Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога
Автор: Гилигашвили Любовь Юрьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 12.04.2015
Статья просмотрена: 2996 раз
Библиографическое описание:
Гилигашвили, Л. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога / Л. Ю. Гилигашвили. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7893/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образовательном процессе двойную роль: могут развивать у детей креативное, поисковое, навигаторское мышление и могут помогать учителю-дефектологу вести занятие на более высоком уровне. Раскрыты главные достоинства информационно-коммуникативных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, дифференциация гласных-согласных, связная речь, фонематический анализ, динамическая пауза, зрительная гимнастика, мотивация, эмоциональное настроение.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий сегодня является неотъемлемой ступенью в образовательном процессе. Логопеды, дефектологи не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования инновационных технологий в своей практике. Использование ИКТ в коррекционно-развивающем процессе, прежде всего, дает возможность улучшить качество обучения и повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.
Ряд компьютерных программ можно активно применять при подготовке к любому занятию. Windows Movie Maker — является программой для создания и редактирования видео. Возможности программы: получение видео с цифровой видеокамеры; создание слайд-шоу из изображений; обрезание или склеивание видео; наложение звуковой дорожки; добавление заголовков и титров; создание переходов между фрагментами видео. Например, для создания анимированных персонажей и букв можно работать с программами PowerPoint. Яркие иллюстрации получаются при помощи таких программ, как Pint, Adobe Photoshop. Такая программа, как PowerPoint, также позволяет создать коррекционное занятие с серией разнообразных заданий.
Необходимо отметить несколько важных причин применения компьютерных технологий в работе учителя-дефектолога. Во-первых, организация процесса обучения соответствует психоэмоциональным и физиологическим особенностями детей дошкольного возраста, т. к. обучение преподносится в интересной и ненавязчивой форме. Во-вторых, компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям этого возраста. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. В-третьих,информационно-коммуникативные технологии позволяют воспринимать материал на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность детей дошкольного возраста. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Например, для работы над артикуляцией создаются презентации с использованием метода биоэнергопластики, при котором, артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Чашечка», «Парус», «Горка» и д. р. сопровождается движением пальцев рук. Работая над звукопроизношением можно использовать компьютерные презентации «Мы красиво говорим», «Автоматизация звуков». Презентации позволяют соединить звук с буквой. Провести дифференциацию гласных-согласных, деление слов на слоги, выделение первого звука, последнего.
Презентации позволяют соединить звук с буквой. Провести дифференциацию гласных-согласных, деление слов на слоги, выделение первого звука, последнего.
Для работы над развитием восприятия, внимания, памяти, для развития связной речи можно создавать компьютерные презентации по лексическим темам. Наиболее популярны у детей задания в форме загадки «Что перепутал художник?», противоположности, найди 4 лишний. Такие задания требуют активизации всех элементов интеллекта (мышления, аналитико-синтетического восприятия, смысловой памяти, воссоздающего и творческого воображения) и словарного запаса.
Для формирования зрительно-пространственных отношений можно также использовать на занятиях презентации. Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере. Упражнения типа расскажи «Что где находится?» (Что находится позади яблока. А позади вишни? А за огурцом? А за морковкой? Назови предметы, которые находятся перед грушей, перед помидором, перед бананом и перед свёклой. Назови предметы, которые находятся за стулом).
В теме: «Пространство вокруг нас». Детям помогут разобраться компьютерные упражнения типа: что над елкой, что на елке, что под елкой? Кто около елки? Раскрась кота, который перед забором, оранжевым цветом, а кота, который за забором, раскрась черным цветом.
Виды заданий разнообразны, например, «Для формирования навыков фонематического анализа и синтеза, при подготовке к обучению грамоте используем компьютерную игру «Лунтик», послушай — определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».
В рамках использования здоровьесберегающих технологий можно проводить зрительные гимнастики, игры на развитие общей, мелкой моторики с помощью компьютерных презентаций. Упражнения на повышение уровня активации: самомассаж ушных раковин; самомассаж боковых поверхностей пальцев рук, самомассаж головы; общий массаж ног. Массаж биологически активных зон (по А. А. Уманской). Массаж активных точек пальцев рук, можно проводить с помощью, например: пальчиковой игры с использованием презентации.
