Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 679 раз

Библиографическое описание:

Искандарова, Д. Б. Методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи / Д. Б. Искандарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 526-528. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70948/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена актуальности обучения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений навыкам оказания первой помощи. Раскрыты методы и средства обучения педагогических работников основам первой помощи.

Ключевые слова: методы, средства, первая помощь, педагогические работники.

Тема оказания первой помощи каждому работнику, а особенно детям в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) педагогическими работниками очень актуальна. Ребенок, находясь в стенах этого здания ежедневно подвергается различным опасностям: во время приема пищи он может подавиться, во время физкультурного занятия получить различные виды травм и др. Помимо этого, вследствие различных причин у ребенка и любого работника может наступить критическая ситуация — это остановка сердца и отсутствие дыхания, при которой ему потребуется незамедлительное оказание первой помощи.

В связи с этим встает целый ряд вопросов: что должен делать педагог в экстренной ситуации, если ребенок, к примеру, перестал дышать, или у него кровотечение, а медицинский работник отсутствует или находится далеко от места происшествия.

Согласно пункту 11 статьи 41 ФЗ № 313 от 3 июля 2016г. «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны обучаться навыкам оказания первой помощи. [6]. Поэтому правила оказания первой помощи, необходимо знать всем педагогическим работникам ДОО, так как правильно и своевременно оказанная первая помощь имеет большое значение для выздоровления. В том числе своевременное оказание первой помощи позволит снизить материальные потери государства, вызванные лечением, медицинской и социальной реабилитацией пострадавших.

Периодичность прохождения обучения для специалистов и руководителей устанавливается один раз в три года. Для работников рабочих профессий и педагогических работников обучение оказанию первой помощи должно проводиться периодически — не реже одного раза в год. Новые сотрудники должны быть обучены не позднее, чем через месяц после приема на работу. Такое требование прописано в пункте 2.2.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 [4].

Работодатель сам определяет порядок и форму обучения оказанию первой помощи. Вариантов несколько: направить работников на обучение в специализированный учебный центр или обучать внутри организации.

Обучение по оказанию первой помощи в организации проводит специалист, имеющий соответствующую подготовку и знания, подтвержденные удостоверением о повышении квалификации «Инструктора массового обучения навыкам оказания первой помощи», в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н. Этим документом утвержден перечень состояний, при которых оказывают первую помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи [5].

Основная цель обучения — подготовить обучающихся к оказанию первой помощи, к четким и быстрым действиям в случае происшествия с наличием пострадавших.

Методы обучения — это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками

признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. [2. с. 9].

В процессе обучения используют активные и интерактивные методы

обучения. Активные методы обучения предполагают равное участие преподавателя и обучающихся в учебном процессе, а интерактивные методы обучения активное взаимодействие обучающихся друг с другом. Преподаватель, при этом, создает условия для этого взаимодействия.

Также используются общепринятые методы такие как:

  1. Словесные методами обучения основам оказания первой помощи являются: лекционные занятия, объяснение, беседа, диалог (диалог преподавателя с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом).

Например, лекция — это процесс подачи обучающимся теоретического материала за достаточно короткое время. Чтобы сделать процесс обучения первой помощи наиболее эффективным, лекция должна быть интерактивной.

  1. Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов (рисунки, плакаты, фотографии; модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжей), видеоматериалы и тому подобное.).
  2. Практические занятия служат формой осуществления связи теоретических знаний с практическими действиями по оказанию первой помощи. Практические занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания первой помощи.

Эти занятия призваны расширить и детализировать теоретические знания, сформировать навыки оказания первой помощи.

Решение ситуационных задач направлена на отработку обучающимися навыков по оказанию первой помощи в игровой ситуации, приближенной к реальной. Для этого преподавателю необходимо оформить условное место происшествия, назначить условных пострадавших и проинструктировать их.

Средства обучения основам первой помощи — это различные объекты, предметы, материалы, используемые преподавателем и обучающимися в образовательном процессе, которые обеспечивают более эффективную реализацию форм, методов, содержания, цели [6. с.12].

