В данной работе описаны виды Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования, а именно требования ФГОС. В научной статье рассматриваются понятия и сущность образовательных Интернет-ресурсов, какие цели и задачи они преследуют.
В ходе изучения данной темы исследования делается вывод о том, что содержательной основой массовой компьютеризации является эффективное средство оптимизации условий интеллектуального труда, отвечающее требованиям современной образовательной квалификации.
Ключевые слова: иностранные языки, Интернет-технологии, учебные Интернет-материалы, межкультурное общение, сетевые ресурсы.
This paper describes the types of Internet resources that can be used in teaching a foreign language at the present stage of education, namely the requirements of the Federal State Educational Standard. The scientific article examines the concepts and essence of educational Internet resources, what goals and objectives they pursue.
In the course of studying this research topic, it is concluded that the substantial basis of mass computerization is an effective means of optimizing the conditions of intellectual work that meets the requirements of modern educational qualifications.
Keywords: foreign languages, Internet technologies, educational Internet materials, intercultural communication, network resources.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует развитию и персонализации образования и повышает интерес к предмету. Применение компьютеров и цифровых образовательных ресурсов при обучении английскому языку может помочь учащимся преодолеть психологические барьеры при использовании иностранных языков в качестве средства общения.
С появлением Интернета, который создал возможности для изучающих иностранные языки использовать реальный текст, слушать и общаться с носителями языка, то есть создавать естественную языковую среду, учебный процесс стал более интересным для учащихся.
Интернет-технологии — это автоматизированная среда для получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализованная в сети Интернет, включающая машинные и человеческие (социальные) элементы.
Интернет-ресурс (синонимы «веб-ресурс, веб-сайт, веб-сервис, сайт») — это совокупность интегрированных средств технического и программно-аппаратного характера, а также информация, предназначенная для публикации во Всемирной паутине. Интернет-ресурс может содержать информацию в текстовой, графической и мультимедийной форме. Каждый Интернет-ресурс должен иметь уникальный адрес, позволяющий найти его в Сети.
Технические возможности Интернета позволяют создать реальную языковую среду для изучающих иностранный язык. Поскольку можно по-настоящему общаться с носителями языка в режиме реального времени (онлайн) или оффлайн, была создана такая среда. Кроме того, это возможность публиковать собственную информацию, получать доступ к Интернет-ресурсам и искать интересующую информацию. Все эти возможности создали условия для организации современного образовательного процесса очной и дистанционной форм обучения. [3]
Интернет-ресурс — это одновременно и инструмент подачи материалов, и инструмент управления. Он обеспечивает высококачественное отображение материала и использует различные каналы связи (текст, звук, графика, прикосновение и т. д.). Новые технологии позволяют персонализировать процесс обучения в соответствии со скоростью и глубиной курса. Этот дифференцированный метод дает большой положительный эффект, поскольку он создает условия для успешной деятельности каждого студента, вызывает у студентов положительные эмоции и, таким образом, влияет на их мотивацию к обучению.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном обществе все большую роль играет знание английского языка, что предоставляет возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей работе возможности ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и пользоваться мультимедийными способами обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность обучения иностранному языку с помощью учебных Интернет-ресурсов.
Сегодня большинство исследователей (П. В. Сысоев, М. А. Бовтенко, А. В. Зубов и др.) признают, мультимедиа и цифровые технологии обладают большим учебно-методическим потенциалом. В современном доминирующем методе обучения, основанном на компетенциях, основной целью изучения иностранного языка является развитие коммуникативных навыков и их компонентов (особенно навыков коммуникации/цифровых навыков).
Средством достижения этой цели является развитие навыков владения иностранным языком (грамматика, словарный запас, речь) и навыков (чтение, письмо, разговорная речь, аудирование, общее образование).
К цифровым и мультимедийным ресурсам, используемым сегодня в лингводидактике, принято относить:
- электронные словари, в т. ч. учебные (толковые, переводные, терминологические, справочные, иллюстрированные, интерактивные);
- аутентичные материалы на изучаемом языке (в текстовом, графическом, видео, аудио, игровом форматах);
- специальные учебные ресурсы для обучения ИЯ (электронные учебники и напечатанные задания, созданные с помощью компьютера, программы-оболочки; интерактивные УМ);
- прикладные программы (MS Word, MS PowerPoint, веббраузеры);
- средства электронной синхронной (чаты, мессенджеры, видеоконференции) и асинхронной (электронная почта, форумы, учебные группы в соц. сетях) коммуникации.
