Применение технических средств в обучении истории
Автор: Ткачёва Александра Васильевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 06.08.2019
Статья просмотрена: 1684 раза
Библиографическое описание:
Ткачёва, А. В. Применение технических средств в обучении истории / А. В. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15249/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассматривается проблема применение на уроках по истории технических средств. Их положительное и отрицательное воздействие на образовательную среду. ТСО выступает в роли самостоятельных и вспомогательных средств в обучении истории и лучшего восприятия благодаря им.
Ключевые слова: урок, учитель, ученик, история, самостоятельная работа современный мир, источник информации, средство информации компьютер.
На протяжении многих лет в школьной среде постоянно возникают проблемы и поднимаются вопросы, связанные с использованием технических средств на уроке. Как известно, школьники в современном мире обладают наглядно-образным мышлением и поэтому на сегодняшний день уже недостаточно использовать на уроке только лишь беседу, записи, таблицы, но необходимо привлекать еще и наглядные средства, такие как, например: изображения, графики, видеоролики и т. д. Конечно же не стоит забывать о том, что и ранее средства информации в виде наглядности были использованы в советских школах. Очень большой популярностью пользовались кинофильмы, а также очень часто советские учителя применяли видеомагнитофон, фильмоскоп и даже телевизор. Но мир меняется и образовательная среда тоже, поэтому на сегодняшний день компьютер это, пожалуй, один из самых полезных и уникальных средств использования ТСО на уроках, в котором сочетаются все те полезные особенности о которых было сказано ранее и безусловно имеет преимущество перед всем упомянутым. Работа учителя, теперь намного облегчена тем, что он может всего лишь управляя средствами информации через компьютер дозировано передавать ее ученикам, выражая ее в аудиальных и печатных источниках информации. Благодаря всему этому на уроке повышается интерес и внимание у учеников [1, с. 2–6].
К сожалению, как не прискорбно это признавать современные дети привыкли жить в информационном обществе, напичканном разнообразными гаджетами, поэтому подаваемая им информация на уроке на экране монитора или проектора, гораздо ближе для них, чем книга и даже лучше воспринимается. Очень прискорбно осознавать то, что современные дети фактически перестали читать книги, поэтому необходимо учитывать и этот фактор и привлекать не только средства ТСО на уроке, но и печатную литературу, в частности, книги. Для того, чтобы детям не было скучно на уроке, стоит разбавить работу, например с историческими документами сопутствующие им звуковой картинкой или видеопроектором, таким образом учитель может сделать урок более живым и красочным.
Исходя из всего вышеизложенного, автор приходит к выводу о том, что современная школа на сегодняшний момент не может существовать без технического оснащения в школе и, в частности, на уроках по истории. Так как одна из задач школьного образования заключается в развитии потенциала учащихся, а также школа должна научить и показать, как ребенку необходимо работать с информацией [2, с.23–28]. Из этого вытекает следующее, что нам необходимо перестроить традиционный урок ориентируясь при этом на требования к образованию в современном мире и человеку. Дети должны сами уметь добывать информацию, не надеясь на одного лишь учителя.
Использование на уроках по истории презентаций или флипчартов для интерактивной доски, а также интерактивные тесты или кроссворды позволяют сформировать у ребенка мотивационный толчок, а также развивает у него познавательный интерес к истории, таким образом нам удается активизировать у ребенка учебную деятельность, способную развивать ученика духовно и эмоционально.
Переходя к критике положительных и отрицательных сторон использования и применения на практике информационных технологий на уроках по истории, стоит отметить ряд положительных и отрицательных черт, таких как:
- Повышенный уровень использования наглядности.
- Повышение уровня производительности труда.
- Установление связи между информатикой в межпредметной плоскости.
- У учеников появляется возможность организовывать проектную деятельность под руководством учителя.
- Используя информационные технологии на уроках по истории учитель больше времени уделяет на то, чтобы понять каким образом стоит подать материал тем самым такой подход является положительным, в частности, для учащихся.
- У детей, менее заинтересованных в истории, появляется больший интерес ведь учитель использует компьютерные программы тем самым становясь ближе к детям они начинают видеть в нем «родственную душу».
- Еще одним важным положительным фактором по мнению автора использование ТСО на уроках по истории является переоценка ценностей у детей, компьютер становится не просто игрушкой для них, но еще и средством получения полезной информации [3, с.7–9].
Но, с другой стороны, существует также и негативное влияние от частого использования ТСО на уроках к ним можно отнести:
- Сложность восприятия информации выводимый на дисплей особенно если ее очень много.
- Отсутствие регулярного контроля над выполнением учебного плана учителем над своими учениками.
- Нарушение взаимодействия между учеником и учителем так как компьютер не может полностью заменить учителя. Компьютеру не дано, как человеку возможности заинтересовать своего ученика, побудить в нем любознательность, вознаградить его за усилия и главное заставить учиться [4, с.68].
Но не смотря на все эти негативные проблемы с использованием ТСО нельзя не отметить, что информационные технологии:
a) повышают интерес учащихся к учебному процессу;
b) формируют достаточно высокую степень мотивации у детей;
c) повышается интенсивность обучения;
d) достигается индивидуализация обучения;
e) возможность объективно оценить результат своей деятельности;
f) увеличивается доля самостоятельной работы у учеников [3, с.8–9].
