Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.

Дата публикации: 21.12.2019

Статья просмотрена: 684 раза

Библиографическое описание:

Ожгибесова, Е. И. Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий / Е. И. Ожгибесова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4717/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми с проблемами слуха.

В настоящее время количество детей с проблемами слуха увеличивается. Педагогу важно стимулировать речевую активность воспитанников. Применение инновационных педагогических технологий с неслышащими детьми в процессе развития речи помогает достижению успехов в преодолении речевых трудностей.

Ключевые слова: инновационная технология, мнемотехника, здоровьесберегающие технологии, интеллект-карта, информационно-коммуникативные технологии, неслышащие дети, развитие речи.

В настоящее время число детей с нарушениями слуха увеличивается. Поэтому одной из главных задач коррекционно-воспитательной работы дошкольного отделения является формирование речи у таких дошкольников. Так как от уровня развития коммуникативных умений воспитанников со слуховой депривацией зависит их успешное обучение в школе, их интеграция в общество.

Состояние речи неслышащих дошкольников разнообразно и зависит от ряда факторов:

− степени и срока снижения слуха. Чем больше потеря слуха, чем раньше наступило снижение слуха, тем сильнее страдает речь;

− наличия медико-педагогической помощи ребенку и семье. Чем раньше ребенок слухопротезирован, организована с ним коррекционная работа, включен в речевую среду, тем более успешно будет развиваться малыш;

− уровня психического и общего развития ребенка.

В основном дети, которые поступают в детский сад, имеют низкий уровень речевого развития: от полного отсутствия речи, голосовой реакции, знания небольшого количества слов, которые дети воспроизводят усеченно, в виде лепетных слов до владения короткой фразой с аграмматизмами. Понимание обращенной речи неслышащими детьми тоже нарушено: от полного ее непонимания до понимания речи в ситуации ограниченного наглядного выбора.

Поэтому мне, педагогу, работающему с детьми со сниженным слухом, важно любыми способами стимулировать речевую активность в процессе свободного общения и на занятиях. Всем известно, что если ребенок вовлечен и увлечен какой-то интересной деятельностью, то результат этой деятельности будет лучше. Реализуя ФГОС дошкольного образования, где важным является решение речевых задач через детскую деятельность, не подменяя ее учебной, педагог должен ориентироваться и уметь применять новые технологии речевого развития с неслышащими дошкольниками.

Инновационные педагогические технологии — это система методов, форм, способов, приёмов, которые ориентированы на развивающуюся личность ребенка.

При выборе технологии необходимо соблюдать ряд требований:

− организация речевого общения ребенка в разных видах деятельности с учетом его возраста, слуховых и речевых возможностей, индивидуальных особенностей;

− развитие коммуникативных умений;

− сохранение и укрепление здоровья ребенка;

− развитие личности ребенка;

− взаимосвязь познавательного и речевого развития детей.

С целью развития речи детей с проблемами слуха в своей практике, в качестве дополнения к традиционным методам, применяю инновационные:

− здоровьесберегающие технологии;

− мнемотехника;

− интеллект-карты;

− информационно-коммуникативные технологии.

Здоровьесберегающие технологии признаны сохранять и укреплять здоровье дошкольника.

Наукой доказана связь между развитием движений и формированием речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые характерны детям с недостатками слуха. Непосредственность и легкость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние на деятельность речевых органов, на речь. С этой целью во время НОД и в свободное время использую пальчиковые, подвижные игры, физминутки, фонетическую ритмику. Игры и физминутки подбираются мной к каждой лексической теме с учетом возраста и слухо-речевых возможностей детей. Закрепление текстового сопровождения и выполнение движений организуется в течение дня воспитателями и сурдопедагогом на протяжении 1–2 недель (зависит от периода работы над лексической темой).

Неслышащие дети информацию воспринимают с опорой на зрительный анализатор. Поэтому ребенку легче будет запомнить речевой материал, если он будет представлен графически: в виде картинок, схем, моделей.