«Щелчки»
Поднял ушки бурундук. Мизинец.
Он в лесу услышал стук: Безымянный.
—Это что за громкий стук, Средний.
Тук да тук, тук да тук? Указательный.
—А пойдем, — сказал барсук, — Большой.
Сам увидишь этот трюк: Большой.
Это дятел сел на сук Указательный.
И без крыльев и без рук Средний.
Ищет он, где спрятан жук, — Безымянный.
Вот и слышен перестук! Мизинец.
Используем упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса «Лодочка», «Дерево», «Марионетки», «Бревнышко» с показом через мультимедийную презентацию.
Для системы работы по развитию мелкой моторики пальцев рук по методики О. И. Крупенчук., для «Конструирования» из пальцев различных предметов и объектов, методики Ткаченко Т. А. используем, например такой текст:
ПОД ВЫСОКОЙ СОСНОЙ
СКАЧЕТ ЗАЙКА КОСОЙ.
ПОД ДРУГОЮ СОСНОЙ
СКАЧЕТ ЗАЙКА ДРУГОЙ (действия сопровождаются картинным материалом презентации и пальчиковой гимнастикой. Для логоритмических упражнения без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой.
Память компьютера позволяет педагогу весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, хранить диагностические материалы, что тоже очень удобно.
Компьютерные технологии значительно экономят время, силы при подготовке к занятию. Ранее приходилось готовить задания в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ребенка в отдельности, теперь техника во многом упрощает работу в этом направлении.
Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Необходимо соблюдение СанПиНов: чистота; использование новых моделей компьютера; работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5–10 мин) и не более двух раз в неделю; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения кабинета и доски; отсутствие монотонных, неприятных раздражителей. Следует отметить, что утомляемость детей и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к развитию ребенка, а также помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона.
Литература:
1. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиск. Дефектология.- 1998г.
2. Репина З. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Вопросы гуманитарных наук. 2004г.
3. Репина З. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры». Вопросы гуманитарных наук. 2004 г.
Ключевые слова
мотивация, информационно-коммуникативные технологии, связная речь, динамическая пауза, дифференциация гласных-согласных, фонематический анализ, зрительная гимнастика, эмоциональное настроение., эмоциональное настроениеПохожие статьи
Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления
В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...
Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе
Данная статья посвящена проблемам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Технологии, описанные в статье, ориентированы на сохранение здоровье учащихся, повышение мотивационную готовность детей, поддержании положитель...
Применение мультимедийных средств в процессе обучения
В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...
Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий
Статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми с проблемами слуха. В настоящее время количество детей с проблемами слуха увеличивается. Педагогу важно стимулировать речевую активность воспитанников. Пр...
Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...
Роль и место средств обучения в учебном процессе
В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда ...
Разработка и использование авторских многофункциональных логопедических тренажеров
Главная идея моей работы – создать эффективные средства совершенствования коррекционно-развивающего обучения. Одно из таких средств — использование наглядно-игрового материала (логопедические тренажеры), которые способствуют не только преодолению реч...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»
В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...
Похожие статьи
Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления
В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...
Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе
Данная статья посвящена проблемам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Технологии, описанные в статье, ориентированы на сохранение здоровье учащихся, повышение мотивационную готовность детей, поддержании положитель...
Применение мультимедийных средств в процессе обучения
В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...
Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий
Статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми с проблемами слуха. В настоящее время количество детей с проблемами слуха увеличивается. Педагогу важно стимулировать речевую активность воспитанников. Пр...
Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...
Роль и место средств обучения в учебном процессе
В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда ...
Разработка и использование авторских многофункциональных логопедических тренажеров
Главная идея моей работы – создать эффективные средства совершенствования коррекционно-развивающего обучения. Одно из таких средств — использование наглядно-игрового материала (логопедические тренажеры), которые способствуют не только преодолению реч...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»
В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...