Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

Педагогика
16.02.2023
2785
Поделиться
Библиографическое описание
Балукова, О. А. Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников / О. А. Балукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100054/.


В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольники, ФГОС ДО, лэпбук, инновационные технологии.

В современной дошкольной педагогике, также, как и во всем мире, происходят периоды модернизации образования. Время не стоит на месте и перед педагогами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. В детских садах активно внедряются инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов. Инновации определяют новые формы, методы, технологии, средства, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка и его развитие способностей.

В современном дошкольном образовании, где позиция ребенка является приоритетной и ведущей, воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Ребенок в такой позиции чувствует себя более свободным, раскрепощенным, творчески мыслящим, исследователем, так как знания воспитаннику даются не в традиционно готовом виде, а добываются самим дошкольником в ходе исследовательской деятельности, в ходе открытий. Цель воспитателя- содействовать становлению ребенка как личности.

Что же такое современные педагогические технологии?

Педагогические технологии — это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев)

К инновационным педагогическим технологиям относятся:

— технологии проектного обучения;

— информационно- коммуникационные технологии;

— здоровьесберегающие технологии;

— информационные технологии;

— технологии ТРИЗ;

— технологии исследовательской деятельности;

— личностно- ориентированные технологии;

— технологии предметно- развивающейся среды;

— игровые технологии и т. д.

Важным аспектом современного российского образования является «научить учиться самому!», то есть это говорит о том, что нам, как воспитателям, необходимо постоянно искать новые формы и методы, подходы и идеи в своей педагогической деятельности для развития познавательной активности дошкольников; развивать у детей мышление, речь, внимание, память, творческое воображение, формировать умение исследовать и делать открытия самостоятельно.

Одной из современных инновационных технологий, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук.

Что означает такое модное слово лэпбук?

Лэпбук (lapbook)- в дословном переводе с английского означает «наколенная книга», где lap — колени, book — книга.

Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини- книжками, различными подвижными деталями, окошками, мнемотаблицами, которые ребенок может доставать, открывать, изучать, раскладывать по своему усмотрению. В лэпбук собирается материал по определённой теме, где дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.

Лэпбук — это мощный справочный инструмент и особая форма изучения учебного материала, а также основа проектной деятельности взрослого с детьми. Основу лэпбука создает педагог (родитель), и в процессе изучения материала лэпбук дополняется, совершенствуется вместе с детьми и взрослыми. В результате такой работы получается отличный совместно- проработанный исследовательский проект.

Создание лэпбука является одним из важных эффективных средств сотрудничества с родителями. Родители дошкольников могут обеспечить поддержку:

— информационную (помощь в сборе информации определенной темы для лэпбука);

— организационную (экскурсии, походы);

— техническую (фото, видео, монтаж);

— мотивационную (поддержание интереса, уверенность в успехе).

Создание такой интерактивной книги позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса, предоставив им возможность предлагать идеи, собирать материал, изготавливать части книги. Совместное изготовление лэпбука сближает взрослого с ребенком, способствует активному участию родителей в жизни ДОУ и повышению их педагогической компетентности в вопросах воспитания дошкольников.

Лэпбук — это наглядно — практический метод обучения, определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе, сортировке информации.

Почему игровая технология «лэпбук» так актуальна и распространена в наше время в дошкольных учреждениях?

1. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения (его легко взять, можно легко перемещаться с книгой в любом пространстве);

— пригоден к использованию одновременно подгруппой детей (в том числе с участием взрослого, который может быть в качестве играющего партнера, также могут играть одновременно дети разных возрастов);

— обладает дидактическими свойствами;

— является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

— его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

— обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

2. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

— включенность воспитателя наравне с детьми;

— добровольное присоединение детей к деятельности;

— свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

— открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Интерактивная книга достаточно проста в изготовлении. Лэпбук смогут сделать:

— педагоги;

— родители;

— педагоги с детьми;

— родители с детьми;

— педагоги, совместно с родителями и детьми.

То есть, согласно одному из важных условий реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС в ДОУ сотрудничают все участники образовательного процесса. В подготовительных группах даже дети уже самостоятельно могут изготавливать части книги, что является высшей ступенью развития познавательной деятельности старших дошкольников.

Лэпбуки используют не только в детском саду, также это замечательный современный игровой материал и для дома.

Разновидности тематических папок:

— учебные;

— игровые;

— поздравительные,

— праздничные;

— автобиографические (например, о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)

Папки имеют разные формы:

— стандартная книжка с двумя разворотами;

— папка с 3–5 разворотами;

— книжка-гармошка;

— папка-раскладушка;

— фигурная папка.

Организация материала:

— стандартные кармашки;

— обычные и фигурные конверты;

— кармашки-гармошки;

— кармашки-книжки;

— окошки и дверцы;

— вращающиеся детали;

— карточки;

— стрелки;

— пазлы;

— раскраски;

— мнемотаблицы;

— чистые листы для заметок и т. д.

Таким образом, лэпбук — это современная инновационная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного материала, систематизация знаний в занимательной и увлекательной игровой форме, где ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой к школе.Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых возможностей, целей и горизонтов.

Литература:

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.

2. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание 2005 — № 12 — с. 6–11

3. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры // О. В. Солнцева — СПб.: Сфера, 2010. — 176 с.

4. Коневич С. В. Социально-личностное развитие дошкольника. Детство-Пресс 2013 г.

5. http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-igra-kak-sredstvo-vospitanija-i-forma-organizaci-zhizni-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

6. https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/

7. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дошкольное образование
дошкольники
ФГОС ДО
лэпбук
инновационные технологии
Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 233-235):
Часть 4 (стр. 233-317)
Расположение в файле:
стр. 233стр. 233-235стр. 317

Молодой учёный