Лэпбук как метод речевого развития детей 3–4 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.

Дата публикации: 02.01.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Г. Д. Лэпбук как метод речевого развития детей 3–4 лет / Г. Д. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121365/ (дата обращения: 16.01.2025).



Дидактическое пособие «Лэпбук» развивает фонетику, лексику, грамматику и другие аспекты речи. Данное пособие фокусируется на создании лэпбуков, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста. В него включены методические рекомендации по подбору тем, составлению заданий и оформлению лэпбука. Предложены разнообразные упражнения, ориентированные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи (согласование слов, построение предложений, использование разных частей речи), развитие связной речи (рассказывание, пересказывание) и формирование фонематического слуха (игры с рифмами, звуковым анализом).

Ключевые слова: лэпбук, речь, словарь, развитие речи, игра.

Важно отметить, что задания в лэпбуке дифференцированы по уровню сложности. Это позволяет адаптировать деятельность под индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивая оптимальную нагрузку и исключая перегрузки или скуку. Например, для детей с более высоким уровнем развития можно предложить задания на составление сложных предложений, сочинение небольших рассказов по картинкам, решение логических задач. Для детей с более низким уровнем рекомендуется использовать более простые упражнения, направленные на запоминание базовой лексики, отработку простых грамматических конструкций.

Помимо заданий на развитие речи, лэпбук может включать элементы других видов деятельности: рисование, лепка, аппликация. Это позволяет сделать процесс обучения более интересным и многогранным, развивая творческие способности ребенка. Например, можно предложить ребенку нарисовать иллюстрации к своим рассказам, слепить из пластилина героев сказок или сделать аппликацию из цветной бумаги. Такой интегрированный подход способствует более полному и гармоничному развитию личности ребенка. В пособии представлены примеры таких интегрированных заданий и рекомендации по их организации. Важно помнить, что создание лэпбука — это совместное творчество педагога и ребенка, что способствует укреплению эмоциональной связи и повышению мотивации к обучению.

Лэпбук — это интерактивное пособие для детей 3–4 лет, представляющее собой папку, наполненную разнообразными развивающими играми и упражнениями, направленными на комплексное развитие речевой системы. Его основная цель — сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, стимулируя познавательную активность ребёнка. Пособие не ограничивается простым запоминанием слов, а формирует полноценное речевое мышление, развивая все его компоненты: от артикуляции до логического осмысления информации.

В лэпбуке могут быть представлены тематические разделы, каждый из которых содержит несколько игровых заданий. Например, раздел «Одежда» включает не только картинки с различными предметами одежды (куртки, штаны, платья, шляпы и т. д.), но и задания на классификацию (зимняя/летняя одежда, одежда для мальчиков/девочек), подбор пар (перчатки-варежки, ботинки-сапоги), а также составление рассказов по картинкам. Раздел «Профессии» может содержать не только изображения людей разных профессий (врач, пожарный, учитель, строитель), но и мини-игры, например, «Кто чем работает?», где ребёнок должен сопоставить профессию с инструментом или действием. Аналогично, раздел «Овощи и фрукты» может включать игры на сравнение (большой-маленький, сладкий-кислый), классификацию (по цвету, форме, вкусу), составление салатов из картинок и т. д. Раздел «Дикие животные» может содержать не только изображения животных, но и карточки с их следами, голосами (можно использовать звуковые файлы), а также задания на составление цепочки питания.

Особое внимание уделено развитию грамматического строя речи. Игра «Предлоги» предполагает использование различных предлогов (на, под, над, в, около, за) в контексте игровых ситуаций, например, «Поставь мишку на стол», «Положи мячик под стул». Это способствует развитию пространственного мышления и правильному использованию предлогов в речи. Игры типа «Широкий — узкий», «Длинный — короткий», «Противоположности» (большой-маленький, горячий-холодный, высокий-низкий и т. д.) не только обогащают словарный запас, но и развивают абстрактное мышление, умение устанавливать логические связи и анализировать информацию. Раздел «Загадки в картинках» стимулирует развитие навыков логического мышления и устной речи, заставляя ребёнка формулировать свои мысли и делать выводы на основе визуальной информации.

Помимо этого, лэпбук содержит упражнения на развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, что крайне важно для правильного звукопроизношения. В него могут быть включены упражнения для развития речевого дыхания (дуть на перышко, задувать свечи), игры на развитие фонематического слуха (определение первого/последнего звука в слове, различение сходных звуков), а также задания на звукобуквенный анализ слов (определение количества звуков и букв в слове, составление схем слов). Раздел, посвященный автоматизации звуков, включает игры, в которых ребёнок неоднократно повторяет проблемные звуки в разных слогах и словах, что способствует их автоматизации и правильному произношению.

Созданию лэпбука «Развиваем речь, играя» предшествует большая подготовительная работа. Могут быть выбраны наиболее эффективные методики развития речи у детей дошкольного возраста, учитывающие их возрастные и психологические особенности. Затем составляется подробный план содержания лэпбука, должны быть разработаны игровые задания и упражнения, подготовлены иллюстрации и шаблоны.

В процессе изготовления лэпбука можно использовать доступные и недорогие материалы. Для распечатки шаблонов и иллюстраций используется ноутбук и принтер. Ламинатор обеспечит долговечность и практичность созданных элементов. В качестве основных материалов: офисная бумага форматов А4 и А3, ножницы, клей-карандаш для бумаги, скотч (простой и двухсторонний) для фиксации элементов, а также липучки для обеспечения интерактивности. Использование липучек позволяет детям самостоятельно манипулировать элементами лэпбука, что способствует развитию их самостоятельности и инициативы. В итоге получится красочный, увлекательный и эффективный инструмент для развития речи и познавательных способностей детей. Все элементы лэпбука должны быть яркими и привлекательными для детей, что способствует повышению интереса к процессу обучения. Для создания более яркой картинки, можно было бы использовать цветной картон, цветную бумагу и другие декоративные элементы.

Речь — это не просто механическое воспроизведение слов, а активный процесс общения, в который вовлечены чувства, мысли и действия ребенка. В младшем дошкольном возрасте особенно важно создавать условия для живого диалога, где ребенок может не только слушать, но и активно участвовать в обсуждении.

Использование дидактического пособия, такого как лэпбук, действительно может значительно повысить интерес детей к обучению. Лэпбук предоставляет возможность визуально и интерактивно изучать различные темы, что способствует лучшему усвоению информации. Дети могут самостоятельно организовывать материал, что развивает их креативность и критическое мышление.

Кроме того, лэпбук может стать отличным инструментом для расширения словарного запаса и развития активной речи. Игровые задания, которые могут быть включены в лэпбук, способствуют не только обучению, но и укреплению социальных навыков, так как дети учатся работать в команде, обсуждать и совместно решать задачи.

Таким образом, лэпбук является эффективным средством для развития речи и познавательных способностей детей, а также для создания увлекательной и продуктивной образовательной среды.

Литература:

1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук — «наколенная книга»// Обруч. 2025г. № 4 С. 29–30.

2. Гатовская Д. А., Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI международной конференции. — Пермь.

3. Обучение через игру. Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

4. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков. Санкт-Петербург. 2008

Основные термины (генерируются автоматически): развитие речи, ребенок, задание, процесс обучения, развитие, дидактическое пособие, дошкольный возраст, словарный запас, фонематический слух, цветная бумага.


Похожие статьи

Задать вопрос