Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе
Автор: Дюканова Ольга Валентиновна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.
Дата публикации: 16.03.2023
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Дюканова, О. В. Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе / О. В. Дюканова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8180/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова:логопедическая работа, программное обеспечение, ребенок, наглядный материал.
Области применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе обширны и разнообразны. Применение компьютерных технологий, с одной стороны, позволяет осуществлять индивидуальный специфический подход к формированию занятий с каждым ребенком, а, с другой стороны, открывает широкие возможности для повышения качества образовательного процесса и побуждения интереса ребенка к занятиям.
Известно, что «предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетание приемов работы, позволяющих избежать его переутомления» [1; с.98]. Все это успешнее достигается в ходе игровой деятельности ребенка. Компьютерные герои являются очень сильным стимулом к познавательной активности детей и помогают разнообразить логопедические занятия, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес. Компьютерные игры имеют большое значение для развития моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, а также «компьютерная деятельность может иметь положительный психотерапевтический и развивающий аффект, помогая ребенку получить новые знания и положительные эмоции через хорошо продуманные игровые сюжеты, созданные с учетом возрастных и физиологических особенностей дошкольника.
Можно выделить несколько областей применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе.
- Мессенджеры. Компьютерные программы, предназначенные для удаленного общения (такие, как Skype, Viber, WhatsApp, FaceTime) я использую в логопедической работе с детьми, которые по каким-то причинам (временно или постоянно) не могут самостоятельно посещать учителя-логопеда. С использованием таких программ можно проводить занятия с детьми, пребывающими на дистанционном обучении.
- Мультимедийные программные средства. Специальные программы, позволяющие создавать, редактировать и воспроизводить мультимедийные данные, к ним относят графические редакторы (Photo Scape, Paint, Corel Drow), программы для создания и воспроизведения презентаций (Microsoft Power Point), музыкальные и видео проигрыватели (Widows Media). Такие программы могут быть полезны при подготовке наглядного материала к проведению обследования речи, занятий по развитию и коррекции речи. Графические редакторы позволяют создавать авторский наглядный материал, необходимый для работы с конкретным ребенком. Программа для создания презентаций позволяет полностью организовать как индивидуальное, так и групповое занятие. В логопедической работе компьютерные презентации можно использовать на различных этапах коррекционной деятельности: развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи; нормализации просодических характеристик речи; дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв; развития фонематического восприятия; развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза; усвоения лексических тем; развития навыков словообразования и словоизменения; развития связной речи и познавательных способностей и т. д.
К преимуществам логопедических занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point можно отнести следующие: дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме, использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным, дети получают одобрение не только от учителя-логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением, гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций существенно повышает мотивацию детей к занятию и, следовательно, сокращает время на преодоление речевых нарушений.
- Специальные обучающие компьютерные программы я представляю в виде организованных заданий и уроков или в видео интерактивной игры, где ребенку для прохождения определенного уровня предлагается правильно выполнить те или иные задания. Программы могут быть использованы как педагогом на занятиях, так и родителями при домашнем обучении. Чаще такие программы предназначены для коррекции звукопроизношений и развития лексико-грамматической стороны речи у детей с несложными нарушениями. К таким программам относятся, например:
– Методика «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» разработана ООО «Студия «ВиЭль» совместно с В. М. Акименко, автором диагностической методики «Логопедическое обследование детей 4–8 лет» и предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей организаций дошкольного образования. Методика предназначена для проведения логопедической работы со следующими видами речевых нарушений: общее недоразвитие речи (ОНР) I, II, III уровней речевого развития (1–3 уровень)*, нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) (4 уровень), фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) (4 уровень), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) (5 уровень).
– компьютерная логопедическая коррекционная программа « Игры для Тигры », которая предназначена для коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях;
– программно-методический комплекс « Развитие речи. Учимся говорить правильно », который может использоваться в качестве развивающего пособия при обучении правильному произношению звуков русского языка, развитию связной речи. Разделы программы (неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи) ярко и красочно
- Интерактивные речевые карты.
Предназначены для быстрого и удобного проведения логопедической диагностики:
Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей».
