Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 08.07.2021

Статья просмотрена: 2520 раз

Библиографическое описание:

Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории / Е. Р. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83146/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Ключевые слова: наглядность, обучение, история, активизация учебного процесса, классификация наглядных средств обучения.

Наглядность — один из старейших и важнейших принципов обучения. Сегодня без применения наглядности не обходится ни один школьный предмет, будь то география, биология и т. д. История — не исключение из этого правила.

Принцип наглядности был сформулирован чешским педагогом Я. А. Коменским (1592–1670) ещё в XVII веке. Он указывал, что использование наглядности даёт учителю возможность сильно облегчить сам процесс обучения. [6, c.150] Педагог полагал, что начальное познание вытекает из ощущений, т. е. он считал, что начинать обучение нужно непосредственно с наблюдения за вещами, а не со словесного толкования о них. [3, c.15]

Дальнейшее развитие принцип наглядности получил в работах другого известного педагога — И. Г. Песталоцци (1746–1827). В частности, он считал наглядность высшим принципом обучения. [6, c.151]

Немалый вклад в обоснование этого принципа внесли и отечественные педагоги, такие как К. Д. Ушинский (1823–1870) и П. Ф. Каптерев (1849–1922).

Стоит отметить, что данный принцип активно применяется на современном этапе школьного обучения. Бесспорно, что без применения наглядности эффективное обучение по любому школьному предмету будет недостижимо. Особенно справедливо это по отношению к истории.

Применение наглядности на уроке истории помогает учителю актуализировать внимание учеников на изучаемом материале, ученики же могут лучше понять и представить себе события прошлого. У них появляется интерес к изучаемым событиям, датам явлениям и т. п.

Более того, информация, получаемая с помощью различных наглядных средств, запоминается гораздо лучше, причём на гораздо длинный срок.

В противном случае обучение истории превращается в банальную «зубрёжку» материала.

Наглядным является обучение, при котором представления и понятия формируются у учеников на основе непосредственного восприятия ими изучаемых явлений или же с помощью их изображений. [5, c.67]

Наглядное обучение, как правило, затрагивает не только сферу чувств при восприятии событий прошлого, но и активно воздействует на сферу мышления человека. Помимо этого, оно выполняет ряд важных функций, о которых будет сказано немного позднее.

С помощью наглядных средств обучения у учеников складываются правильные, достоверные образы прошлого. Также они могут содержать в себе дополнительную интересную информацию, которую не всегда можно встретить в учебнике.

Наглядные средства выступают очень важным источником исторических знаний. Они, если говорить простым языком, помогают воспринимать исторические события через «живое созерцание». [7, c.144]

Не будет заблуждением сказать, что наглядные средства помогают ученикам подметить тот или иной факт, особенность или черту в том или ином историческом факте или явлении. То есть, речь идёт о том, что наглядность является своеобразной «опорой» для выявления сущности исторических явлений, формирования большинства исторических понятий и закономерностей. Это положительно влияет на понимание и усвоение материала учащимися.

Можно привести такой пример. Если сравнить экономическое развитие СССР после Великой Отечественной войны и во времена Н. С. Хрущёва будет показывать тот факт, что после войны страна смогла восстановиться и совершить большой рывок вперёд, что были достигнуты определённые успехи по сравнению с предыдущим периодом, помогает уяснить суть реформ советского руководства в сфере сельского хозяйства и промышленности. Показать эту разницу можно с помощью сравнительных таблиц и схем, в которых есть показатели развития страны в указанные два периода. Можно также использовать фотографии, сделанные очевидцами давно минувших событий, кадры кинохроники.

Наглядное обучение помогает ученикам всесторонне развиваться, оно способствует развитию у учащихся внимательности, наблюдательности, мышления, памяти, речи. Наглядное обучение помогает учителю поддерживать постоянный интерес своих подопечных к истории и историческому прошлому.

У наглядных средств обучения истории есть функции:

Информационная средства обучения являются непосредственными источниками знаний и способствуют передаче этих самых знаний;

Обучающая улучшает понимание воспринимаемой информации;

Организационная позволяет подбирать учебные материалы и способы их представления.

Контролирующая обеспечивает контроль над развитием формируемых знаний, умений и навыков учащихся. [11, c.179]

Роль наглядности в учебном процессе очень велика. Усольцев А. П. и Шамало Т. Н. выделяют такие функции наглядности, как:

Активизация внимания

Активизация мотивации к познавательной деятельности

Управление процессом понимания. [10, c.104]

В основном, в учебном процессе средства наглядности выполняют две функции — информационную и познавательную. Их суть сводится к следующему: знакомят учеников с особенностями того или иного исторического процесса; помогают лучше изучить деятельность исторических личностей; укрепляют знания в области истории культуры и многое другое. [2, c.287–289]

Принцип наглядного обучения предполагает использование в процессе обучения применение различных наглядных средств для демонстрации и объяснения учебного материала. Демонстрировать и объяснять учитель может как весь материал, так и его часть.