Использование ТСО на уроках по истории, позволяет учителю, применить на себя две роли, информатора или учителя-координатора, человека который смог сформировать в своих подопечных познавательную деятельность, а так же развить информационные компетенции в образовательном процессе.
Например, при изучении истории, учитель может использовать такую программу как Hot Potatoes, в ней можно с легкостью создать интерактивные задания без знания языка.
Безусловным фактором применения и использования ТСО являются еще и хорошим средством не только обучения, но и воспитания. Технические средства, так же являются одними из форм повышенного качества образования. Применение ТСО, очень часто позволяет снизить у детей порог утомляемости, особенно в 5-х или 6-х классах ведь дети еще маленькие. Технические средства дают возможность учителю изложить материал более наглядно, поэтому детям легче его воспринять и запомнить. Неоспоримыми достоинствами, например, использования видеоносителей на уроках по истории является их маневренность и оперативность, возможность применения повторно, и использования стоп-кадра. Важным элементом является эффект присутствия, подлинности исторических событий, таким образом мы можем вызвать у ребенка интерес к истории.
Приступая к использованию ТСО на уроках, учителю прежде всего стоит накопить свою видеотеку или каталог с материалами, которые в будущем могут ему понадобиться. Сюда можно отнести, документальные фильмы, картины, отрывки из публицистических передач, документы, фрагменты из художественных фильмов и т. д.
Примеры использования ТСО на уроках по истории:
1) В 1870-е гг. преобладающее значение имело революционное народничество, тремя основными идеологами которого являлись М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, возглавлявшие соответственно анархическое, пропагандистское и заговорщическое течение в революционном народничестве.
Портреты М. А. Бакунина, П. П. Лаврова, П. Н. Ткачева выводятся на экран проектора.
Работа по группам (с помощью учебника, разбившись на группы, учащиеся устанавливают особенности каждого течения).
2) В 1874 г. народники предприняли «хождение в народ» — масштабную акцию по распространению революционных идей среди крестьян. Однако народ оказался невосприимчив к революционной пропаганде. Полиция провела массовые аресты.
«Арест пропагандиста» (художник И. Репин) на проекторе.
Факт фиксируется в тетрадях. Учащиеся комментируют картину, выявляют особенности действующих лиц, отвечают на вопросы, что постарался подчеркнуть художник, кому он сочувствует [5, с.169].
Современные информационные технологии, безусловно открывают учащимся доступ к новым возможно не совсем традиционным формам, но тем не менее источникам информации, повышая при этом эффективность самостоятельной работы и давая новые возможности для творческой работы. Таким образом мы видим, что использование ТСО на уроках по истории достаточно эффективно, так как она повышает качество полученных знаний и позволяет привлечь внимание. и заинтересовать историей учеников.
Литература:
- Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. — 2002. — № 2.
- Боголюбов В. И. Инновационные технологии в педагогике. /В. И. Боголюбов // Школьные технологии. — 2005. — № 1.
- Дахин А. Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А. Н. Дахин // Школьные технологии. — 2007. — № 2.
- Жерлыгина С. П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С. П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. — 2005. — № 8.
- Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. — М.: Владос, 2001.
Ключевые слова
история, урок, ученик, учитель, самостоятельная работа современный мир, источник информации, средство информации компьютерПохожие статьи
Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории
В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.
Становление младшего школьника как субъекта учения
В статье рассматривается роль младшего школьника в образовательном процессе.
Роль тьютора в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы
В данной статье рассматривается одна из важнейших проблем — организация тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы.
Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла
В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.
Ретроспективный портрет учителя как субъекта воспитательной системы
В структуре воспитательной системы школы, важным компонентом является единство двух коллективов ученического и учительского. Большая роль, как детерминанты воспитательной системы уделяется образу учителя. В статье раскрывается исторически сложившийся...
Проявление в современной образовательной сфере нравственных ценностей И. Г. Песталоцци
В статье рассматриваются нравственные ценности Иоганна Генриха Песталоцци и их проявление в современной образовательной сфере как ключевых идей обучения и воспитания.
Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации
В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.
Организация речевого материала при обучении говорению
В данной статье речь идёт о некоторых подходах к организации материала в целях обучения говорению на иностранном языке.
Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям
В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...
Похожие статьи
Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории
В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.
Становление младшего школьника как субъекта учения
В статье рассматривается роль младшего школьника в образовательном процессе.
Роль тьютора в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы
В данной статье рассматривается одна из важнейших проблем — организация тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы.
Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла
В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.
Ретроспективный портрет учителя как субъекта воспитательной системы
В структуре воспитательной системы школы, важным компонентом является единство двух коллективов ученического и учительского. Большая роль, как детерминанты воспитательной системы уделяется образу учителя. В статье раскрывается исторически сложившийся...
Проявление в современной образовательной сфере нравственных ценностей И. Г. Песталоцци
В статье рассматриваются нравственные ценности Иоганна Генриха Песталоцци и их проявление в современной образовательной сфере как ключевых идей обучения и воспитания.
Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации
В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.
Организация речевого материала при обучении говорению
В данной статье речь идёт о некоторых подходах к организации материала в целях обучения говорению на иностранном языке.
Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям
В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...