Критерии отбора методов и средств обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 19.08.2019

Статья просмотрена: 3166 раз

Библиографическое описание:

Борзиева, З. М. Критерии отбора методов и средств обучения / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62026/ (дата обращения: 16.01.2025).



В представленной ниже работе будет раскрыта сущность методов и средств обучения, рассмотрены основные классификации методов и средств обучения, а также обоснованы критерии выбора педагогом тех или иных методов и средств обучения.

Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, классификации, критерии отбора.

Одним из главных педагогических процессов является процесс обучения, и его успех во многом зависит от правильного и умелого использования методов и средств обучения.

Методы и средства являются важнейшими компонентами учебного процесса и без их применения нельзя добиться желаемого результата в отношении образования учащихся. Задача учителя — создание условий, вызывающих познавательный интерес посредством использования наиболее подходящих методов и средств обучения.

Рассмотрим понятия «метод» и «средства обучения»

Метод обучения (от греч. methodos — путь продвижения к истине) — упорядоченная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение определенной дидактической цели.

Под методами обучения принято понимать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся. В первом случае — это преподавание, во втором — учение. При этом способы учебной деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся находятся в тесной взаимосвязи.

Метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

В педагогике методы обучения реализуются с помощью средств обучения. На сегодняшний день отсутствует однозначное определение средств обучения. В это понятие входит все то, что учитель использует на уроке.

Под средствами обучения понимаются разнообразные учебные материалы и орудия, с помощью которых достигается цель обучения. Главное назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала.

Средства обучения выполняют определенные функции:

а) познавательная функция, которая состоит в том, что средства обучения обеспечивают непосредственное познание окружающей действительности;

б) формирующая функция, которая состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю;

в) дидактическая функция, которая заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную деятельность.

Методы и средства — сложные, многомерные, многокачественные. В связи с этим различные методы и средства группируют в системы, которые принято называть классификациями. В основу классификации положен один или несколько признаков.

Классификаций методов много. Наиболее часто используемыми в школе являются следующие классификации:

  1. Классификация методов по источнику получения знаний (Н. М. Верзилин, И. Т. Огородников);
  2. Классификация методов, предложенная Ю. К. Бабанским;
  3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Ларнер, М. Н. Скаткин);
  4. Классификация методов по дидактическим целям (Г. И. Щукина, И, Т. Огородников);
  5. Классификация методов по назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям:

1. Средства обучения по своему составу могут быть материальными и идеальными.

К материальным средствам обучения относятся предметы, взятые из самой действительности (учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, помещение, оборудование, расписание занятий и т. д.)

Идеальные средства обучения — это средства, которые используют учитель и учащиеся для усвоения новых знаний. К ним относится: речь, письмо, схемы, условные знаки, чертежи и др.

2. Средства обучения по субъекту деятельности можно разделить на средства преподавания и средства учения.

3. По характеру воздействия на учащихся средства делятся на:

− визуальные (карты, макеты, диаграммы, схемы и т. д.);

− аудиальные (радио, музыкальный центр);

− аудиовизуальные (телевидение, кинофильмы, ИКТ- презентация).

4. Классификация А. Е. Дмитриева и Ю. А. Дмитриева:

− природные: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины и т. д.);

− объемные (геометрические фигуры);

− изобразительные (фотографии, кадры телефильмов и т. д.);

− графические (схемы, чертежи, таблицы);

− символические (глобус, географические карты);

− звуковые (магнитофонная запись);

− мультимедиа, базирующаяся на компьютере.

Выбор методов и средств обучения в педагогике является одной из главных задач, так как необоснованный подход к их применению может привести к ухудшению учебного процесса. Однако в методических пособиях для учителей и содержании учебников нет прямых рекомендаций о применении тех или иных методов и средств. Учитель сам, исходя из целей и задач, содержания учебного материала, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся, должен прийти к правильному решению.

То есть выбирать надо методы и средства, лучше всего учитывающие особенности содержания материала, возможности учеников, наличие времени для их применения. В соответствии с этим избирается оптимальный комплекс методов и средств обучения.

Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что метод обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемого материала. И все классификации методов имеют определенное основание и позволяют с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения, которые являются источником получения знаний, формирования умений. Строгой классификации средств обучения в науке нет, их можно классифицировать по различным признакам.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2005. — 248 с.
  2. Голант Е. Я. Методы обучения в современной школе / Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2007. — 256 с.
  3. В. А. Сластенин. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-567 с.
Основные термины (генерируются автоматически): средство обучения, классификация методов, метод обучения, учебный материал, Дмитриев, источник получения знаний, познавательная деятельность, средство, учебный процесс.


Похожие статьи

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Методы обучения в педагогической деятельности

Данная статья предлагает обзор методов обучения, которые используются в педагогической деятельности. Мы рассмотрим основные методы обучения, их классификацию, применение в практике и влияние на процесс обучения. Важно отметить, что нет универсальных ...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании юридических дисциплин

В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Сущность, основные критерии и источники подбора персонала

В данной статье проведен анализ подходов ученых к сущности понятия «отбор персонала», рассмотрены основные особенности процесса отбора персонала. Определены критерии и источники набора персонала.

Методы обучения иностранному языку

В данной статье идет речь о методах обучения иностранному языку, представлены некоторые примеры методов обучения иностранному языку. Проанализированы и выделены критерии, повышающие эффективность обучения иностранному языку.

Инструменты и методы проектного управления в строительстве

В статье рассмотрены особенности инструментов и методов управления проектами. Произведен обзор и проанализированы достоинства и недостатки методологии управления проектами в строительной отрасли. Выявлены ряд проблем и недостатков в методологии и пре...

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях

В статье описана авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки, учитывающая недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов.

Похожие статьи

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Методы обучения в педагогической деятельности

Данная статья предлагает обзор методов обучения, которые используются в педагогической деятельности. Мы рассмотрим основные методы обучения, их классификацию, применение в практике и влияние на процесс обучения. Важно отметить, что нет универсальных ...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании юридических дисциплин

В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.

Методы и средства развития естественнонаучной функциональной грамотности учащихся среднего звена

В статье рассматриваются компоненты естественнонаучной функциональной грамотности. Анализируются методы и средства обучения биологии, направленные на формирование естественнонаучной функциональной грамотности у учащихся среднего звена, обсуждается ра...

Сущность, основные критерии и источники подбора персонала

В данной статье проведен анализ подходов ученых к сущности понятия «отбор персонала», рассмотрены основные особенности процесса отбора персонала. Определены критерии и источники набора персонала.

Методы обучения иностранному языку

В данной статье идет речь о методах обучения иностранному языку, представлены некоторые примеры методов обучения иностранному языку. Проанализированы и выделены критерии, повышающие эффективность обучения иностранному языку.

Инструменты и методы проектного управления в строительстве

В статье рассмотрены особенности инструментов и методов управления проектами. Произведен обзор и проанализированы достоинства и недостатки методологии управления проектами в строительной отрасли. Выявлены ряд проблем и недостатков в методологии и пре...

Современные методики определения уровня социально-психологической адаптации представителей субкультуры ролевиков

В данной работе представлен обзор методик отечественных и зарубежных учёных, направленных на оценку уровня адаптированности личности и стратегий адаптивного поведения. Рассмотрены критерии социально-психологической адаптации, положенные в основу мето...

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях

В статье описана авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки, учитывающая недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов.

Задать вопрос