Коллективный познавательно-творческий проект по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Придумаем сказку про цифры»
Авторы: Васильева Анна Павловна, Терновая Светлана Викторовна, Леонтьева Лариса Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.
Дата публикации: 24.05.2024
Статья просмотрена: 31 раз
Библиографическое описание:
Васильева, А. П. Коллективный познавательно-творческий проект по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Придумаем сказку про цифры» / А. П. Васильева, С. В. Терновая, Л. В. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 27-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9227/ (дата обращения: 17.12.2024).
Актуальность проекта
Развитие математических представлений развивает логическое мышление ребёнка, память, учит ориентироваться в пространстве и на плоскости листа, расширяет временные представления. Чтобы научить ребёнка считать, надо дать представление о числовом луче. Ведь чтобы прибавить единицу, надо назвать последующее число, которое располагается справа. Чтобы отнять единицу, называем число слева, т. е. предыдущее. Дошкольники среднего и старшего возраста ещё недостаточно хорошо ориентируются на плоскости листа, для них цифры и числа — абстрактные понятия. Ребёнок быстро теряет интерес к деятельности, если ему сложно и неинтересно. Перед нами возникла проблема, как изучение числового луча превратить в увлекательную игру, как заинтересовать малышей и помочь им усвоить последовательность чисел.
Цель проекта
Изучить цифры и числа в игровой форме, запомнить их последовательность на числовом луче, усвоить понятия «соседи числа», «предыдущее и последующее число», научиться прямому и обратному счёту.
Задачи проекта
Образовательные:
– Познакомить детей с цифрами;
– научить прямому и обратному счёту в пределах 10;
– дать представление о числовом ряде;
– продолжать учить соотносить число и количество;
– освоить прибавление и вычитание единицы в пределах 10;
– познакомить детей с художественными произведениями про цифры и в названии которых используются цифры и числа.
Развивающие: развивать фантазию, воображение, творческие способности, пространственное и логическое мышление, связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Чтение художественной литературы
Русские народные сказки «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Два Мороза», «Семь Симеонов»,
Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»,
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
С. В. Михалкова «Три поросенка», «Двенадцать месяцев»,
В. П. Катаев «Цветик — семицветик»,
Альф Прейсн «Про Козлёнка, который умел считать до десяти»,
С. Я. Маршак «Весёлый счёт».
Содержание проекта
У детей дошкольного возраста лучше развито образное мышление, поэтому для лёгкого запоминания цифр и числа 10 ребята фантазировали, на что похожа каждая цифра. На мысль, что цифра 4 похожа на мальчика, который пришёл ловить рыбу, ребят натолкнуло стихотворение С. Я. Маршака «Весёлый счёт». Глядя на цифру 6 возник образ кошки, которая рассердилась и зашипела: «Ш-ш-ш-шесть!» Ребята задумались, что же так напугало кошку и придумали, что в этом виновата цифра 7 — она похожа на хоккейную клюшку. Хоккеист ударил клюшкой по шайбе, и она полетела со свистом: «С-с-с-семь!» Дети с большим воодушевлением фантазировали, придумывали, шутили и в результате придумали вот такую сказку про цифры.
«Сказка по цифры»
Жила-была была девочка. Она была добрая и весёлая, но никак не могла запомнить цифры и научиться считать. И вот однажды пошла девочка гулять и села под берёзкой отдохнуть. Вдруг подул сильный ветер и сломал ветку. И стала берёзка похожа на цифру 1.
Берёзка росла рядом с прудом. А в пруду плавал красавец лебедь. Выгнул он шею, расправил хвост. И поняла девочка, что лебедь похож на цифру 2.
На берегу пруда сидел рыбак и ловил рыбу. Положил он два крючка рядом, и девочка увидела, что получилась цифра 3. Не стал мальчик-рыбак ловить рыбу, испугался, что может поранить лебедя.
Свернул мальчик удочки, встал, руку поставил на пояс, локоть в сторону отвёл — и стал мальчик похож на цифру 4.
Этот мальчик в школе часто получает оценку 5 и с друзьями здоровается: «Дай пять!»
Жила у мальчика кошка. Вдруг кошка испугалась, выгнула спинку, подняла хвост и зашипела: «Ш-ш-ш-шесть». «Так вот какая цифра 6 — похожа на шипящую кошку!» — подумала девочка.
«Но кто же так напугал кошку?» — удивилась девочка. А рядом на катке шла игра в хоккей. Замахнулся хоккеист клюшкой, ударил по шайбе — и полетела шайба со свистом: «С-с-с-семь!» Хорошо, что в кошку шайба не попала. Поняла девочка, что 7 похожа на хоккейную клюшку.
Увидела это происшествие неваляшка. Закачалась, заволновалась: «Воооо семь что творит!» «Так неваляшка — это же цифра 8!» — воскликнула девочка.
У девочки дома жил попугай. Рассказала она ему, что произошло. Раскачался попугай на жёрдочке и закричал тонким голоском: «Девять, девять, девять!» «Ой, как ты похож на цифру девять — хвостик вниз опустил, головку поднял — ну вылитая цифра 9!» — закричала девочка.
Девочка подняла две руки и стала успокаивать попугая. Посмотрела — а пальчиков-то на двух руках 10! «Так вот как легко запомнить число 10!» — догадалась девочка.
Так девочка запомнила все цифры и научилась считать.
Ребята решили оформить сказку в виде макета. Для этого они сделали аппликации из таких материалов, как бархатная бумага, наждачная бумага разных фракций абразивного зерна, различные ткани. Использовались такие техники, как оригами и объёмная аппликация. Дети увлечённо рисовали разнообразными материалами: акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами и фломастерами.
Был поставлен кукольный спектакль «Сказка про цифры», который ребята показали детям младших и средних групп. Они помогли младшим ребятам изучить цифры, запомнить их последовательность и почувствовали себя старшими умными товарищами.
Детьми совместно с родителями и воспитателями были проведены математический досуг «Чудесный мир цифр», викторина «Юные математики».
Полученные результаты
Результаты реализации математического проекта по развитию элементарных математических представлений дошкольников «Придумаем сказку про цифры» показали, что у детей значительно повысился уровень математических представлений, выработался интерес к счётным операциям. Вспоминая сказку, дети легко называли предыдущие и последующие числа, с лёгкостью прибавляли и вычитали единицу. Ребята были ознакомлены с большим количеством книг по теме исследования. У детей повысилась самооценка, поскольку они создали оригинальное литературное произведение, сами научились хорошо считать и помогли освоить счёт младшим товарищам. Дети научились уважать мнение своих товарищей. Данный проект способствовал развитию у дошкольников пространственного мышления и воображения, творческих способностей, связной речи.
Литература:
- Козина Л. Ю. «Игры по математике для дошкольников», Москва, «Сфера», 2008 г.
- Сербина Е. В. «Математика для малышей», Москва, «Просвещение, 1992г.
- Тарабарина Т. И. «И учеба, и игра», Ярославль, «Академия развития», 1997г