На сегодняшнем этапе в современной школе принцип наглядного обучения опирается не только на визуальные предметы (плакаты, картины, схемы и т. п.). Современный учитель имеет выбор из обширного набора наглядных средств. Большое их разнообразие породило потребность в их упорядоченности и классификации. Что касается классификаций этих средств, то их на данный момент имеется большое количество.

Прежде чем переходить к вопросу о классификации, стоит упомянуть, что единой классификации наглядных средств обучения, которая была бы общепринятой, просто не существует.

А. Е. Денисов и В. М. Казанский выдвинули следующую классификацию средств наглядности:

средства предъявления наглядности: доска, плакаты, все возможные проекционные устройства, средства звукозаписи, раздаточные материалы и учебные пособия;

средства контроля знаний: средства безмашинного контроля, специальные контрольные машины, классы с обратной связью;

тренажёры и обучающие машины;

натуральный показ объектов и лекционные демонстрации;

вспомогательные средства: вычислительная техника, справочные устройства, статистические накопители. [11, c.179]

В. А. Кобзарев выделил другую классификацию:

традиционные: учебники, раздаточный материал, печатные пособия, плакаты, макеты, схемы и т. п.;

новые: диафильмы, диапозитивы, тренажёры, машины с обучающей программой. [11, c.180]

И. Л. Дрижун — доктор педагогических наук — построил свою классификацию по-другому. Он поделил средства наглядности на три группы, в зависимости от характера отображения окружающей действительности:

натуральные: объекты, вещества, коллекции;

изобразительные: фотографии, рисунки, проекторы;

символические: схемы, графики, диаграммы, формулы. [11, c.180–181]

А. В. Петров и Н. Б. Попова — отечественные специалисты в области педагогических наук — предлагают следующую классификацию:

1) по происхождению:

конкретные предметы (натуральные, естественные объекты и явления);

знаково-символические (графические, знаковые, планы познавательной деятельности, изобразительная наглядность);

технические (экранно-звуковые, телевизионная наглядность, компьютерная наглядность, мультимедийная наглядность).

2) по дидактическим особенностям использования:

раздаточные (рисунки, фотографии, приборы, таблицы);

демонстрационные (плакаты, стенды, приборы, структурно — логические схемы, диафильмы, мультимедиа).

3) по содержанию:

структурные схемы по формированию и развитию (эмпирических знаний, практических знаний, теоретических знаний);

—знаковые средства наглядности;

—схемы последовательной деятельности;

—обобщенные планы познавательной деятельности и т. п. [11, c.182]

Как можно заметить, классификаций наглядных средств обучения существует большое количество. Наиболее популярной здесь представляется последняя приведённая нами классификация — по содержанию и характеру изображаемого материала.

Если опираться на работы советских методистов, то мы сможем чётко выделить три группы наглядных средств обучения: предметную, изобразительную и условно-графическую. [1, c.47–49] Данная классификация является наиболее распространённой.

Рассмотрим каждую из этих групп по отдельности.

Предметнаянаглядность сама по себе предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников прошлого и его материальных следов. Как правило, сюда относят монументальные исторические памятники.

Изобразительная наглядность подразумевает использование таких средств, как реконструкции памятников архитектуры, предметов повседневного труда и быта людей и т. п.

Условно-графическая наглядность. Сюда относят карты, схемы, графики, плакаты, диаграммы и т. п. [4, c.44–47] Как можно понять из самого названия, такая наглядность отображает суть исторических событий и явлений, их динамику и специфику языком условных знаков.

При проведении уроков истории в большинстве случаев учитель применяет словесную подачу материала. Ученики, в свою очередь, не имеют возможности непосредственно наблюдать события прошлого, его предметы. В этом нет ничего удивительного. Ведь учитель рассказывает о событиях давно уже прошедших. В таком случае учащиеся представляют себе рассказываемый материал посредством своих же внутренних представлений . Они могут, естественно, очень сильно отличаться от того, что было в реальности.

Здесь напрашивается вполне очевидный вывод о том, что никакие словесное описание, каким бы хорошим оно не было, не сможет дать учащимся тех необходимых представлений о прошлом. Именно для этого и нужны наглядные средства обучения истории.

При изучении истории учащиеся, как правило, имеют дело в основном с двумя видами наглядности: это иллюстрации в учебнике и иллюстративный материал, который использует уже учитель. [8, c.39–40]

Говоря о наглядных средствах обучения, мы уже коснулись вопроса по поводу классификации этих самых средств. Теперь стоит выяснить, какие средства наглядности применяются в процессе обучения истории.

Наиболее распространённой является классификация наглядных средств по содержанию и характеру излагаемого материала. Конкретно в ней выделяют предметную, изобразительную и условно-графическую наглядность.

Рассмотрим данную классификацию более подробно, применительно к преподаванию истории. В неё входит:

1)Естественная монументальная наглядность. Сюда входят подлинные вещественные памятники прошлого, памятные места, исторические монументы, экспонаты музеев и коллекций.

