Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Лэпбук как метод речевого развития детей 3–4 лет

Научный руководитель
Педагогика
02.01.2025
37
Поделиться
Библиографическое описание
Петрова, Г. Д. Лэпбук как метод речевого развития детей 3–4 лет / Г. Д. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121365/.


Дидактическое пособие «Лэпбук» развивает фонетику, лексику, грамматику и другие аспекты речи. Данное пособие фокусируется на создании лэпбуков, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста. В него включены методические рекомендации по подбору тем, составлению заданий и оформлению лэпбука. Предложены разнообразные упражнения, ориентированные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи (согласование слов, построение предложений, использование разных частей речи), развитие связной речи (рассказывание, пересказывание) и формирование фонематического слуха (игры с рифмами, звуковым анализом).

Ключевые слова: лэпбук, речь, словарь, развитие речи, игра.

Важно отметить, что задания в лэпбуке дифференцированы по уровню сложности. Это позволяет адаптировать деятельность под индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивая оптимальную нагрузку и исключая перегрузки или скуку. Например, для детей с более высоким уровнем развития можно предложить задания на составление сложных предложений, сочинение небольших рассказов по картинкам, решение логических задач. Для детей с более низким уровнем рекомендуется использовать более простые упражнения, направленные на запоминание базовой лексики, отработку простых грамматических конструкций.

Помимо заданий на развитие речи, лэпбук может включать элементы других видов деятельности: рисование, лепка, аппликация. Это позволяет сделать процесс обучения более интересным и многогранным, развивая творческие способности ребенка. Например, можно предложить ребенку нарисовать иллюстрации к своим рассказам, слепить из пластилина героев сказок или сделать аппликацию из цветной бумаги. Такой интегрированный подход способствует более полному и гармоничному развитию личности ребенка. В пособии представлены примеры таких интегрированных заданий и рекомендации по их организации. Важно помнить, что создание лэпбука — это совместное творчество педагога и ребенка, что способствует укреплению эмоциональной связи и повышению мотивации к обучению.

Лэпбук — это интерактивное пособие для детей 3–4 лет, представляющее собой папку, наполненную разнообразными развивающими играми и упражнениями, направленными на комплексное развитие речевой системы. Его основная цель — сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, стимулируя познавательную активность ребёнка. Пособие не ограничивается простым запоминанием слов, а формирует полноценное речевое мышление, развивая все его компоненты: от артикуляции до логического осмысления информации.

В лэпбуке могут быть представлены тематические разделы, каждый из которых содержит несколько игровых заданий. Например, раздел «Одежда» включает не только картинки с различными предметами одежды (куртки, штаны, платья, шляпы и т. д.), но и задания на классификацию (зимняя/летняя одежда, одежда для мальчиков/девочек), подбор пар (перчатки-варежки, ботинки-сапоги), а также составление рассказов по картинкам. Раздел «Профессии» может содержать не только изображения людей разных профессий (врач, пожарный, учитель, строитель), но и мини-игры, например, «Кто чем работает?», где ребёнок должен сопоставить профессию с инструментом или действием. Аналогично, раздел «Овощи и фрукты» может включать игры на сравнение (большой-маленький, сладкий-кислый), классификацию (по цвету, форме, вкусу), составление салатов из картинок и т. д. Раздел «Дикие животные» может содержать не только изображения животных, но и карточки с их следами, голосами (можно использовать звуковые файлы), а также задания на составление цепочки питания.

Особое внимание уделено развитию грамматического строя речи. Игра «Предлоги» предполагает использование различных предлогов (на, под, над, в, около, за) в контексте игровых ситуаций, например, «Поставь мишку на стол», «Положи мячик под стул». Это способствует развитию пространственного мышления и правильному использованию предлогов в речи. Игры типа «Широкий — узкий», «Длинный — короткий», «Противоположности» (большой-маленький, горячий-холодный, высокий-низкий и т. д.) не только обогащают словарный запас, но и развивают абстрактное мышление, умение устанавливать логические связи и анализировать информацию. Раздел «Загадки в картинках» стимулирует развитие навыков логического мышления и устной речи, заставляя ребёнка формулировать свои мысли и делать выводы на основе визуальной информации.

Помимо этого, лэпбук содержит упражнения на развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, что крайне важно для правильного звукопроизношения. В него могут быть включены упражнения для развития речевого дыхания (дуть на перышко, задувать свечи), игры на развитие фонематического слуха (определение первого/последнего звука в слове, различение сходных звуков), а также задания на звукобуквенный анализ слов (определение количества звуков и букв в слове, составление схем слов). Раздел, посвященный автоматизации звуков, включает игры, в которых ребёнок неоднократно повторяет проблемные звуки в разных слогах и словах, что способствует их автоматизации и правильному произношению.

Созданию лэпбука «Развиваем речь, играя» предшествует большая подготовительная работа. Могут быть выбраны наиболее эффективные методики развития речи у детей дошкольного возраста, учитывающие их возрастные и психологические особенности. Затем составляется подробный план содержания лэпбука, должны быть разработаны игровые задания и упражнения, подготовлены иллюстрации и шаблоны.

В процессе изготовления лэпбука можно использовать доступные и недорогие материалы. Для распечатки шаблонов и иллюстраций используется ноутбук и принтер. Ламинатор обеспечит долговечность и практичность созданных элементов. В качестве основных материалов: офисная бумага форматов А4 и А3, ножницы, клей-карандаш для бумаги, скотч (простой и двухсторонний) для фиксации элементов, а также липучки для обеспечения интерактивности. Использование липучек позволяет детям самостоятельно манипулировать элементами лэпбука, что способствует развитию их самостоятельности и инициативы. В итоге получится красочный, увлекательный и эффективный инструмент для развития речи и познавательных способностей детей. Все элементы лэпбука должны быть яркими и привлекательными для детей, что способствует повышению интереса к процессу обучения. Для создания более яркой картинки, можно было бы использовать цветной картон, цветную бумагу и другие декоративные элементы.

Речь — это не просто механическое воспроизведение слов, а активный процесс общения, в который вовлечены чувства, мысли и действия ребенка. В младшем дошкольном возрасте особенно важно создавать условия для живого диалога, где ребенок может не только слушать, но и активно участвовать в обсуждении.

Использование дидактического пособия, такого как лэпбук, действительно может значительно повысить интерес детей к обучению. Лэпбук предоставляет возможность визуально и интерактивно изучать различные темы, что способствует лучшему усвоению информации. Дети могут самостоятельно организовывать материал, что развивает их креативность и критическое мышление.

Кроме того, лэпбук может стать отличным инструментом для расширения словарного запаса и развития активной речи. Игровые задания, которые могут быть включены в лэпбук, способствуют не только обучению, но и укреплению социальных навыков, так как дети учатся работать в команде, обсуждать и совместно решать задачи.

Таким образом, лэпбук является эффективным средством для развития речи и познавательных способностей детей, а также для создания увлекательной и продуктивной образовательной среды.

Литература:

1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук — «наколенная книга»// Обруч. 2025г. № 4 С. 29–30.

2. Гатовская Д. А., Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI международной конференции. — Пермь.

3. Обучение через игру. Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

4. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков. Санкт-Петербург. 2008

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
лэпбук
речь
словарь
развитие речи
игра
Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 41-43):
Часть 1 (стр. 1-61)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 41-43стр. 61

Молодой учёный