Роль и место средств обучения в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 24.03.2015

Статья просмотрена: 6201 раз

Библиографическое описание:

Ивченко, Е. Н. Роль и место средств обучения в учебном процессе / Е. Н. Ивченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 759-760. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16608/ (дата обращения: 21.11.2024).

В статье речь идет о роли, видах и выборе средств обучения, о том, что внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, увеличить долю самостоятельности учащихся, даёт возможность организации индивидуальной работы, развития инициативы.

Ключевые слова:обучение, наглядный, учебный, вербальный, средство, аудиовизуальный, контроль, эффективность, знания.

 

Средства обучения предназначены для формирования знаний, умений, управления познавательной деятельностью учащихся.

С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании учащихся запоминаются образы этих явлений и объектов, что связано с абстрактным мышлением.

Применение средств обучения способствует повышению качества обучения, воздействует на эмоции учащихся, служит стимулом деятельности, источником уверенности. С помощью средств обучения решаются задачи укрепления интересов к учебной работе.

Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учебного материала.

Виды средств обучения разнообразны, на них влияет развитие науки и техники.

Получили распространение такие новые средства обучения, как тренажёры, учебное телевидение, автоматизированные системы, компьютерная техника.

Выделяют следующие группы средств обучения:

1)        Учебные наглядные пособия предназначены для формирования у учащихся конкретных образов предметов и явлений действительности, для иллюстрации дополнения, детализации учебного материала, обобщения усвоенной информации. Они делятся на натуральные (гербарии, коллекции, минералов и детали, приборы, инструменты), изобразительные (плакаты, рисунки, фотографии, модели, макеты, муляжи, стенды) и знаковые (чертежи, схемы, формулы, графики, диаграммы).

2)        Вербальные (словесные) средства обучения — учебная и методическая литература, словари, дидактические материалы. Они применяются для углубления знаний и умений, для самостоятельного изучения учебного материала.

3)        Специальное оборудование — предметы, ориентирующие учащихся на практическую деятельность. Это лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных работ. Они используются для формирования практических профессиональных умений.

4)        ТСО — технические устройства, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Информация находится в слайдах, кинофильмах, магнитофонных лентах. ТСО делятся на аудиовизуальные, информационно контролирующие, и тренажерные. ТСО используют для формирования новых знаний.

Наиболее универсальными являются учебные наглядные пособия, вербальные аудиовизуальные средства.

Учебные наглядные пособия это натуральные объекты, технические модели, фотографии и рисунки, чертежи, диаграммы, схемы, таблицы.

Эти пособия используются при объяснении учебного материала, закреплении, проверке усвоенного материала.

Классная доска используется для объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся.

Вербальные средства обучения — учебная литература для учащихся предназначена для самостоятельной работы, дидактические материалы позволяют осуществлять контроль знаний (карточки, вопросы, задачи, упражнения).

Аудиовизуальные средства — экранные, звуковые, автоматизированные обучающие системы (диафильмы, кинофильмы, радиопередачи, магнитофонные записи, учебное кино).

Выбор средств обучения — процесс индивидуально творческий. Каждый преподаватель осуществляет его с учетом знания содержания своего предмета. При создании комплекса средств обучения нужно учитывать задачи, объем учебной информации, уровень развития учащихся.

В целом о рациональности и эффективности применение средств обучения можно судить в следующих случаях:

-          если оно позволило сделать доступным для восприятия материал, который нельзя было дать иным способом;

-          дало возможность расширить представления учащихся;

-          активизировало познавательную деятельность учащихся;

-          способствовало преодолению утомления;

-          позволило увеличить объем тренировочного материала;

-          помогло оперативно осуществлять текущий контроль за усвоением знаний;

-          способствовало развитию познавательных интересов учащихся.

Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения даёт возможность организовать учебную и познавательную деятельность на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей, увеличить долю самостоятельности учащихся, даёт возможность организации индивидуальной работы, развития инициативы.

 

Литература:

 

1.                            Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие / Л. Г. Семушина. Н. Г. Ярошенко. — Москва: Мастерство, 2001. — 272 с.

2.                            Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие / — Москва: Академия, 2001. — 272 с.

3.                            Семушина, Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие /– Москва: Мастерство, 1990. — 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): средство обучения, учебный материал, возможность организации, высокий уровень, индивидуальная работа, познавательная деятельность, познавательная деятельность учащихся, современное средство обучения, учебная информация, учебный процесс.


Ключевые слова

обучение, средство, контроль, эффективность, знания, учебный, наглядный, вербальный, аудиовизуальный, знания.

Похожие статьи

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Роль инновационных технологий в развитии речи младших школьников

Данная статья рассматривает роль инновационных технологий в развитии речи учащихся, которые направлены на развитие умений учащихся младших классов доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них композиционно правильно, выстраивать высказ...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО

Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...

Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитан...

Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии

В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...

Похожие статьи

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Роль инновационных технологий в развитии речи младших школьников

Данная статья рассматривает роль инновационных технологий в развитии речи учащихся, которые направлены на развитие умений учащихся младших классов доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них композиционно правильно, выстраивать высказ...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО

Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...

Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...

Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...

Эффективность использования инновационных технологий при компрессивном обучении информатике студентов младших курсов

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе при помощи инновационных технологий компрессивного обучения как совокупности средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитан...

Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии

В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...

Задать вопрос