В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, увеличить долю самостоятельности учащихся, даёт возможность организации индивидуальной работы, развития инициативы.
Ключевые слова:обучение, наглядный, учебный, вербальный, средство, аудиовизуальный, контроль, эффективность, знания.
Средства обучения предназначены для формирования знаний, умений, управления познавательной деятельностью учащихся.
С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании учащихся запоминаются образы этих явлений и объектов, что связано с абстрактным мышлением.
Применение средств обучения способствует повышению качества обучения, воздействует на эмоции учащихся, служит стимулом деятельности, источником уверенности. С помощью средств обучения решаются задачи укрепления интересов к учебной работе.
Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учебного материала.
Виды средств обучения разнообразны, на них влияет развитие науки и техники.
Получили распространение такие новые средства обучения, как тренажёры, учебное телевидение, автоматизированные системы, компьютерная техника.
Выделяют следующие группы средств обучения:
1) Учебные наглядные пособия предназначены для формирования у учащихся конкретных образов предметов и явлений действительности, для иллюстрации дополнения, детализации учебного материала, обобщения усвоенной информации. Они делятся на натуральные (гербарии, коллекции, минералов и детали, приборы, инструменты), изобразительные (плакаты, рисунки, фотографии, модели, макеты, муляжи, стенды) и знаковые (чертежи, схемы, формулы, графики, диаграммы).
2) Вербальные (словесные) средства обучения — учебная и методическая литература, словари, дидактические материалы. Они применяются для углубления знаний и умений, для самостоятельного изучения учебного материала.
3) Специальное оборудование — предметы, ориентирующие учащихся на практическую деятельность. Это лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных работ. Они используются для формирования практических профессиональных умений.
4) ТСО — технические устройства, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Информация находится в слайдах, кинофильмах, магнитофонных лентах. ТСО делятся на аудиовизуальные, информационно контролирующие, и тренажерные. ТСО используют для формирования новых знаний.
Наиболее универсальными являются учебные наглядные пособия, вербальные аудиовизуальные средства.
Учебные наглядные пособия это натуральные объекты, технические модели, фотографии и рисунки, чертежи, диаграммы, схемы, таблицы.
Эти пособия используются при объяснении учебного материала, закреплении, проверке усвоенного материала.
Классная доска используется для объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся.
Вербальные средства обучения — учебная литература для учащихся предназначена для самостоятельной работы, дидактические материалы позволяют осуществлять контроль знаний (карточки, вопросы, задачи, упражнения).
Аудиовизуальные средства — экранные, звуковые, автоматизированные обучающие системы (диафильмы, кинофильмы, радиопередачи, магнитофонные записи, учебное кино).
Выбор средств обучения — процесс индивидуально творческий. Каждый преподаватель осуществляет его с учетом знания содержания своего предмета. При создании комплекса средств обучения нужно учитывать задачи, объем учебной информации, уровень развития учащихся.
В целом о рациональности и эффективности применение средств обучения можно судить в следующих случаях:
- если оно позволило сделать доступным для восприятия материал, который нельзя было дать иным способом;
- дало возможность расширить представления учащихся;
- активизировало познавательную деятельность учащихся;
- способствовало преодолению утомления;
- позволило увеличить объем тренировочного материала;
- помогло оперативно осуществлять текущий контроль за усвоением знаний;
- способствовало развитию познавательных интересов учащихся.
Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, увеличить долю самостоятельности учащихся, даёт возможность организации индивидуальной работы, развития инициативы.
Литература:
1. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие / Л. Г. Семушина. Н. Г. Ярошенко. — Москва: Мастерство, 2001. — 272 с.
2. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие / — Москва: Академия, 2001. — 272 с.
3. Семушина, Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие /– Москва: Мастерство, 1990. — 272 с.