Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образовательном процессе двойную роль: могут развивать у детей креативное, поисковое, навигаторское мышление и могут помогать учителю-дефектологу вести занятие на более высоком уровне. Раскрыты главные достоинства информационно-коммуникативных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, дифференциация гласных-согласных, связная речь, фонематический анализ, динамическая пауза, зрительная гимнастика, мотивация, эмоциональное настроение.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий сегодня является неотъемлемой ступенью в образовательном процессе. Логопеды, дефектологи не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования инновационных технологий в своей практике. Использование ИКТ в коррекционно-развивающем процессе, прежде всего, дает возможность улучшить качество обучения и повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.
Ряд компьютерных программ можно активно применять при подготовке к любому занятию. Windows Movie Maker — является программой для создания и редактирования видео. Возможности программы: получение видео с цифровой видеокамеры; создание слайд-шоу из изображений; обрезание или склеивание видео; наложение звуковой дорожки; добавление заголовков и титров; создание переходов между фрагментами видео. Например, для создания анимированных персонажей и букв можно работать с программами PowerPoint. Яркие иллюстрации получаются при помощи таких программ, как Pint, Adobe Photoshop. Такая программа, как PowerPoint, также позволяет создать коррекционное занятие с серией разнообразных заданий.
Необходимо отметить несколько важных причин применения компьютерных технологий в работе учителя-дефектолога. Во-первых, организация процесса обучения соответствует психоэмоциональным и физиологическим особенностями детей дошкольного возраста, т. к. обучение преподносится в интересной и ненавязчивой форме. Во-вторых, компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям этого возраста. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. В-третьих,информационно-коммуникативные технологии позволяют воспринимать материал на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность детей дошкольного возраста. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Например, для работы над артикуляцией создаются презентации с использованием метода биоэнергопластики, при котором, артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Чашечка», «Парус», «Горка» и д. р. сопровождается движением пальцев рук. Работая над звукопроизношением можно использовать компьютерные презентации «Мы красиво говорим», «Автоматизация звуков». Презентации позволяют соединить звук с буквой. Провести дифференциацию гласных-согласных, деление слов на слоги, выделение первого звука, последнего.
Презентации позволяют соединить звук с буквой. Провести дифференциацию гласных-согласных, деление слов на слоги, выделение первого звука, последнего.
Для работы над развитием восприятия, внимания, памяти, для развития связной речи можно создавать компьютерные презентации по лексическим темам. Наиболее популярны у детей задания в форме загадки «Что перепутал художник?», противоположности, найди 4 лишний. Такие задания требуют активизации всех элементов интеллекта (мышления, аналитико-синтетического восприятия, смысловой памяти, воссоздающего и творческого воображения) и словарного запаса.
Для формирования зрительно-пространственных отношений можно также использовать на занятиях презентации. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере. Упражнения типа расскажи «Что где находится?» (Что находится позади яблока. А позади вишни? А за огурцом? А за морковкой? Назови предметы, которые находятся перед грушей, перед помидором, перед бананом и перед свёклой. Назови предметы, которые находятся за стулом).
В теме: «Пространство вокруг нас». Детям помогут разобраться компьютерные упражнения типа: что над елкой, что на елке, что под елкой? Кто около елки? Раскрась кота, который перед забором, оранжевым цветом, а кота, который за забором, раскрась черным цветом.
Виды заданий разнообразны, например, «Для формирования навыков фонематического анализа и синтеза, при подготовке к обучению грамоте используем компьютерную игру «Лунтик», послушай — определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».
В рамках использования здоровьесберегающих технологий можно проводить зрительные гимнастики, игры на развитие общей, мелкой моторики с помощью компьютерных презентаций. Упражнения на повышение уровня активации: самомассаж ушных раковин; самомассаж боковых поверхностей пальцев рук, самомассаж головы; общий массаж ног. Массаж биологически активных зон (по А. А. Уманской). Массаж активных точек пальцев рук, можно проводить с помощью, например: пальчиковой игры с использованием презентации.
«Щелчки»
Поднял ушки бурундук. Мизинец.
Он в лесу услышал стук: Безымянный.
—Это что за громкий стук, Средний.
Тук да тук, тук да тук? Указательный.
—А пойдем, — сказал барсук, — Большой.
Сам увидишь этот трюк: Большой.
Это дятел сел на сук Указательный.
И без крыльев и без рук Средний.
Ищет он, где спрятан жук, — Безымянный.
Вот и слышен перестук! Мизинец.
Используем упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса «Лодочка», «Дерево», «Марионетки», «Бревнышко» с показом через мультимедийную презентацию.
Для системы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук по методики О. И. Крупенчук., для «Конструирования» из пальцев различных предметов и объектов, методики Ткаченко Т. А. используем, например такой текст:
ПОД ВЫСОКОЙ СОСНОЙ
СКАЧЕТ ЗАЙКА КОСОЙ.
ПОД ДРУГОЮ СОСНОЙ
СКАЧЕТ ЗАЙКА ДРУГОЙ (действия сопровождаются картинным материалом презентации и пальчиковой гимнастикой. Для логоритмических упражнения без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой.
Память компьютера позволяет педагогу весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, хранить диагностические материалы, что тоже очень удобно.
Компьютерные технологии значительно экономят время, силы при подготовке к занятию. Ранее приходилось готовить задания в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ребенка в отдельности, теперь техника во многом упрощает работу в этом направлении.
Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Необходимо соблюдение СанПиНов: чистота; использование новых моделей компьютера; работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5–10 мин) и не более двух раз в неделю; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения кабинета и доски; отсутствие монотонных, неприятных раздражителей. Следует отметить, что утомляемость детей и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к развитию ребенка, а также помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона.
Литература:
1. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиск. Дефектология.- 1998г.
2. Репина З. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Вопросы гуманитарных наук. 2004г.
3. Репина З. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры». Вопросы гуманитарных наук. 2004 г.