Основные функции средств обучения заключаются в обеспечении:

– наглядности обучения; информативности; интегративности; адаптивности;

– компенсаторности; инструментальности. [1].

По своему функциональному предназначению технические средства (ТО) обучения подразделяются на:

– информационные ТО (телевизоры, компьютеры, и другие). Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

– обучающие ТО обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний.

– контролирующие ТО это всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала.

Учебные кабинеты оснащаются средством обучения основам первой помощи. Их условно можно разделить на аудиовизуальные средства, учебно-наглядные пособия (стенды, плакаты, чертежи, таблицы, инструкции, фотографии, рисунки, схемы) и вспомогательное оборудование (тренажёры типа робот-тренажер «Гоша») и контролирующие устройства).

Контролирующие устройства служат для фронтальной проверки знаний учащихся, а также для контроля отдельных параметров практических навыков и действий.

Таким образом можно сделать вывод, что при обучении педагогических работников основам первой помощи использование активных, интерактивных, а также традиционных методов и средств обучения позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную деятельность.

Литература:

  1. Елистратов К. А. Современные средства обучения в совершенствовании организации обучения учащихся основам первой помощи и психологической защиты в школе // Молодой ученый. — 2017. — № 8. — С. 328–331. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39996/ (дата обращения: 08.01.2020).
  2. Зельдович, Б. З. Активные методы обучения: учеб. пособие для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. —2-е изд. испр. и доп., — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —201с
  3. Федеральный закон № 313 от 3 июля 2016 г № 313 о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 200658/ (дата обращения 23.11.2019 г).
  4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»— URL: http://ivo.garant.ru/#/document/185522/paragraph/50:0 (дата обращения 05.11.2019).
  5. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 129862 (дата обращения 11.12.2019г).
  6. Чугайнова, Л. В. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / Л. В. Чугайнова. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2018. — 80 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/86552.html (дата обращения: 08.01.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): помощь, навык оказания, работник, средство обучения, метод обучения, обучение, оказание, образовательный процесс, процесс обучения, Россия.


Похожие статьи

Современные средства обучения в совершенствовании организации обучения учащихся основам первой помощи и психологической защиты в школе

В статье раскрывается решение проблемы совершенствования обучения учащихся основам первой помощи и психологической защите в условиях чрезвычайных ситуаций с помощью современных средств обучения кабинета основ безопасности жизнедеятельности.

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Современный опыт организации нравственного воспитания детей в ДОО

В статье представлен современный опыт организации нравственного воспитания детей в ДОО. Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений, а также педагогам дошкольного образования.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...

Рекомендации по закаливанию дошкольников в домашних условиях

В статье содержатся рекомендации инструктора по физическому воспитанию по закаливанию дошкольников, помогающие родителям организовать данный процесс в домашних условиях. Перечислены основные принципы, требующие соблюдения при осуществлении закаливающ...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО

В статье анализируются возможности использования изобразительной деятельности для адаптации дошкольников к детскому саду. Рассматриваются возможности нетрадиционных техник рисования для эмоциональной поддержки детей.

Похожие статьи

Современные средства обучения в совершенствовании организации обучения учащихся основам первой помощи и психологической защиты в школе

В статье раскрывается решение проблемы совершенствования обучения учащихся основам первой помощи и психологической защите в условиях чрезвычайных ситуаций с помощью современных средств обучения кабинета основ безопасности жизнедеятельности.

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Современный опыт организации нравственного воспитания детей в ДОО

В статье представлен современный опыт организации нравственного воспитания детей в ДОО. Статья будет интересна воспитателям дошкольных учреждений, а также педагогам дошкольного образования.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...

Рекомендации по закаливанию дошкольников в домашних условиях

В статье содержатся рекомендации инструктора по физическому воспитанию по закаливанию дошкольников, помогающие родителям организовать данный процесс в домашних условиях. Перечислены основные принципы, требующие соблюдения при осуществлении закаливающ...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности в условиях ФГОС ДО

В статье анализируются возможности использования изобразительной деятельности для адаптации дошкольников к детскому саду. Рассматриваются возможности нетрадиционных техник рисования для эмоциональной поддержки детей.

Задать вопрос