка.

Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети стали проявлять интерес к дорожным знакам, обязанностям участников дорожного движения, активнее взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Использование лэпбокса «Дорожная азбука» в МДОУ «Детский сад № 34» города Рязани реализовано на следующих этапах:

Таблица 1

Этапы

Сроки исполнения

Деятельность

Организационный

Ноябрь — декабрь 2021 г

- Возникновение идеи;

— создание плана работы;

Технологический

Январь — февраль 2022 г

- создание эскиза лэпбокса;

— приобретение материала для его изготовления;

— доработка деталей и воплощение;

Основной

Февраль 2022 г

- апробация лэпбокса в педагогической деятельности МАДОУ «Детский сад № 34» города Рязани;

— презентация методической разработки «Лэпбокс как средство развития познавательной деятельности» на педагогическом совете ДОУ;

— презентация опыта работы на итоговой встрече по сетевому взаимодействию с МБДОУ «Детский сад № 24»;

Промежуточно-итоговый

Апрель 2022 г

- общественный резонанс в интернет-группе «Народный контроль»;

— видеоролик в новостном выпуске «Прогород» местной телевизионной компании «Город»;

— размещение информации для родителей в ВК в сообществе «Детство — это маленькая жизнь»;

Для педагога данное пособие является средством развивающего обучения, так как предполагает использование современных технологий (технологии проектной деятельности, игровых технологий, технологии интегрированного и проблемного обучения, технологии создания предметно-развивающей среды, технологии сотрудничества, технологии деятельностного метода «Ситуация»). Лэпбокс помогает разнообразить даже самую скучную тему, развивать у детей познавательный интерес и творческое мышление. Поэтому мы считаем, что применение лэпбоксов (особенно в сочетании с использованием лэпбуков) актуально и очень эффективно.

Данный опыт может быть использован в полном объеме воспитателями, старшими воспитателями, частично — узкими специалистами ДОУ в процессе организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, комплексно — тематическом планировании, взаимодействии с семьями воспитанников.

Литература:

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.

2. Кашицева О. А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto...

3. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...

4. Новикова Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — № 11. — С. 182–185. — URL https://moluch.ru/archive/197/48837/.

Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, дорожное движение, дошкольный возраст, познавательная активность детей, предметно-развивающая среда, ребенок, вид светофоров, город Рязани, дошкольное образование, образовательная деятельность, педагогическая деятельность, развивающее обучение, творческий потенциал.


Ключевые слова

дошкольное образование, интерактивное обучение, игровая деятельность, лэпбокс, требования к предметно-развивающей среде, познавательная активность детей, развитие инициативы и творческого потенциала, ознакомление с окружающим миром, правила дорожного движения (ПДД), технологии развивающего обучения

Похожие статьи

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Игрушка как фактор развития ребёнка-дошкольника

В данной статье рассматривается проблема многообразия игрового материала на современном рынке; умение родителей и педагогов выбрать игру (игровой материал), позволяющий развивать ребёнка. Автор сравнивает игровой материал двадцатого века и двадцать п...

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Похожие статьи

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Игрушка как фактор развития ребёнка-дошкольника

В данной статье рассматривается проблема многообразия игрового материала на современном рынке; умение родителей и педагогов выбрать игру (игровой материал), позволяющий развивать ребёнка. Автор сравнивает игровой материал двадцатого века и двадцать п...

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Задать вопрос