Программное обеспечение предоставляет возможность автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей по авторской методике В. М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». Методика обследования направлена на выявление уровня речевого недоразвития с целью определения ребёнка в логопедическую группу и для фиксации результатов коррекционной работы. Методика позволяет в рамках психолого-педагогической классификации обосновать следующие заключения: НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I- IV уровни), подбор заданий и анализ результатов обследования дают возможность специалисту составить схему индивидуальной коррекционной работы в рамках клинико-педагогической классификации.
Программное обеспечение предназначено для фиксации, сохранения и анализа полученных данных, формирования протокола обследования, выявления индивидуальной динамики речевого развития и создания групповых протоколов по результатам обследования групп детей. Кроме того, по результатам проведенного обследования производится автоматизированное заполнение речевой карты ребёнка;
Программное обеспечение «Мониторинг речевого развития детей 2–7 лет ».
Комплекс разработан для учителей-логопедов как современный эффективный инструмент для мониторинга; представлен взаимосвязанными блоками:
– «Профили» — позволяет вносить общие сведения о воспитанниках и формировать групповые списки.
– «Показатели» — содержит структурированный по возрастным периодам развития детей диагностический инструментарий, разработанный на основе нейропсихологических методик.
– «Результаты» — позволяет автоматически формировать речевые карты, групповые и сводные отчеты, выполнять количественный и качественный анализ результатов, обосновывать целесообразность использования тех или иных приемов и средств педагогического воздействия. Разработчики программы — С. П. Олейников, Г. Г. Телюкова © Содержание — Л. В. Кашина
– карты, представленные на логопедических порталах (например, портал «Мерсибо»). Речевые карты, предлагаемые порталом «Мерсибо», можно заполнять на сайте, используя к ним доступ через свой личный кабинет, или приобрести на флэшдиске. Различие двух вариантов карты состоит в том, что карта, предлагаемая на флэшдиске, предназначена для экспресс-обследования, она имеет меньшее количество пунктов и в нее включено ограниченное число интерактивных игр и заданий, по сравнению с on-line-картой. К каждому пункту речевой карты прикреплены интерактивные игры и наглядный материал, которые помогают проводить обследование. В начале работы с картой возможно указать возраст ребенка и автоматически происходит сортирование заданий по возрастному признаку. В процессе обследования ребенка есть возможность записать аудиофайл. После заполнения речевой карты она сохраняется в личном кабинете или на флэшдиск, ее можно дополнять и изменять, можно проводить контрольные обследования после проведения коррекционной работы, а также вывести на печать.
- Логопедические порталы. Внастоящее время существует множество логопедических порталов или сайтов. Такие порталы отличаются разнообразием подобранного материала и функциональными возможностями. На одних сайтах приводятся различные методики коррекции и обучения, видеоролики с уроками и демонстрацией правильной постановки звуков, наглядный материал для занятий в виде презентаций, наборов изображений, сборников стихов, частушек, поговорок, чистоговорок, артикуляционной и пальчиковой гимнастики и т. п. Другие порталы позволяют в своем личном онлайн кабинете из предложенного набора материалов, игр и заданий конструировать занятия, вести онлайн дневники и документацию. Практически на каждом сайте организовано общение с другими пользователями в виде форумов, организуются курсы повышения квалификации и мастер-классы с использованием вебинаров.
Средства для удаленного общения, графические редакторы, программы для создания презентаций, музыкальные и видео проигрыватели предназначены для облегчения работы специалисту. Возможно, также их использование в виде пятиминутного общения ребенка с компьютерным героем и его желание посещать такое занятие возрастет в разы!
Современная реальность такова, что информация становится важнейшим стратегическим ресурсом, вставая в один ряд с традиционными — материальными и энергетическими. Активное развитие информационных технологий позволяет создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации. Что позволяет использовать их среди прочего и для повышения эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Эффект использования специализированных или адаптированных компьютерных программ (обучающих, диагностических и развивающих) в первую очередь зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.
Литература:
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Похожие статьи
Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.
Развивающий потенциал образовательной робототехники
В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.
Внедрение веб-технологий в работу современного учителя-логопеда
В статье автор описывает способы внедрения веб-технологий в процесс взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушениями речи.
Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи
Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.
Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.
Похожие статьи
Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда
В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.
Развивающий потенциал образовательной робототехники
В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.
Внедрение веб-технологий в работу современного учителя-логопеда
В статье автор описывает способы внедрения веб-технологий в процесс взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушениями речи.
Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи
Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.
Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.