Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2607/ (дата обращения: 24.12.2024).



В данной статье рассматриваются игровые компьютерные технологии как средство коррекционно-развивающей работы. Освещаются игровые приемы и методы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Описываются интерактивные игры, корректирующие нарушения у детей с особенностями психофизического развития.

Ключевые слова: компьютерные технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные игры, дети с особенностями психофизического развития

В настоящее время в коррекционно-образовательный процесс активно включаются различные медиаобразовательные средства. Игровые компьютерные технологии активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями и речевыми расстройствами. Перспективные компьютерные технологии в системе специального образования реализуются посредством планшетов, ноутбуков, персональных компьютеров, интерактивных досок и столов [4; 5; 6; 7].

Программный комплекс «Мерсибо ПЛЮС» содержит 93 игры и упражнения для индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Интерактивные игры рассчитаны на детей 2–9 лет и направлены на развитие неречевого и фонематического слуха, знакомство с окружающим миром, развитие связной речи, знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма, развитие логики, внимания, памяти, навыков счета, а также развитию общей и мелкой моторики (Рис. 1). Игры короткие и подходят как для работы с детьми с нормативным развитием так и с нарушениями речевого, интеллектуального, сенсорного развития. Одну и ту же задачу специалист может решить разными способами в зависимости от особенностей ребенка. В комплексе есть простые и сложные игры, задания с опорой на визуальное и аудиальное восприятие, игры на скорость и в свободном темпе. В играх есть настройки, чтобы расширить или сузить задачу специалиста [9].

Рис. 1. Программный комплекс «Мерсибо ПЛЮС»

Программный продукт «Specialeducationtools», сокращенно «SET» либо «Специальные образовательные средства» — универсальная среда моделирования заданий развивающего характера. Это специализированная TOOLS-среда, созданная под задачи логопеда-дефектолога. Гибкий, простой и интуитивно понятный инструментарий, позволяющий логопеду объединять графические материалы, текстовую информацию и звуковое сопровождение в подготовке и накоплении собственных учебных материалов педагогической деятельности. Данное программное обеспечение можно рассматривать как способ хранения наглядных материалов в форме готовых к работе экранных наборов иллюстраций, звука и анимации. Вариативность данных материалов позволяет создавать большое количество уникальных развивающих материалов для детей с различными речевыми нарушениями, учитывая их возрастные, речевые и индивидуальные особенности. Программа «Специальные образовательные средства» позволяет моделировать любой картинного материала индивидуальной направленности и работать с ним, используя обычную манипулятивность, характерную для настольно-печатных материалов. Основным достоинством этого продукта является возможность манипулирования графическими и текстовыми объектами на экране компьютера и сопровождение любого объекта звуковыми фрагментами инструкций, номинаций, пояснений и указаний [10]. Также необходимо отметить, что данная программа имеет аналогичные функции возможностям программы «Видимая речь». Функции визуального контроля при работе с микрофоном в программном обеспечении «Специальные образовательные средства» представлены возможностями отслеживания длительности, громкости, уровня частотных модуляций голоса, спектров фонем (Рис.2).

Рис. 2. Программный продукт «Специальные образовательные средства»

Программное обеспечение «Fast ForWord» — компьютерная программа коррекции слухового восприятия речи, по развитию и коррекции фонематического слуха, направлена на развитие концентрации внимания и когнитивных функций. Программа базируется на многократном повторении «сложных» фонем, замедленных изначально и ускоряемых вплоть до нормальной «скорости» речи, чем развивает речевой центр мозга, увеличивает зону коры, ответственной за «языковые» функции. «Fast ForWord» это программы на основе запатентованной технологии цифровой обработки речи. Эта технология позволяет удлинять звучание согласных звуков относительно гласных. При цифровом замедлении и акцентировании необходимых слогов речи, используемом в программах «Fast ForWord», нейроны головного мозга получают больше времени на обработку звуков и за счет интенсивной тренировки развиваются и обучаются воспринимать и обрабатывать звуковую информацию быстрее. По мере продвижения в упражнениях от уровня к уровню «Fast ForWord» постепенно снижает степень цифровой обработки речи и в последних упражнениях используется уже естественная речь. Система работы в программе предполагает 5 дней работы, затем два дня «выходных». Тренировки в «Fast ForWord» основаны на принципе нейропластичности мозга. Работа над развитием необходимых частей мозга ведутся в интенсивном и регулярном режиме. Благодаря уникальному алгоритму, ежедневно формируется последовательность заданий, основанная на анализе прогресса ученика. Упражнения «Fast ForWord» одновременно развивают основные когнитивные навыки, необходимые для преодоления проблем с обучением. В среднем минимальный курс — это 20 сеансов работы длительностью, в зависимости от возраста ребенка, от 20 до 50 минут. В конце курса на электронную почту родителей присылаются отчеты о прохождении всего курса: какие упражнения требуют повтора, указывается возможность перехода на следующий уровень [8]. Если все прошло успешно, далее для ребенка приобретается следующий этап по коррекции фонематического слуха. Схема повторяется: 20 сеансов, 5 дней рабочих два выходных, резюме результатов и рекомендации. Количество двадцатидневных курсов определяется успешностью прохождения программы — обычно это около 60 занятий, то есть три раза по 20 сеансов (Рис. 3).