Мнемотехника позволяет ребенку быстрее запомнить, удержать и воспроизвести стихотворение или рассказ. Суть технологии: каждое слово или словосочетаниезаменяется картинкой, зарисовкой, символом. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется ёлка, обозначения домашних — дом. Плохослышащими детям предлагаю готовые мнемодорожки, мнемотаблицы.

С детьми младшего дошкольного возраста использую мнемоквадраты. Это элемент мнемодорожки в виде несложного рисунка с определенной информацией. Например, для обозначения места обитания животного использую картинки «Лес», «Дом». При ответе на вопрос «Где живет кошка?» ребенок выбирает картинку с изображением дома и обозначает ее словесно, подбирает необходимую табличку.

Следующий этап — это работа с мнемодорожкой. Она представляет собой таблицу, состоящую из 4 и более квадратов, которые расположены линейно. С помощью мнемодорожек я учу детей составлять описательные рассказы об объектах по различным лексическим темам (животные, растения, посуда, мебель и тд). Мнемодорожки разрабатываю сама или адаптирую готовые. Например, при описании овоща детям предлагается следующая мнемодорожка: первый квадрат — изображение вопроса — назвать предмет; второй квадрат — ленточки с изображением цветов — назвать цвет предмета; третий квадрат — изображение разных по величине двух форм — назвать величину предмета; четвёртый квадрат — изображение геометрических форм — назвать форму предмета; пятый квадрат — изображение сада и огорода — где растёт. С увеличением объема знаний о предметах растет и количество мнемоквадратов в дорожке. С помощью мнемодорожки можно учить детей задавать вопросы к закрытой картинке, составлять загадку. Например, перед детьми закрытая картинка. Педагог предлагает детям отгадать, что на ней нарисовано. Дети, опираясь на мнемоквадраты, задают вопросы: «Это овощ? Это фрукт? Он желтый? Зеленый? Круглый? Растет в огороде? и т. д».

Мнемотаблица — схема, в которой весь текст зарисован схематично, служит дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Я использую их при работе обучению составления рассказа по картине по теме «Времена года» и по серии картин, для пересказа текстов, при заучивании стихотворений. Например, разучивая стихотворение с ребенком, я предлагаю ему план-схему, на которой каждое слово или словосочетание представлены в ячейке. Затем читаю стихотворение выразительно, потом читаю стих с опорой на таблицу. Тут же происходит отработка произношения трудных слов, работа над значением слова. Далее каждая строка стихотворения читается отдельно, ребенок повторяет, а потом договаривает слова. На следующем этапе ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу и самостоятельно рассказывает стихотворение. Выучить стихотворение, опираясь на мнемотаблицу, можно за несколько дней.

Применение мнемотехники вызывает интерес у детей, ускоряет запоминание речевого материала, заставляет детей думать, развивает активность и самостоятельность.

Со старшими дошкольниками начала использовать интеллектуальные карты. Метод, основанный на наглядно-образном мышлении ребенка, развивает речевые навыки, активизирует память. Информация на интеллект-карте максимально визуализирована, ее можно охватить взглядом.

Суть метода интеллект-карт: вся информация по определенной тематике представляется в виде разноцветных рисунков и символов.

Правила составления интеллектуальных карт:

− лист бумаги располагается горизонтально;

− в центре листа выделяется главная идея (например, название темы «Семья»). Выделить тему можно рисунком, словом;

− используются разноцветные карандаши, ручки для отведения от центра (главной темы) линий (веток) для ключевого момента (подтемы);

− каждая мысль обводится своим цветом;

− каждое ответвление обозначается ключевым словом (слово, которое соответствует теме), фразой или картинкой;

− слова и фразы пишутся разборчиво печатными, заглавными буквами;

− используется большое количество различных рисунков и символов.

