Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 24.03.2018

Статья просмотрена: 5951 раз

Библиографическое описание:

Киргизов, Н. О. Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы / Н. О. Киргизов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48547/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Ключевые слова: методы, обучение, классификация, преподаватель, устное слово, наглядные пособия, практический метод.

В наш ХХI-век преподавателям становится все труднее завладеть вниманием учеников и побудить в ник желание учится. Сейчас, в век развития информационных технологий, вокруг детей находится много лишней информаций, которая ему, помогает но и может навредить. В связи с этим возникают проблемы, которые требуют от учителя максимальных усилий. Как донести знания до учеников? Как пробудить в них познавательскую любопытность и положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждение? Как найти правильный подход к неуспевающим ученикам и втянуть их в учебный процесс? Эти вопросы преподаватель решает на каждом уроке. Все они связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Давайте выясним, что принято подразумевать под методом обучения.

Методы обучения — это способы, применяемые при совместной деятельности учителя и учащихся, они помогают при совместной деятельности учителя и учащихся, они помогают при решении различных задач обучения.

Современные методики уделяют большое внимания побуждающей составляющей метода обучения. Назначение этого метода состоит не в простой передаче или пересказу материала преподавателем, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность ученика, его интерес к решению той или иной задачи. Кроме этого, в развивающей и воспитывающей функции метода открываются новые аспекты. Ведутся активные поиски в создании обстановки сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельного решения задач. Надо отметить, что зачастую наблюдается неспособность отличия метода обучения от средства. Давайте разберемся, в чём отличие этих видов обучения. Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не может существовать. Средство обучения — это учебники, книги, справочники, пособия, технические средства, словари, наглядные пособия, словом, всё то, что помогает учителю в процессе, урока интереснее преподать его ученикам. Этот вспомогательный материал может быть использован в различных целях. Будучи включенное в какую-то деятельность, они дают возможность осуществлять цель деятельности.

Они приводят изменению структуры. В качестве примера можно привести включение в рассказ учится других средств, например, кинофрагментов, что меняет характер деятельности и учителя, и учащихся. Составные элементы метода называют методическими приёмами. Когда метод помогает овладеть основным содержанием учебного материала, те или иные методические приёмы обеспечивают углублённое усвоение отдельных вопросов предмета и темы. Существует большое множество методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении отдельному предмету.

Методы и приемы на урок выбирает сам учитель, акцентируя свое внимание на тех из них, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учебному процессу.

Совершенствование методики учебной работы идет беспрерывно. На современном этапе наблюдается интенсивный поиск в области методов обучения. Осуществление всеобщего среднего образования и дальнейшее совершенствование школы требует еще больше гибкости в организации и методике работы. Ведутся попытки классификации различных методов обучения. Потому что она имеет большое значение для разделения всех известных методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, всегда) и методы работы учащихся. Ещё предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод.

Чаще всего методы классифицируют по источнику получения знаний. В этом случае методы объединяют в три группы:

1) Словесные методы — рассказ, беседа, работа с учебником и книгой, объяснение;

2) Наглядные методы — наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.

3) Практические методы — устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.

Давайте, рассмотрим эти три группы по отдельности.

Словесные методы.

Как видно из названия, это виды методов, в которых применяется устный рассказ учителя. При его помощи учитель даже самые отвлечённые понятия может объяснить детям доступным до их понимания языком. Преподаватель, пользуясь этим инструментом, может рисовать перед мысленным взором ребёнка цветастые картины прошлого, настоящего и будущего. Слово может активировать воображение и чувства учеников. В самом начале школьного обучения, когда дети ещё не научились пользоваться книгой, слово учителя является единственным инструментом обучения. Рассказ учителя — это живое, образное и эмоциональное изложение событий. Он содержит преимущественно фактический материал. Хорошо оформленный рассказ учителя помогает ученику в своём воображении представить преподаваемый материал в живых красках. Эмоциональная составляющая рассказа придает краски самому, скучному предмету, делая его интересным для учащихся. Для достижения такого эффекта преподаватель должен хорошо владеть техникой речи и хорошо поставленным голосом. У него, кроме этого, должен быть хороший словарный запас, потому что при рассказе учитель не может ограничится простым пересказом материала, данного в учебнике. Потому что в таком случае весьма проблематично достижение намеченных целей, предусмотренных при выборе устного метода при подготовке учителя к уроку. Кроме устного рассказа, преподаватель в ходе учебного процесса может применить и метод беседы. Беседа отличается от устного рассказа тем, что предполагает участие в процессе преподнесения учебного материала и учащихся. Для раскрытия темы, в таких случаях, учитель задает вопросы и получает на них ответы. В таких случаях ученики сами вникают в суть урока. Надо подчеркнуть, что устные рассказы и беседа в большинстве случаев сопровождается работой с учебником и соответствующей теме вспомогательной литературой. Ещё существует объяснительный метод обучения. В нём учитель разъясняет ученикам аспекты, которые были непонятыми в процессе объяснения.

Устный метод хорош тем, что он может довести смысл преподаваемого материала даже в тех случаях, когда вспомогательный материал не доступен по тем или иным причинам.

Мы рассмотрели первую группу методов обучения, основанной на устном изложении материала. Теперь рассмотрим вторую группу методов, называемой наглядным.

Эти методы, что видно по названию, сводится к наглядным демонстрациям вспомогательных пособий кинофильмов и диафильмов. Такие методы обучения помогают учителям сделать учебный процесс увлекательным и запоминающимся. Правда, при этом есть риск, что ученик может не понять в полной мере суть демонстрируемых наглядных пособий и кинофильмов, если конечно, они не создавались специально к уроку. Проведение несложных опытов наблюдение всем классом того или иного явления природы с последующими комментариями от преподавателя тоже можно отнести к наблюдательному методу обучения. При демонстрации кинофильмов учитель может перед сеансом рассказать цель демонстрации, или сделать это после его окончания. Но во многих случаях преподаватель даёт необходимые разъяснения по ходу процесса, останавливая сеанс показа на необходимых для процесса обучения местах. Наглядные пособия бывают двух видов — изготовленные ответственными за этот процесс предприятиями и самодельными, приготовленными самими преподавателями. В первом случае они получаются более красочными, но во втором случае они более креативны, так как учитель готовит их, точнозая уровень восприятия учеников, которым он преподает. И наконец, третья практическая группа методов — упражнения, устные и письменные, лабораторные и графические работы. Если в вышеописанных методах устный рассказ, так или иначе, главенствует, в этом случае предпочтение отдается более самостоятельной работе учеников во время урока. Выполняя письменное задание учителя, ученик закрепляет материал, который до этого был ему объяснен в устный форме. Как видим, методы обучения весьма разнообразны. Каждый из них направлен на то, чтобы в той или иной форме донести до ученика материал, предусмотренный на данный конкретный урок. А как эта задача будет выполнена, зависит от мастерства учителя и уровня восприятия самих учеников.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебный процесс, преподаватель, устный рассказ, ученик, учитель, вспомогательный материал, совместная деятельность учителя, устный метод, учебный материал.


Похожие статьи

Искусство народных сказителей Узбекистана

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Методика работы над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка

В статье рассмотрены методы и приемы работы над лингвистическими терминами в начальной школе.

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Похожие статьи

Искусство народных сказителей Узбекистана

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Методика преподавания специальных дисциплин для технических специальностей

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Методика работы над лингвистическими терминами в начальном курсе русского языка

В статье рассмотрены методы и приемы работы над лингвистическими терминами в начальной школе.

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Задать вопрос