Рис. 3. Программа коррекции слухового восприятия речи «Fast ForWord»

Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития способствует: развитию детской любознательности, созданию у детей целостного представления об окружающем предметном, социальном, культурном и природном мире, о себе; формированию начальных знаний из разных областей (естествознание, история, техника, искусство и. т.д.); развитию способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и опыт; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения договариваться; развитию мелкой моторики, мышления и речи; формированию элементарных представлений из области математики, предпосылок грамотности; развитию воображения и конструктивного мышления; самостоятельности в конструктивной и игровой деятельности; крупной и мелкой моторики; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками, умения не только индивидуально, но и совместно реализовывать различные замыслы, учитывать интересы и чувства других, сопереживать и сорадоваться, разрешать конфликты; умению подчиняться различным правилам и социальным нормам, различать реальную и условную ситуацию; формированию представлений о цвете, форме, пространственных отношениях и. т.д.; умению выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности; умению согласовывать замыслы и действия со сверстниками; формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитию ориентировки в пространстве, конструктивного мышления, воображения; формированию начальных знаний из области естествознания и ценностного отношения к миру природы [4; 5; 6; 7]. Таким образом, способность компьютерных с технологий представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет коррекционному педагогу решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи в рамках своей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Атанов Г. А. Компьютерные «игры» в обучение / Г. А. Атанов // Образовательные технологии и общество. — 2004. — № 2. — С.185–189.
  2. Батенова Ю. В. Игра, компьютерная игра, игровая деятельность: сравнительный анализ понятий / Ю. В. Батенова // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 2. — С.85–90.
  3. Бревнова Ю. А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю. А. Бревнова // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 1. — С.14–18.
  4. Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивных игр // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 8–10.
  5. Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97. — ISSN 2411–8184.
  6. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113–117.
  7. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке: Сб. мат. VI Междунар. науч.-практ. конф. (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С.33–42. URL: http://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 25.05.2017).
  8. Компьютерная коррекционная программа Fast ForWord // Коррекционные программы серий Language и Literacy и развивающие чтение программы серии Reading и Reading Assistant. URL: https://www.fastfword.com/ffw (дата обращения: 12.03.2017).
  9. Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 12.03.2017).
  10. Специальные образовательные технологии // Прогрессивные технологии коррекционного обучения http://www.specedu.ru/Products.htm (дата обращения: 21.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): игра, программное обеспечение, ребенок, фонематический слух, коррекционно-развивающая работа, материал, младший школьный возраст, программа, программный комплекс, программный продукт, психофизическое развитие, развитие, слуховое восприятие речи, средство, упражнение, цифровая обработка речи.

Похожие статьи

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма

В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...

Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются современные информационно-коммуникационные технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ. Обозначены причины необходимости применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Представлен алгоритм использования ИКТ на уро...

Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart

В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Похожие статьи

Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного во...

Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной деятельности в детском саду как средству коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Автор обозначает основные виды музыкальной деятельности и исследует их влияние на ...

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...

Активизация познавательных процессов у детей с нарушениями речи как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма

В статье рассматриваются вопросы подготовки детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу обучения чтению и письму. Описываются традиционные и инновационные приемы работы по активации познавательных процессов у детей с нарушениями речи. ...

Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются современные информационно-коммуникационные технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ. Обозначены причины необходимости применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Представлен алгоритм использования ИКТ на уро...

Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart

В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...

Экспериментальное исследование эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Отмечено важное значение эстетического воспитания в развитии личности ребенка с нарушением интеллекта, его социализации и интег...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Задать вопрос