Обучать есть дело долга, развлекать же — дело уважения (к слушателям).
Цицерон
Сегодня перед высшей школой стоит задача не только развить иноязычные умения, согласно программе обучения, но и научить студентов творчески пользоваться ими, высказывать, аргументировать, доказывать свою точку зрения.
Актуальность использования коммуникативных игр на занятиях по иностранному языку обусловлена рядом причин:
- поиск новых средств мотивации обучения иностранного языка;
- активизация деятельности обучающихся на протяжении всего занятия;
- необходимость создания условий для коммуникации;
- возможность приблизить процесс обучения к условиям реального общения.
Игра требует напряжения эмоциональных и умственных сил, предполагает принятие решений, обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает находчивость, сообразительность. Игра создает равные условия для ее участников, как сильных, так и слабых. Игра создает атмосферу увлеченности, равенства и ощущение посильности заданий, что помогает обучающимся преодолевать стеснительность, неуверенность в своих возможностях говорить на иностранном языке. Игра содействует запоминанию языкового и речевого материала.
Кроме того, Е.Л. Жупанова отмечает, что игра позволяет проявить наблюдательность, фантазию, инициативу, творческие способности; предоставляет возможность для высказывания, отстаивания своей точки зрения, развивает навыки аргументации [1].
Игра способствует формированию и развитию иноязычной социокультурной компетенции, овладению знаниями о социокультурных реалиях страны изучаемого языка, готовит к диалогу культур, межкультурной коммуникации [9].
В целом для игр свойственно:
- наличие ролей;
- наличие ролевых ценностей;
- взаимодействие ролей;
- многоальтернативность решений;
- наличие управляемого эмоционального напряжения;
- наличие системы оценивания [3, 4, 7, 11, 12].
Игра предусматривает три этапа:
1) подготовительный (предварительная работа преподавателя и студентов):
- выбор темы / проблемы;
- отбор языковых / речевых средств;
- уточнение ситуации (время, место, количество участников, характеристики персонажей и т.д.);
- подготовка атрибутов игры (раздаточный материал, картинки и т.д.);
- уточнение цели игры;
2) проведение игры;
3) контроль игры (обмен мнениями об успешности игры, трудностях, наиболее удачных моментах).
Существуют различные виды игр. Г.Е. Пузырева выделяет три вида:
- социально-бытовые (на базовом этапе изучения иностранного языка);
- психологические (для создания определенного стереотипа поведения, в том числе речевого);
- профессионально-пропедевтические (развитие умений профессиональной коммуникации) [8].
На начальном этапе обучения эффективны и доступны ролевые игры и драматизация. Например:
- представление рассказов, сказок, забавных историй в виде сцен;
- разыгрывание повседневных ситуаций (исполнение социальных ролей, ролей вымышленных персонажей).
Использование ролевых игр и драматизации в процессе обучения иностранному языку способствует развитию умений:
- компромисса;
- предупреждать конфликтные ситуации и находить пути их решения;
- менять тактику своего поведения;
- отстаивать свое мнение;
- выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
- владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы, уметь выражать просьбу, согласие, благодарность, извинение, возражение и т.д.) [2, 5, 6, 10].
Использование приемов драматизации в обучении иностранному языку развивает у обучающихся память, мышление, речь, интонацию, внимание, наблюдательность, ассоциации; способствует созданию «выразительного» человека, умеющего активно переживать и яркого выражать свое «я» в жизни и в работе [2].
Таким образом, использование игр на занятиях иностранного языка способствует развитию иноязычных умений, а также развивает самостоятельность, предприимчивость, находчивость, т. е. свойства личности, которые наиболее востребованы в современных условиях.
Литература:
1. Жупанова Е.Л. Игра на уроках иностранного языка как один из способов развития иноязычных способностей // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3-2. С. 57-58.
2. Иванова Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку. Дис. … канд.пед.наук. М., 2007, 163 с.
3. Конышева А.В. Игры в обучении иностранному языку. Теория и практика, Минск: ТетраСистемс, 2008. 288 с.
4. Куимова М.В. Игровая деятельность как средство развития умений устной иноязычной речи в техническом вузе // В мире научных открытий. 2012. № 2.1. С. 96-103.
5. Левкович Ю.В. Методы театрализации и драматизации как методический прием в обучении иностранному языку // Внешкольник. 2011. № 6 (147). С. 33-35.
6. Овчинникова Н.Г. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку. URL: http://festival.1september.ru/articles/593470/ (дата обращения: 15.01.2015).
7. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. 640 с.
8. Пузырева Г.Е. Использование ролевых игр при подготовке студентов вузов к иноязычной речевой коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 15. № 39. С. 345-348.
9. Стюрина Е.В. Возможности игры в формировании иноязычной социокультурной компетенции младших школьников // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 21. С. 150-156.
10. Утехина А.Н. Драматизация сказки в раннем обучении иностранному языку // "Класс" 2001. № 3-4. С. 18-23.
11. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
12. Kuimova M.V. Games and quizzes in teaching English as a foreign language in a polytechnic university // В мире научных открытий. 2010. № 3-2. С. 29-32.