Применяю интеллект-карты для развития связной речи при составлении рассказа. Например, составляя рассказ о своей семье предлагаю детям интеллект-карту. В центре рисунок семьи. От центра ветки: надпись «Сколько человек в семье?», от нее картинки с изображением взрослых и детей (Сколько взрослых? Детей?). Следующая ветка: надпись «Как зовут?», от нее картинки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки. Еще одна ветка с надписью «Кем работает?», от нее картинки папы, мамы и т.д. Последняя ветка с надписью «Что делает дома?» и картинка с изображением всех членов семьи.

Используя интеллект-карту, ребенок последовательно и самостоятельно (на первых порах с помощью педагога) излагает мысли, учится отвечать на вопросы, расширяет словарь, совершенствует навык аналитического чтения. Если у ребенка речь развита на низком уровне, то ребенок может подбирать таблички-ответы на каждую ветку карты или записывать ответы печатными буквами.

На занятиях по развитию речи, ФЭМП, РСВ и ОП использую информационно-образовательных технологий (ИКТ).

Мультимедийные презентации создаю под конкретных детей, в соответствии с требованиями АООП дошкольного образования. В копилке учителя-дефектолога имеется картотека презентаций по всем лексическим темам с учетом возраста.

Игровыеобучающие программы, с использованием интерактивной доски, интерактивной песочницы, интерактивного стола позволяют мне создавать развивающее и увлекательное занятие. Каждый компьютер учителя- дефектолога дошкольного отделения оснащен играми на развитие всех сторон речи, систематизацию знаний.

«Игры со словами» — для накопления словаря, составления рассказов по серии картин;

«Смотри и говори» — для расширения предметного, глагольного словаря, словаря качеств;

«Шаг за шагом» — для развития связной речи, зрительного и слухового восприятия, для развития координации, математических представлений, представлений об окружающем мире, пространственных представлений, мышления;

тренажёр «Профессор Хиггинс» — использую при постановке, автоматизации звуков, развития слухового восприятия;

«Свойства предметов» — для закрепления словаря качеств, пространственных отношений между предметами, развития слухового восприятия;

«Цифра и счет» — накопление словаря числительных, согласование числительных с существительными, развитие слухового восприятия;

«Звуковой калейдоскоп», «Раз, два, три, говори», «Речевой экспресс» — для развития всех компонентов речи.

Применение ИКТ имеет ряд преимуществ перед классическим занятием. Анимации моделируют реальные жизненные ситуации и позволяют изучать свойства предметов. Картинки, которые мелькают на экране, притягивают внимание ребенка и позволяет сделать занятие эмоциональным, интересными, результативным.

Проведение мониторинга по развитию речи, ежедневные наблюдения за речевой практикой детей моей группы показали увеличение уровня речевого развития, ребята стали более активными в общении со сверстниками и взрослыми, принимают участие в интернет-конкурсах, в городских конкурсах в номинации «Выразительное чтение».

Таким образом, инновационные методы воздействия в деятельности учителя-дефектолога становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и слуха. Они помогают достижению успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Но нужно помнить, что инновационные технологии не заменяют традиционные средства обучения, а лишь расширяют их возможности.

Литература:

1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. — М., 1997.

2. Образовательный комплекс «Занятия для интерактивного стола»: методические рекомендации/Е. В. Зубкова и др. — Челябинск, 2016.

3. Пичугина И. И. Интерактивная песочница: методическое пособие — Челябинск, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, слуховое восприятие, проблема слуха, развитие, развитие речи, речевое развитие, речевой материал, дошкольное образование, дошкольное отделение.

Похожие статьи

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...

Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart

В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье представлен опыт использования педагогами МДОУ инновационных технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Данные технологии позволяют достичь гармоничного и всестороннего развития ребенка в различных видах деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Похожие статьи

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога

Статья посвящена внедрению в коррекционную работу учителя-дефектолога инновационных технологий, которые дают возможность улучшить качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано что инновационные технологии играют в образоват...

Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart

В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье представлен опыт использования педагогами МДОУ инновационных технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Данные технологии позволяют достичь гармоничного и всестороннего развития ребенка в различных видах деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Задать вопрос