Главная идея моей работы – создать эффективные средства совершенствования коррекционно-развивающего обучения. Одно из таких средств — использование наглядно-игрового материала (логопедические тренажеры), которые способствуют не только преодолению речевых недостатков у ребенка, но и развитию у него познавательной активности, мыслительных операций, творческих способностей.
Ключевые слова: логопедический тренажер, многофункциональный, автоматизация звука, дифференциация звуков, воздушная струя, звуковой состав слова
Логопедический тренажер «Зимняя сказка».
Этот тренажер поможет ребенку развить целенаправленную воздушную струю, лексико-грамматическую сторону речи, автоматизировать звук [с].
Варианты использования тренажера:
- Развитие воздушной целенаправленной струи: широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка поднять так, чтобы образовался желобок. Легко подуть на язык.
- Автоматизация звука [с] всловах: ребенку предлагается посчитать снежинки, тем самым автоматизируется звук [с].
Утрировано произносим звук [с]. Например: «одна сссснежинка, две сссснежинки и. т.д»
- Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи: составить словосочетание «числительное + существительное» числительные 1,2,5 — например, одна снежинка, две снежинки, пять снежинок и. т.д.
Рис. 1. Логопедический тренажер «Зимняя сказка»
Логопедический тренажер «Дорожка из цветов».
Этот тренажер способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы по автоматизации и дифференциации звуков.
Варианты использования тренажера:
- Развитие мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок играет с деталями, меняет их местами, тем самым прикладывает усилия оторвать от липкой ленты и переместить на новое место.
- Автоматизация звуков изолированно ив слогах: произнести автоматизируемый звук (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки);
- Дифференциация звуков изолированно или вслогах: произнести дифференцируемые звуки (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки).
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи (и одновременной автоматизации звуков всловах исловосочетаниях): составить словосочетание «числительное + существительное» числительные 1,2,5 — например, один цветок, два цветка, пять цветов и т. д.
Рис. 2.Логопедический тренажер «Дорожка из цветов»
Логопедический тренажер «Зайка— Знайка».
Этот тренажер поможет ребенку развить и усвоить звуковой состав слова (фонематический анализ). Определить количество слогов в слове. Развить мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Варианты использования тренажера:
- Для развития мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок с помощью фишек выкладывает слово.
- Определение линейной последовательности звуков вслове: ребенку показываем картинку, название которой необходимо проанализировать, ряд модельных линеек с ячейками и фишки разных цветов (красный, синий, зеленый). На первом этапе для анализа используем односложные слова. После слоговой ряд усложняется.
Ребенок стрелкой определяет количество звуков в слове или педагог сам направляет стрелку. По мере выделения звуков в слове, ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ребенка являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.
После того, как провели звуковой анализ слова, можно определить количество слогов в слове.
Рис. 3. Логопедический тренажер «Зайка — Знайка»
Логопедический тренажер «Звуковое панно»
Этот тренажер поможет ребенку сформировать навык фонематического восприятия и анализа: определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу, проводить звуковой анализ односложных слов. Развить мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Варианты использования тренажера:
- Определение позиции звука вслове.
Необходимо найти, где спрятался данный звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок прикрепляет цветок на первый квадрат, если в середине на второй квадрат, если в конце — на третий. Цвет цветка меняется в зависимости от заданного звука: гласный — красный цветок, согласный твёрдый — синий, согласный мягкий — зелёный. Данное пособие имеет подвижную пуговицу. По примеру предыдущей игры, пуговка движется в зависимости от положения звука (начало — середина — конец слова).
- Определение звукового состава слова: ребенку показываем картинку, название которой необходимо проанализировать и предлагаем фишки (цветочки), с помощью которых выкладываем звуковую схему слова. По мере выделения звуков в слове, ребенок заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.
- Развитие мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок манипулирует фишками, меняет их местами, тем самым прикладывает усилия оторвать от липкой ленты и приклеить на новое место, также прикладывает усилия передвинуть пуговку на нужное место.
Рис. 4. Логопедический тренажер «Звуковое панно»
Таким образом, в результате реализации данных логопедических тренажеров у детей повысился интерес к занятиям, возросла мотивация, результат не заставляет себя ждать.
Практика логопедической работы показывает, что логопедические тренажеры, являются эффективным коррекционным средством.
Литература:
- Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 С.
- Лалаева Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2004. — с. 112–129.
- Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.