Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Игра как средство развития иноязычных умений

Педагогика
18.01.2015
595
Поделиться
Библиографическое описание
Тясто, А. А. Игра как средство развития иноязычных умений / А. А. Тясто, М. В. Куимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 561-562. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15110/.

Обучать есть дело долга, развлекать же — дело уважения (к слушателям).

Цицерон

Сегодня перед высшей школой стоит задача не только развить иноязычные умения, согласно программе обучения, но и научить студентов творчески пользоваться ими, высказывать, аргументировать, доказывать свою точку зрения.

Актуальность использования коммуникативных игр на занятиях по иностранному языку обусловлена рядом причин:

-        поиск новых средств мотивации обучения иностранного языка;

-        активизация деятельности обучающихся на протяжении всего занятия;

-        необходимость создания условий для коммуникации;

-        возможность приблизить процесс обучения к условиям реального общения.

Игра требует напряжения эмоциональных и умственных сил, предполагает принятие решений, обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает находчивость, сообразительность. Игра создает равные условия для ее участников, как сильных, так и слабых. Игра создает атмосферу увлеченности, равенства и ощущение посильности заданий, что помогает обучающимся преодолевать стеснительность, неуверенность в своих возможностях говорить на иностранном языке. Игра содействует запоминанию языкового и речевого материала.

Кроме того, Е.Л. Жупанова отмечает, что игра позволяет проявить наблюдательность, фантазию, инициативу, творческие способности; предоставляет возможность для высказывания, отстаивания своей точки зрения, развивает навыки аргументации [1].

Игра способствует формированию и развитию иноязычной социокультурной компетенции, овладению знаниями о социокультурных реалиях страны изучаемого языка, готовит к диалогу культур, межкультурной коммуникации [9].

В целом для игр свойственно:

-        наличие ролей;

-        наличие ролевых ценностей;

-        взаимодействие ролей;

-        многоальтернативность решений;

-        наличие управляемого эмоционального напряжения;

-        наличие системы оценивания [3, 4, 7, 11, 12].

Игра предусматривает три этапа:

1)           подготовительный (предварительная работа преподавателя и студентов):

-        выбор темы / проблемы;

-        отбор языковых / речевых средств;

-        уточнение ситуации (время, место, количество участников, характеристики персонажей и т.д.);

-        подготовка атрибутов игры (раздаточный материал, картинки и т.д.);

-        уточнение цели игры;

2)           проведение игры;

3)           контроль игры (обмен мнениями об успешности игры, трудностях, наиболее удачных моментах).

Существуют различные виды игр. Г.Е. Пузырева выделяет три вида:

-        социально-бытовые (на базовом этапе изучения иностранного языка);

-        психологические (для создания определенного стереотипа поведения, в том числе речевого);

-        профессионально-пропедевтические (развитие умений профессиональной коммуникации) [8].

На начальном этапе обучения эффективны и доступны ролевые игры и драматизация. Например:

-        представление рассказов, сказок, забавных историй в виде сцен;

-        разыгрывание повседневных ситуаций (исполнение социальных ролей, ролей вымышленных персонажей).

Использование ролевых игр и драматизации в процессе обучения иностранному языку способствует развитию умений:

-        компромисса;

-        предупреждать конфликтные ситуации и находить пути их решения;

-        менять тактику своего поведения;

-        отстаивать свое мнение;

-        выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

-        владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы, уметь выражать просьбу, согласие, благодарность, извинение, возражение и т.д.) [2, 5, 6, 10].

Использование приемов драматизации в обучении иностранному языку развивает у обучающихся память, мышление, речь, интонацию, внимание, наблюдательность, ассоциации; способствует созданию «выразительного» человека, умеющего активно переживать и яркого выражать свое «я» в жизни и в работе [2].

Таким образом, использование игр на занятиях иностранного языка способствует развитию иноязычных умений, а также развивает самостоятельность, предприимчивость, находчивость, т. е. свойства личности, которые наиболее востребованы в современных условиях.

 

Литература:

 

1.         Жупанова Е.Л. Игра на уроках иностранного языка как один из способов развития иноязычных способностей // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3-2. С. 57-58.

2.         Иванова Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку. Дис. … канд.пед.наук. М., 2007, 163 с.

3.         Конышева А.В. Игры в обучении иностранному языку. Теория и практика, Минск: ТетраСистемс, 2008. 288 с.

4.         Куимова М.В. Игровая деятельность как средство развития умений устной иноязычной речи в техническом вузе // В мире научных открытий. 2012. № 2.1. С. 96-103.

5.         Левкович Ю.В. Методы театрализации и драматизации как методический прием в обучении иностранному языку // Внешкольник. 2011. № 6 (147). С. 33-35.

6.         Овчинникова Н.Г. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку. URL: http://festival.1september.ru/articles/593470/ (дата обращения: 15.01.2015).

7.         Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. 640 с.

8.         Пузырева Г.Е. Использование ролевых игр при подготовке студентов вузов к иноязычной речевой коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 15. № 39. С. 345-348.

9.         Стюрина Е.В. Возможности игры в формировании иноязычной социокультурной компетенции младших школьников // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 21. С. 150-156.

10.     Утехина А.Н. Драматизация сказки в раннем обучении иностранному языку // "Класс" 2001. № 3-4. С. 18-23.

11.     Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис, 2004. 416 с.

12.     Kuimova M.V. Games and quizzes in teaching English as a foreign language in a polytechnic university // В мире научных открытий. 2010. № 3-2. С. 29-32.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 561-562):
Часть 5 (cтр. 461 - 571)
Расположение в файле:
стр. 461стр. 561-562стр. 571

Молодой учёный