Интернет-ресурсы на уроке иностранного языка позволяют предоставить:
- самостоятельную работу на уроке и дома
- быстрый доступ к информации;
- активизацию познавательных навыков;
- наглядность изучаемого материала;
- отработка коммуникативных навыков, доведение их до автоматизма;
Цели и задачи использования современных Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку
Доступ к информационным ресурсам в Интернете означает не только овладение достаточно беглыми компьютерными техническими знаниями, но и овладение иностранным языком. Приоритетной ценностью информационного века является информация. Путь к успеху во многих областях — это умение получать и использовать информацию, конечно, не ограничиваясь родным языком. По словам Евстигнеева М. Н. и Сысоева П. В. «Термин интернет-технологии является наиболее широко используемым в научной литературе. Под ним в методике преподавания иностранных языков следует понимать совокупность форм, методов, приемов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет. Другими словами, интернет-технологии — это использование Интернета в обучении иностранному языку». [10]
Как показывает практика, необходимо увеличивать долю и значимость образовательных Интернет-ресурсов в образовательном процессе, привлекая для этого современные технические учебные средства, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Таким образом, информационные технологии содержат в себе следующие аспекты: образовательный, развивающий, познавательный, образовательный.
В состав учебного аспекта входят:
- развитие, развитие навыков самообразования, умение ориентироваться в информационных потоках;
- умения работать в группах неоднородного состава.
К познавательному аспекту относится:
- обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, что способствует расширению кругозора, повышению культурного уровня;
- организация различных видов совместной исследовательской работы студентов, преподавателей, студентов, ученых из разных школ, научных и образовательных центров одного или разных регионов, или даже разных стран.
Развивающий аспект включает в себя:
- развитие умения добывать информацию из разнообразных источников обрабатывать её с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и подавать на сколько угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;
- создание подлинной языковой среды (в условиях совместимости международных телекоммуникационных проектов, телеконференций обычных, а также аудио — и видеоконференций, чатов), способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда — потребности в изучении иностранных языков.
Воспитательный аспект состоит из следующих компонентов:
- способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана;
- прививание навыков подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской.
По мнению П. В. Сысоева и М. Н. Евстигнеева, учебные интернет-ресурсы позволяют:
– подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал по изучаемым темам;
– организовать в группах и целом классе обсуждение (дебаты) насущных культурных и социально острых проблем;
– провести лингвистический анализ устного и письменного дискурса носителей языка (представителей различных социальных групп, носителей диалектов и акцентов);
– организовать внеурочную и внеклассную работу учащихся. [10]
В соответствии с конкретной ситуацией темы, зная обучающие методы и функции Интернета, его возможности и ресурсы, мы можем определить, для каких учебных задач могут использоваться определенные сервисы и ресурсы в сети. Только после этого можно будет определить методы их применения в классе или во внешкольном, очном или дистанционном обучении. [5, с. 45]
Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, вводя их в учебный процесс, более эффективно решать ряд дидактических задач на занятиях:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети различной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка. [6, с. 9]
Таким образом, основная функция, предоставляемым Интернетом, является информация. То есть ресурсы, с одной стороны, могут использоваться для различных целей в учебном или проектном процессе, самостоятельной деятельности студентов, с другой стороны, в качестве ссылки (защищенной авторским правом) на Интернет при создании курсов дистанционного обучения для студентов.
Формы и методы применения современных Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку
Наиболее распространенными формами телекоммуникаций (то есть общения с использованием интернет-технологий) являются электронная почта, чат, форумы, видео, веб-конференции и т. д. Изначально они создавались для реального общения между людьми на большом расстоянии, а сейчас используются в образовательных целях при обучении иностранным языкам.
Информационные ресурсы Интернета содержат текстовые, аудио- и визуальные материалы по различным темам на разных языках. Образовательные Интернет-ресурсы создаются исключительно в образовательных целях. В англоязычной литературе выделяют пять типов образовательных Интернет-ресурсов:
- hotlist
- treasure hunt
- subject sampler
- multimedia scrapbook
- webquest
Каждый из этих пяти образовательных Интернет-ресурсов следует из предыдущего и постепенно усложняется, что позволяет решать более сложные образовательные задачи. Первые два предназначены для поиска, отбора и классификации информации. Остальные содержат элементы проблемного обучения, предназначенные для активизации поисковой и познавательной деятельности учащихся.
Внедрение образовательных технологий в учебный процесс поможет развить у учащихся коммуникативные навыки. Сложность и количество материалов различаются и должны быть адаптированы к уровню развития учащихся на каждом этапе обучения.
Возможность образовательного Интернет-ресурса наиболее полно отражается в профессиональной подготовке и курсах по выбору, когда ведущую роль в образовательном процессе играют навыки общения на иностранном языке, а не знание языка.
