This article is devoted to analyzing the impact of universal digitalization on primary school-age children with Autism Spectrum Disorder (ASD). The author examines the positive influence of digitalization, which can become a powerful tool for child development by offering adapted educational programs and means of alternative communication. The author emphasizes that uncontrolled use of gadgets can exacerbate sensory overload in primary school children with ASD, promote withdrawal into a virtual world, and trigger fixations on repetitive content. The key to harnessing the positive potential of digitalization, according to the author, lies in the strict regulation of digital device usage, mindful selection of content, active adult involvement, and the development of digital hygiene habits in schoolchildren with ASD.
Keywords: autism spectrum disorder (ASD), primary school age, digitalization, digitalization impact, digital hygiene, education.
В связи с проникновением цифровых технологий во все сферы жизни специалисты отмечают их влияние на поведение, когнитивные процессы, эмоциональное состояние и социальное взаимодействие различных категорий пользователей [1]. По данным глобального статистического отчёта по цифровым технологиям за 2023 г., интернетом пользуется почти 65 % от мирового населения [2]. Из этого можно сделать вывод, что огромное количество людей, и, что немаловажно, детей разного возраста, в мире регулярно подвергаются воздействию сети интернет и связанных с ней мощностей.
Для начала стоит определить, что с помощью цифровых технологий хранят, обрабатывают и передают данные. Технологии, с которыми чаще всего соприкасаются дети, можно разделить на две группы. В первую входят компьютеры, телевизоры, 3D-принтеры, смартфоны, планшеты, игровые приставки, так называемые устройства . Вторая группа связана с содержательной составляющей цифровых технологий, а именно: аудио, видео, текстовые документы, фотографии, таблицы, т. е. данные [3].
Стоит отметить, что в связи с повсеместным распространением цифровых устройств и преобладанием доли данных, используемых в цифровом формате, дети с раннего возраста, наравне со взрослыми, становятся активными потребителями цифровых продуктов и пользователями цифровых устройств. Однако, для качественного созревания коры головного мозга, которое происходит в детском возрасте, требуются определенные виды активности, такие как живое общение, подвижность, игра на свежем воздухе и прочее. При отсутствии этих условий, нарушается естественный процесс, который способствует нормальному формированию мозговых функций. Ребенок, лишенный необходимой нагрузки, может в будущем иметь проблемы в эмоциональном развитии и сложности в различных сферах деятельности [9]. Следует акцентировать внимание на том, что школьники, даже младшего возраста, имеют меньше ограничений в сравнении с дошкольниками, поскольку они воспринимаются родителями как взрослые, имея уже не столь ограниченный доступ к технологиям.
На детей с РАС цифровые технологии оказывают такое же воздействие, как и на нейротипичных детей. Однако это влияние имеет свои дополнительные особенности, которые зависят от степени проявления аутистических черт и специфики сенсорной обработки информации. У детей с РАС часто наблюдается нарушение сенсорной интеграции, обусловленное особенностями процесса получения и обработки мозгом информации от различных сенсорных систем, которое проявляется в гипер- или гипочувствительности в восприятии [4]. Кроме того, дети с РАС могут быть неравномерно чувствительны к различным стимулам, следствием чего является фрагментарность восприятия. Например, они могут быть особо чувствительны к определенному цвету или к звуку [5].
В зависимости от вида и степени восприятия, необходимо соблюдать определенные правила, которые позволят избежать нервного перенапряжения и снизить или избежать проявления стимов. Например, при зрительной или слуховой гиперчувствительности следует избегать яркого света или громких звуков. Это означает, что во взаимодействии с такими детьми следует избегать лишней визуальной стимуляции, которая в избытке присутствует при использовании сенсорных экранов [5]. Следовательно, регулярное и, особенно, неконтролируемое использование различных гаджетов может спровоцировать нежелательные реакции у ребенка с РАС. В связи с этим развивающие приложения, игры и прочие цифровые средства, а также длительность их использования, следует подбирать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка так, чтобы минимизировать побочное воздействие на его психическое равновесие.
Таким образом, в современных условиях является актуальным создание цифровой образовательной среды, отвечающей особым потребностям детей с РАС и формирующей у них навыки безопасного использования цифровых технологий, в том числе и в досуговое время.
Целью данного исследования является выявление положительного и отрицательного воздействия возрастающей цифровизации на детей младшего школьного возраста с РАС, как на особо уязвимую группу, и обобщение рекомендаций по оптимальному использованию современных цифровых средств для родителей и педагогов.
В первую очередь стоит сказать, что многие педагоги отмечают положительное воздействие цифровых технологий на учебный процесс. Так, использование в процессе обучения детей с РАС цифровых методик позволяет заинтересовать их и помочь педагогу воспитать в ребенке способности к планированию, усидчивость, познавательную активность, что может положительно повлиять на настроение [6].
Кроме того, интересным средством привлечения внимания учеников к занятиям являются интерактивные дидактические игры. Их совместное использование с традиционными методами преподавания, позволяет достаточно быстро и легко провести подготовку и проведение урока, а интерес ребенка поддерживается при помощи выбора индивидуального уровня сложности [6].
