Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психологического развития личности студента, приобщая его к иноязычной культуре и формируя его критическое мышление. Правильная организация учебной деятельности и ее разнообразие позволяет адаптировать студента к новым требованиям жизни вузовской подготовки.
Ключевые слова:интернет-ресурсы, критерии отбора, оценка, качество, иллюстративность, презентабельность материала.
Социально-культурное развитие личности и иноязычная коммуникативная подготовка студента первого курса в рамках вузовской программы является одной из важнейших социальных и образовательных задач современности, и связано с такими проблемами как повышение интереса к предмету «английский язык», слабая или недостаточная иноязычная подготовка бывших школьников, усиление творческого потенциала студентов первого курса. Современный урок трудно представить без применения учебных интернет-ресурсов, которые имеют разные виды и огромный методический потенциал [2]. Существуют разные классификации видов учебных интернет-ресурсов в методической литературе, но мы остановимся на наиболее значимой классификации для обучения иностранным языкам, которая представлена в англоязычных источниках: хотлист (hotlist), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler) и вебквест (web quest [5]. Все эти пять видов учебных интернет-ресурсов направлены на реализацию разных целей. Таблица 1 систематизирует и акцентирует коммуникативно-речевые умения, развиваемые при помощи учебных интернет-ресурсов [5, с. 43–44].
Таблица 1
Коммуникативно-речевые умения на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе
Умения, формируемые на основе учебных интернет-ресурсов |
Хотлист |
Мульти-медийный скрэпбук |
Трежа хант |
Сабджект сэмпла |
Вебквест |
осуществлять поиск необходимой информации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
обозначать тему или проблему |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
выделять ключевые слова |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
отделять главное от второстепенного при осуществлении поиска необходимой информации |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
фиксировать необходимую информацию из прочитанного материала |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
подробно или кратко излагать содержание прочитанного материала |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
обобщать содержащуюся в тексте информацию |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
подробно или кратко излагать содержание прослушанного и увиденного учебного материала |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
записывать необходимую информацию из прослушанного и увиденного учебного материала |
|
|
+ |
+ |
+ |
вычленять факты, примеры и аргументы «за» и «против» в соответствии с поставленной проблемой или вопросом |
|
|
+ |
+ |
+ |
самостоятельно делать выводы с привлечением доказательной базы |
|
|
|
+ |
+ |
высказывать и аргументировать свою точку зрения |
|
|
|
+ |
+ |
определять временную и причинно-следственную связь между событиями или явлениями |
|
|
|
+ |
+ |
самостоятельно оценивать поступки и давать характеристику персонажей, фактов и событий |
|
|
|
|
+ |
принимать участие в беседе или обсуждении |
|
|
|
|
+ |
брать на себя инициативу при обсуждении событий и явлений |
|
|
|
|
+ |
запрашивать и обмениваться необходимой информацией |
|
|
|
|
+ |
уточнять интересующую информацию |
|
|
|
|
+ |
прогнозировать развитие, результат излагаемых фактов и событий |
|
|
|
|
+ |
Данная таблица наглядно демонстрируют весь спектр коммуникативно-речевых умений, а также переход от одного вида учебного интернет-ресурса к другому, где становится очевидным, что количество и качество коммуникативно-речевых умений растет [3]. Резюмируя вышеизложенное можно с уверенностью сказать, что перечисленные коммуникативно-речевые умения полностью соответствуют требованиям современного образовательного стандарта по иностранным языкам. Следовательно, внедрение учебных интернет-ресурсов становится весьма актуальным и целесообразным.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Индрик, 2007. ― 123 с.
2. Гутарева Н. Ю. Роль современных технологий в языковом образовании. Role of modern technologies in education. //Научно-теоретический и прикладной журнал. № 11 (59) Красноярск: НИЦ, 2014. (Социально-гуманитарные науки). 424 с. — С. 253–264.
3. Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. «Современные исследования социальных проблем». № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. ― 2001. ― № 2, 3.
4. Реан А. А. Социальная педагогическая психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 1999. ― 416 с.
5. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. — М.: Издательство Глосса-Пресс, 2009. ― 182 с.
6. Якунин В. А. Педагогическая психология: учебное пособие. СПб.: Издательство Полиус, 1998. ― 639 с.