Методический потенциал учебных Интернет-ресурсов позволяет:
1. подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал по изучаемым темам;
2. организовать в группах и целом классе обсуждение культурных и социальных проблем;
3. провести лингвистический анализ устной и письменной речи носителей языка (представителей различных социальных групп, носителей диалектов и акцентов);
4. организовать внеурочную и внеклассную проектную деятельность учащихся;
5. создать благоприятные условия для учащихся с высоким уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для реализации своего интеллектуального потенциала.
Можно сделать вывод, что использование Интернет-ресурсов является неотъемлемой частью процесса получения среднего образования, что способствует модернизации общего образования, благодаря чему можно применять деятельностные методы обучения и успешно формировать у учащихся коммуникативные и информационные навыки.
Критерии выбора необходимых Интернет-ресурсов
Интернет-ресурсы способствуют развитию образовательной и самообразовательной деятельности, направленной на овладение новым опытом.
К сожалению, сегодня не существует единого стандарта качества Интернет-ресурсов. Поэтому вся ответственность лежит на учителе. Учитель должен заранее организовать поиск необходимых мест и провести тщательный и полный анализ, прежде чем предоставить его учащимся для самостоятельного исследования. [3]. Важно выработать правильное критическое отношение к информации, представленной в Интернете [10]. С точки зрения современных отечественных методистов П. В. Сысоева и М. Н. Евстигнеева, образовательные Интернет-ресурсы представлены различными текстовыми, аудио- и иллюстративными материалами, отвечающими основным методическим и дидактическим принципам (наглядность, целесообразность, коммуникативная направленность и др.) и может быть использован в образовательных целях в процессе обучения. преподавание иностранных языков [7, с. 325].
В зарубежной методической литературе также решаются вопросы, связанные с критерием отбора Интернет-ресурсов для учебных целей. Такие проблемы изучались такими западными методистами как: J. Barker, J. Ormondroyd, M. Krauss. Современные отечественные ученые П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев представили свое видение данной проблемы [10].
Следующие критерии разделяют на разные критерии выбора Интернет-ресурсов для последующих занятий и самостоятельной работы: авторитетность, цель, аудитория, важность, объективность, точность, универсальность, формат, ссылки и простота использования.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод, что появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения во всех сферах деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие использование Интернет-ресурсов, внедрение новых технологий в систему учебно-методической и управленческой деятельности, формирование образовательной информационной среды учреждения.
Интернет-ресурсы внесли значительный вклад в образовательный процесс. Благодаря им мы можем в полной мере решить ряд дидактических задач, рассмотреть все аспекты использования Интернет-ресурсов, а также их формы. В этой главе мы познакомились с критериями отбора необходимых Интернет-ресурсов для образовательного процесса в старшей школе.
Из вышесказанного можно отметить, что использование Интернет-ресурсов предоставляет возможность оптимизировать учебный процесс, вовлекать в него учащихся как элемент образовательного пространства, формировать самостоятельность, креативность и критическое мышление.
Исходя из опыта прошлых лет, уже невозможно представить школу без новых информационных технологий. Уроки с использованием Интернет-ресурсов становятся привычными для школьников, а для учителей становятся нормой работы.
Литература:
- Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2013.
- Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам / Л. А. Беляева, Н. В. Иванова // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 4. — с. 36–40.
- Бим И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностр. языки в школе. 2004. № 6. 15. Новые образовательные стандарты по иностранным языкам. М.: АСТ/Астрель, 2004.
- Васильева В. Н. Использование информационных технологий в учебном процессе // http://ipk.admin.tstu.ru
- Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, № 3, 2012. с 33–41.
- Гальскова Н. Д. Новые технологии общения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 7. — с. 9–15.
- Еренчинова Е. Б. Использование сети Интернет при обучении иностранному языку // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань, 2014. С. 325–327.
- Переходько, И. Интернет-ресурсы по иностранным языкам: учебное пособие / И. Переходько; Оренбургский государственный университет. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012. — 118 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259214 (дата обращения: 04.05.2022). — Текст: электронный.
- Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. 2001. № 2–3.
- Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2008. — № 2(58).
- Belz J. A., Thorne S. L. Computer-mediated Intercultural Foreign Language Education. Boston, MA: Heinle & Heinle, 2006.
- Mark Warschauer, Deborah Healey/ Computers and language learning: an overview.- Cambridge University Press, 12, 2009
- Thorne S. L., & Black R. Language and Literacy Development in Computer-mediated Contexts and Communities // Annual Review of Applied Linguistics. 2008. № 28.