Существует также множество других электронных ресурсов, которые могут помочь в повышении мотивации учеников. Например, учебники с CD-дисками и интерактивные доски. И при успешном совмещении новых технических средств с традиционными, мотивация, заинтересованность и успеваемость учеников возрастают [7].
Использование цифровых технологий продолжает открывать новые возможности для обучения. Технологии становятся базой для тренировок людей с РАС. Например, дополненная реальность (AR) — это одна из технологий, которая позволяет сочетать информацию из реального мира с информацией, генерируемой компьютером в режиме реального времени. Так, ученые из Испании, Болгарии и Турции [8] оценили положительный эффект использования программы «Pictogram Room» (PR), основанной на технологии дополненной реальности и содержащей игры, направленные на развитие детей с РАС в области знания своего тела, подражания и поддержания совместного внимания. Программа не требует специальной подготовки и имеет открытый доступ, что делает ее перспективным инструментом для инклюзивной образовательной практики [8].
Отрицательные аспекты влияния цифровизации на детей, в основном, освещает медицинское научное сообщество. Эти данные должны регулярно анализироваться педагогами, в связи с прямым или косвенным влиянием на способность детей к продуктивному обучению. Так, по данным на 2020 год отмечается увеличение числа функциональных отклонений, хронических болезней, функциональных нарушений зрения, хронических глазных болезней, что не может не сказаться на способности учеников к обучению [9].
Использование персонального компьютера (ПК), планшетов, ноутбуков, интерактивных досок приводит к развитию утомления у школьников, отрицательно влияя на точность при выполнении учебных заданий. Кроме того, специалисты отмечают, что частое использование ПК и прочих технических средств отрицательно влияет на эмоциональный и социальный интеллект, усиливает синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), может привести к увеличению социальной изоляции, нежелательному деструктивному поведению и спровоцировать нарушение структуры сна [9].
Мобильные телефоны и смартфоны также повышают утомляемость и снижают работоспособность. Использование сенсорных экранов связывают с ухудшением мелкой моторики у детей, в результате чего снижается качество письменных работ. Также это связано с несбалансированным формированием произвольного внимания и смысловой памяти [9].
Активно идет развитие «клипового мышления», нарушение осанки и опорно-двигательной системы в целом. Из-за отсутствия активной деятельности, снижается общий мышечный тонус, идет нарушение в формировании костного и мышечного аппарата. Зарубежные исследователи отмечают, что использование цифровых устройств перед сном несет риск снижения качества и продолжительности сна [10].
Неконтролируемое использование технических средств влияет также на взаимоотношения в семье, посредством ухудшения настроения и контроля эмоций. И, напротив, время, проведенное без цифровых средств, улучшает эмоциональный интеллект подростков, что подтверждают исследования, проведенные специалистами Калифорнийского университета [11].
Для решения указанных проблем необходима поддержка педагогов и повышение цифровой грамотности как детей, так и их родителей [12]. Чтобы не спровоцировать у ребенка с РАС перегрузку нервной системы или нежелательные реакции, при использовании современных цифровых средств как в обучении, так и в повседневной жизни, необходимо соблюдать определенные правила. Уделять особое внимание количеству времени, проведенному детьми за экраном ПК или телефона. Также стоит помнить общие рекомендации по использованию цифровых средств как в обучении, так и в досуговое время, единые для всех детей. Данные рекомендации стоит использовать и самому учителю, а также акцентировать на них внимание родителей, например, на информационных стендах, родительских собраниях, открытых уроках, беседах и прочих мероприятиях.
Кроме содержательной составляющей, вред может нанести незнание правил работы за компьютером и того, как должно быть организовано рабочее место, например, освещение, отсутствие бликов на экране; а также отсутствие регулярных перерывов на разминку [13]. При организации учебного процесса в школе с использованием электронных средств обучения существуют строгие правила пользования, среди которых наличие документов о соответствии оборудования санитарным нормам, технический паспорт устройства, инструкция по его эксплуатации и прочее. Следует четко выполнять рекомендации по продолжительности использования электронных средств обучения на уроке. Так, ученики до 2-го класса могут пользоваться компьютером 20 минут, а с 3-го по 4-й класс 25 минут. Детям до 10 лет интерактивной доской разрешено пользоваться до 20 минут, старше 10 лет — 30 минут [13].
Правила цифровой гигиены должны войти в жизнь ребенка через демонстрацию правильного примера старших. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, для которых родители и педагоги все еще являются авторитетами. Поэтому специалисты советуют родителям в присутствии детей не использовать телефоны и прочие технические средства для досуга. Вместо этого рекомендуется уделить время активному отдыху (игры на свежем воздухе, прогулки, спортивные мероприятия), демонстрации основ здорового образа жизни, содержательным беседам. Во время обсуждения различных тем с детьми стоит разъяснять, каким СМИ и прочим источникам стоит отдавать предпочтение, необходимо учить детей относиться критически к любой информации, находящейся в свободном доступе, отдельно освещать тему рекламы [11].
