Использование ИКТ-технологии на основе мультимедиа в коррекционной работе
Автор: Куторова Татьяна Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 05.03.2016
Статья просмотрена: 311 раз
Библиографическое описание:
Куторова, Т. В. Использование ИКТ-технологии на основе мультимедиа в коррекционной работе / Т. В. Куторова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 213-216. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9914/ (дата обращения: 16.12.2024).
Во первых, в последнее время увеличилось число детей с нарушениями речи. А всем известно, что хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, так как чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Следовательно, требуется незамедлительная коррекционная работа, требующая систематических занятий с ребенком, которые должны быть разнообразными.
Во вторых, введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором определены требования к педагогам. Педагог должен:
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
В третьих мы живем в веке информации и новых технологий, и наблюдаем, что компьютер прочно входит в нашу жизнь и становится необходимым средством жизнедеятельности человека. Больше всего под влияние компьютера попадает ребенок, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книги.
В четвертых наблюдая за современными детьми можно отметить, что они отличаются от своих сверстников, так как у них наблюдается снижение интереса к обучению и посещение дополнительных занятий, пониженная работоспособность. При воспитании, коррекции и развитии таких детей необходимы новые нестандартные подходы и новые технологии.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, для того, чтобы заинтересовать детей и разнообразить коррекционную работу в рамках введения ФГОС внедрение информационно-компьютерных технологий сегодня — одна из ступеней в образовательном процессе и она является очень актуальной.
Информационные технологии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003–90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Мультимедиа (англ. multimedia) — контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Это достигается использованием определенного набора аппаратных и программных средств.
Рис. 1. Составляющие мультимедиа
Для ребенка в дошкольном возрасте (3–7 лет) ведущая деятельность — игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно — оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению [5]. При работе с мультимедиа ребенок продолжает играть, но в тоже время он под руководством и целенаправленно думает, размышляет, отвечает на вопросы, озвучивает, рисует, творит.
Для мультимедиа используют электронные устройства.
Рис. 2. Электронные устройства
Применяя электронные устройства в коррекционной работе, используются разнообразные программы и приложения. Рассмотрим некоторые из них.
Рис.3. Программы и приложения
- Игра «Объясняшки» — это рисованные видео-ролики, которые помогают донести смыслы кратко и ясно [3].
- Киностудия Windows Live — (англ. Windows Live Movie Maker, кодовое имя Sundance (название крупнейшего американского фестиваля независимого кино)) — программа для создания/редактирования видео, входящая в состав пакета Основных компонентов Windows. Киностудия Windows позволяет выкладывать видео на YouTube, как в обычном, так и в HD-качестве [1].
- Microsoft PowerPoint (полное название — Microsoft Office PowerPoint, от англ. power point — убедительный доклад) — программа подготовки презентаций, являющаяся частью Microsoft Office. Материалы, подготовленные с помощью PowerPoint предназначены для отображения на большом экране — через проектор, либо телевизионный экран большого размера. Так же с помощью этой программы можно создавать видео-ролики [1].
- LearningApps.org — это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей) [4].
- Smart Notebook — программа для интерактивной доски SMART Board. Изображение компьютерного экрана проецируется на доску, работа с программами на которой осуществляется пальцами или пишущим инструментом. Вся работа, произведенная на интерактивной доске SMART Board, является цифровой, её можно сохранить как электронный файл, изменить и использовать в дальнейшем.
Применение выше перечисленных программ поможет в решение следующих задач коррекционной работы:
Развитие общей и мелкой моторики рук.
Развитие зрительно-пространственных функций.
Обучение звукопроизношению — развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.
Нормализация просодической стороны речи — преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи.
Формирование лексико-грамматических категорий — словообразование, словоизменение.
Развитие связной речи — пересказ текста или составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.
Обучение грамоте — развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.
А так же профилактика речевых нарушений.
При построении и проведении коррекционных занятий можно выделить целесообразности использования мультимедиа:
Визуализация изучаемого материала.
Эстетическое оформление материала.
Сокращение времени на подготовку.
Возможность сохранение материала и использование его на следующем занятие.
Более эффективное использование времени на занятии.
Сюрпризный момент при решении задачи.
Творческое использование материала.
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Представление большего объема информации.
Возможность самоконтроля.
Повышение мотивации к занятиям.
Улучшение речи.
Развитие памяти за счет различных способов восприятия информации (визуальные, слуховые, кинестетические).
Использование мультимедиа помогает логопеду в работе с детьми при диагностике и коррекции речевых нарушений, в работе с коллегами, педагогами и родителями.
Электронные устройства — необходимый инструмент для работы с дошкольниками. Но включая их, в свою работу на занятиях с детьми, нужно помнить:
они не могут заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте;
это лишь средства, дополняющие педагога, а не заменяющее его;
все средства должны удовлетворять санитарным нормам;
что должна быть граница между физической и виртуальной реальностью;
что они не средства досуга, а средства познания и исследование окружающего мира.
Если работа строится с использованием компьютера необходимо учитывать следующее:
монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности;
мебель должна быть правильно подобрана, в соответствие возрасту и росту ребенка;
помещение должно быть хорошо проветриваемым, с регулярно проводимой влажной уборкой;
освещение должно быть хорошее и равномерное;
занятия проводятся с определенным временным интервалом по 10–15 мин. в день и не больше двух раз в неделю.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации следовательно расширяет кругозор детей, воспитывает творческую личность, готовую к жизни в современном мире.
Литература:
- Википедия Свободная энциклопедия;
- Интернет — сайт «Атена», http://atena.ucoz.ru/publ/48–1-0–409;
- Интернет — сайт «ESPREZO», http://esprezo.ru/obyasnyashki-kak-legko-sozdavat-risovannye-prezentacii/;
- Интернет — сайт «induc.ru» http://induc.ru/news/events/?ELEMENT_ID=4631;
- Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. ——М.: Просвещение, 1984.—256с.;
- Приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.