Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 08.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Хряпкина, И. Н. Лэпбук как современное средство обучения и воспитания дошкольников / И. Н. Хряпкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 462-465. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113818/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор исследует проблему создания мотивации дошкольников к получению новых знаний посредством использования лэпбука .

Ключевые слова: ребенок, половина дня, образовательный процесс, развивающая предметно-пространственная среда, совместная деятельность.

Вот уже несколько лет образовательный процесс с дошкольниками я выстраиваю на основе комплексно-тематического планирования. Здесь я столкнулась с такой проблемой: как добиться того, чтобы дети лучше запомнили пройденный материал, проявляли интерес и самостоятельность в изучении той или иной темы? Как создать мотивацию, чтобы помочь воспитанникам сосредоточиться на получении новых знаний и умений?

Определив для себя проблему, я занялась поиском современных эффективных методик и подходов в работе с детьми.

Находясь в поиске способов мотивации при организации образовательной деятельности детей, я обнаружила, что существуеттакой тип мотивации дошкольников, как «создание предметов своими руками для себя».

Чтобы создать такую мотивацию мне было необходимо:

  1. Показать детям, какую-либо поделку, раскрыть её преимущества и спросить, хотят ли они иметь такой же предмет для себя.
  2. Далее показать, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение детей. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Такое учебное пособие, как тематическая папка-лэпбук, является прекрасным игровым средством обучения, способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.

Изучив на просторах интернета технологию изготовления лэпбуков, я выяснила, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с мини — книжками, кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, передвигать, складывать. Заменять по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой — то определенной теме.

Использование лэпбуков помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

— включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

— добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

— свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

— открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук соответствует требованиям, установленным ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды.

Полифункционально: способствует развитию творчества, воображения.

— обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.;

— является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

— обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

— информативен (информация, содержащаяся в лэпбуке, понятна ребенку);

— прочен (учитывая, что с ним занимаются дети, он достаточно крепкий);

— эстетичен (лэпбук оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребенка появилось желание взять его в руки);

— доступен (его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста; взяв лэпбук в руки, ребенок самостоятельно выбирает, что ему интересно, как с этим обращаться; минимум подписей; никаких больших текстов с описаниями, лишней информации);

— пригоден к использованию одновременно группой детей (так же с участием взрослого как играющего партнера).

Я определила для себя цель работы:

— Оптимизация образовательного процесса через использование современной образовательной технологии «лэпбук».

Определила задачи:

  1. Помочь ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал.
  2. Развивать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
  3. Включить лэпбуки в содержание развивающей предметно-пространственной среды группы.

Замечательные возможности создания и использования лэпбука подтолкнули меня сначала самой изготовить несколько тематических лэпбуков по темам «Осень», «Моя семья», «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения», «Путешествие».

Первый лэпбук «Осень» я предложила детям в конце пройденной тематической недели. Мы рассмотрели его как чудесную книжку про осень, открыв которую обнаружили там много кармашков, гармошек, мини-книжечек. Интерес детей к папке был вызван не только красочностью, необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая и играя, дети с удовольствием убеждались в том, как много они знают про осень.

Таким же образом мы ознакомились и с остальными готовыми лэпбуками.

Одна из тем недели была посвящена зиме. И мы совместно составили план «Что мы хотим узнать про зиму»? «Из каких источников мы можем узнать»?

Ребята предложили разные варианты: почитать книжки, журналы, посмотреть в интернете информацию о зиме.

Была озвучена проблема, что накапливается много разной информации, как же мы сможем её запомнить? Вспомнили книжку про осень, и определили, сможем ли мы все вместе сделать такую же книжку про зиму. Ребята приняли предложенную цель.

Далее обсудили с детьми, какое содержание будет у нашей необычной книжки, наметили макет нашего лэпбука. Действуя по аналогии с уже знакомой папкой, дети выделяли то, что им интересно узнать.

В содержание нашей новой папки вошли: — мини-книжки «Зимние месяцы»,

— кармашки с карточками «Зимующие птицы», «Зимние загадки», «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Собираемся на прогулку»,

— карточки на липучках «Признаки зимы», «Зимние явления природы»,

— пазл «Зимняя прогулка».

Оформление каждого кармашка было распределено между детьми всей группы. Мы составили план и в течение недели наполняли лэпбук: например, в понедельник в первую половину дня читали зимние загадки, а во вторую половину дня занялись оформлением кармашка с карточками «Зимние загадки».

Во вторник утром рассматривали плакат о зимующих птицах, во вторую половину дня оформили кармашек с карточками «Зимующие птицы».

И так в течение недели наш лэпбук пополнялся материалом, который мы изучали. Ребята были довольны полученным результатом.

Каждый ребёнок стремился показать лэпбук своим родителям, рассказывал, как работали над кармашками.

К созданию лэпбуков привлекались родители. Чтобы им было понятно, что это такое для них была проведена консультация «Что такое лэпбук».

Родители обеспечивают поддержку:

— техническую (приносят фотографии, картинки);

— информационную (собирают информацию для лэпбука: загадки, стихотворения);

— мотивационную (поддерживают интерес ребёнка, уверенность в успехе).

Родители проявили активное участие в изготовлении лэпбука «Город профессий».

Результаты наблюдений показали, что:

— дети с удовольствием увлекаются заданиями в лэпбуках,

— быстро запоминают изучаемый материал по определенной теме,

— дети стали проявлять интерес к участию в совместной деятельности,

— значительно повысилась познавательная активность,

— изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни,

— пройденный материал остаётся в памяти воспитанников,

— появился интерес со стороны родителей.

Литература:

  1. Володина, К. П. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО / К. П. Володина. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/lepbuk-kak-sredstvo-obucheniya-v-usloviyah-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-2761137.html (дата обращения: 05.05.2024).
  2. Смольникова, В. А. Лэпбук как средство ознакомления дошкольников с народной культурой России и Кубани / В. А. Смольникова. — Текст: электронный // Научно-образовательный журнал образовательный альманах: [сайт]. — URL: https://almanah.su/tpost/g4obtanmo1-smolnikova-va-lepbuk-kak-sredstvo-oznako (дата обращения: 05.05.2024).
  3. Фомина, Е. Н. Лепбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста (в контексте краеведения) / Е. Н. Фомина. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: (дата обращения: 05.05.2024).
  4. Цыганова, И. А. Лэпбук — одна из современных форм работы по развитию связной речи младших дошкольников / И. А. Цыганова. — Текст: электронный // ИНФОУРОК: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/lepbuk-odna-iz-sovremennyh-form-raboty-po-razvitiyu-svyaznoj-rechi-mladshih-doshkolnikov-5114504.html (дата обращения: 05.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, половина дня, образовательный процесс, развивающая предметно-пространственная среда, совместная деятельность, информация, кармашек, получение новых знаний, пройденный материал, течение недели.


Похожие статьи

Задать вопрос