Конечно, в ситуации проникновения техники во все сферы жизни, сложно придерживаться полного отказа от гаджетов. Однако стоит вместе с детьми оговорить часы для использования цифровых устройств, договорившись о неиспользовании гаджетов за 1 час до сна [11] и минимизировав в остальное время фоновый просмотр телевизора и видеоматериалов,
Подводя итог размышлениям о положительных и отрицательных факторах воздействия цифровизации на детей младшего школьного возраста с РАС, заметим, что она может стать мощным инструментом развития, предлагая адаптированные образовательные программы и средства альтернативной коммуникации, став действенным инструментом в развитии детей с особыми образовательными потребностями. Однако необходимо помнить о том, что использование гаджетов может усиливать сенсорные перегрузки школьников, способствовать уходу в виртуальный мир и провоцировать фиксации на повторяющемся контенте. Ключ к положительному влиянию лежит в строгой дозировке, осмысленном выборе контента и активном участии взрослого, который помогает ребенку переносить цифровые навыки в реальную жизнь, дополняя традиционные методы развития и социализации.
В заключение отметим, что в свете стремительной цифровизации образования педагогам нужно продолжать поиск новых цифровых технологий, поддерживая баланс между продуктивным их использованием во благо в различных сферах жизни и негативным воздействием на развитие детей младшего школьного возраста с РАС.
Литература:
- Соколовская, И. Э. Роль психологического фактора в развитии современных социально-когнитивных технологий / И. Э. Соколовская. — Текст: непосредственный // Цифровая социология. — 2025. — Т. 8, № 1. — С. 63–72.
- Digital 2023 April Global Statshot Report. — Текст: электронный // adobe.com: [сайт]. — URL: https://indd.adobe.com/view/033980df-24eb-47b2–8299-a367ee6ddb96?allowFullscreen=true&wmode=opaque (дата обращения 23.11.2025).
- Будущее уже здесь: где используют цифровые технологии и почему. — Текст: электронный // practicum.yandex.ru: [сайт]. — URL: https://practicum.yandex.ru/blog/tsifrovye-tehnologii (дата обращения: 23.12.2025).
- Чернова, М. Ю. Особенности сенсорного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра / М. Ю. Чернова. — Текст: непосредственный // Общество и наука: векторы развития: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары, 2024. — С. 180–182.
- Захаревич, О. Ю. Особенности сенсорной интеграции в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / О. Ю. Захаревич, А. И. Мартыненко. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы медицинской экспертизы и реабилитации: тезисы докладов республиканской научно-практической конференции с международным участием. — Минск, 2024. — С. 32–34.
- Павлова, Е. А. Применение программного обеспечения для лечения детей с задержками психического развития и расстройствами аутистического спектра: влияние на рынок онлайн-образования / Е. А. Павлова, Д. И. Русакова, Е. Р. Куракина. — Текст: непосредственный // Вестник Академии знаний. — 2024. — № 3 (62). — С. 343–346.
- Кочергина, Т. Н. Повышение мотивации младших школьников к обучению посредством внедрения цифровых технологий / Т. Н. Кочергина, В. В. Артемьева. — Текст: непосредственный // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов VII Международной конференции. — Екатеринбург, 2023. — С. 177–187.
- Pérez-Fuster P., Herrera G., Vera L., Nadel J., Tijus C., López-Fernández A., Stancheva M., Kozareva Y., Andreeva A., Büyüksoylu S., Avşar A., Koçak E., Leppink J. Pictogram room augmented reality technology games improve body knowledge, imitation, and joint attention skills in autistic children with intellectual disability [Electronic resource] // Scientific Reports. 2025. Vol. 15, Art. 34966. URL: https://www.nature.com/articles/s41598–025–34966–8 (дата обращения: 02.12.2025). DOI: 10.1038/s41598–025–34966–8.
- Чахнашвили, М. Л. Влияние цифровизации на здоровье детей и подростков / М. Л. Чахнашвили, Д. В. Иванов. — Текст: непосредственный // Вестник новых медицинских технологий. — 2022. — № 16(3). — С. 56–66.
- Копейкина, Я. А. Проблема влияния цифровых технологий на физическое самочувствие детей дошкольного и младшего школьного возраста / Я. А. Копейкина. — Текст: непосредственный // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, 21–23 нояб. 2024г.. — Абакан, 2024. — С. 54–55.
- Пивоварова, А. М. Влияние цифровых технологий на здоровье детей / А. М. Пивоварова, Е. И. Шабельникова, З. К. Горчханова. — Текст: непосредственный // Практика педиатра. — 2021. — № 4. — С. 12–20.
- Роль цифровых технологий в поддержании и развитии мотивации студентов к обучению / С. Н. Косников, И. С. Виноградская, Н. П. Балабанова [и др.]. — Текст: непосредственный // Вестник педагогических наук. — 2025. — № 6. — С. 164–169.
- Балаян, И. Г. Влияние гаджетов на орган зрения ребенка / И. Г. Балаян. — Текст: непосредственный // Практика педиатра. — 2021. — № 4. — С. 21–23.