2)Изобразительные наглядные средства. В свою очередь, они могут быть:

—объёмные (модели, макеты)

—плоскостные (различные учебные рисунки — если это 5–7 классы, фотографии, плакаты)

картины на историческую тематику. В отношении картин стоит помнить одно очень важное обстоятельство — они не являются источником или учебным пособием, т. к. это всего лишь взгляд художника.

—портреты

—карикатуры

—фотографии

3)Условно-графические средства. Как правило, к ним относятся исторические карты, схемы, графики, диаграммы, меловые рисунки. [9, c.91]

Отдельно к наглядным средствам обучения истории можно добавить видеофильмы (кинофильмы, хроника, компьютерные реконструкции и т. д.).

Как можно заметить, наглядных средств обучения истории существует большое количество. Каждому из них можно найти достойное применение.

Литература:

  1. Винокурова Н. Г. Роль наглядных методов обучения на уроках истории /Н. Г. Винокурова. — Текст: непосредственный //Аллея науки. Т.5. № 15.
  2. Жук С. А. Подготовка учителя к использованию аудиовизуальных пособий на уроках истории / С. А. Жук; Витебский государственный университет имени П. М. Машерова. — Текст: непосредственный // XI Машеровские чтения материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебский государственный университет имени П. М. Машерова; И. М. Прищепа (гл. ред.). — Витебск, 2017.
  3. Жукова Т. М., Павозкова О. Е. Условия использования наглядных методов обучения / Т. М. Жукова, О. Е. Павозкова. — Текст: непосредственный // Научное сообщество студентов Сборник материалов XIII Международной студенческой научно-практической конференции. — Чебоксары, 2017.
  4. Крутова И. В. Использование условно-графической наглядности в современных условиях обучения истории / И. В. Крутова. — Текст: непосредственный // Грани познания. 2012. № 6(20).
  5. Кудрявцева Е. Н. Наглядность обучения на уроках истории как средство активизации учебного процесса / Е. Н. Кудрявцева. — Текст: непосредственный // Вопросы образования и науки. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Тамбов, 2017.
  6. Макарова Н. С. Золотое правило дидактики в высшей школе XXI в // Н. С. Макарова. — Текст: непосредственный // Теория и практика общественного развития. 2011.№ 1.
  7. Перегудова Т. Ю. Наглядное обучение на уроках истории / Т. Ю. Перегудова. — Текст: непосредственный // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2016. № 1(7).
  8. Рябцев Ю. С. О наглядности в преподавании истории / Ю. С. Рябцев. — Текст: непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2.
  9. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе/ М. Т. Студеникин. — М.: Владос, 2000. — 240 с. — Текст: непосредственный // М.: Владос, 2000.
  10. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. наглядность и её функции в обучении / А. П. Усольцев, Т. Н. Шамало. — Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. 2016. № 6.
  11. Фролова М. А. Современные тенденции развития средств наглядности в образовательном процессе / М. А. Фролова. — Текст: непосредственный // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники, международная научно-практическая конференция (2017; г. Уфа). Сборник статей Международной научно-практической конференции (20 января 2017 г.). — Уфа, АЭТЕРНА,2017.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядное средство обучения, наглядное обучение, классификация, наглядное средство обучения истории, средство, наглядность, познавательная деятельность, схема, учебный процесс, изобразительная наглядность.


Ключевые слова

обучение, история, наглядность, активизация учебного процесса, классификация наглядных средств обучения

Похожие статьи

Педагогические инструменты обеспечения результативного учебного процесса

В статье автор исследует обеспечение результативности учебного процесса посредством использования педагогических инструментов в учебном процессе.

Средства обучения в школьной педагогической практике

Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Применение технических средств в обучении истории

В данной статье рассматривается проблема применение на уроках по истории технических средств. Их положительное и отрицательное воздействие на образовательную среду. ТСО выступает в роли самостоятельных и вспомогательных средств в обучении истории и л...

Лекция как предмет активного обучения

В статье представлены несколько активных методов активного обучения на примере лекций. Дана классификация активных методов обучения, предоставляющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания

В статье рассматривается системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания. Анализируются два различных вида организации урочного и внеурочного занятия (комбинированный урок и урок альтернатива).

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Похожие статьи

Педагогические инструменты обеспечения результативного учебного процесса

В статье автор исследует обеспечение результативности учебного процесса посредством использования педагогических инструментов в учебном процессе.

Средства обучения в школьной педагогической практике

Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Применение технических средств в обучении истории

В данной статье рассматривается проблема применение на уроках по истории технических средств. Их положительное и отрицательное воздействие на образовательную среду. ТСО выступает в роли самостоятельных и вспомогательных средств в обучении истории и л...

Лекция как предмет активного обучения

В статье представлены несколько активных методов активного обучения на примере лекций. Дана классификация активных методов обучения, предоставляющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания

В статье рассматривается системно-деятельностный подход как средство формирования исторического знания. Анализируются два различных вида организации урочного и внеурочного занятия (комбинированный урок и урок альтернатива).

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача

Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...

Учебная мотивация младших школьников

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников, роль учителя в процессе форм...

Задать вопрос