Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий

Коррекционная дошкольная педагогика
21.12.2019
766
Поделиться
Библиографическое описание
Ожгибесова, Е. И. Развитие речи неслышащих дошкольников посредством инновационных технологий / Е. И. Ожгибесова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4717/.


Статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми с проблемами слуха.

В настоящее время количество детей с проблемами слуха увеличивается. Педагогу важно стимулировать речевую активность воспитанников. Применение инновационных педагогических технологий с неслышащими детьми в процессе развития речи помогает достижению успехов в преодолении речевых трудностей.

Ключевые слова: инновационная технология, мнемотехника, здоровьесберегающие технологии, интеллект-карта, информационно-коммуникативные технологии, неслышащие дети, развитие речи.

В настоящее время число детей с нарушениями слуха увеличивается. Поэтому одной из главных задач коррекционно-воспитательной работы дошкольного отделения является формирование речи у таких дошкольников. Так как от уровня развития коммуникативных умений воспитанников со слуховой депривацией зависит их успешное обучение в школе, их интеграция в общество.

Состояние речи неслышащих дошкольников разнообразно и зависит от ряда факторов:

− степени и срока снижения слуха. Чем больше потеря слуха, чем раньше наступило снижение слуха, тем сильнее страдает речь;

− наличия медико-педагогической помощи ребенку и семье. Чем раньше ребенок слухопротезирован, организована с ним коррекционная работа, включен в речевую среду, тем более успешно будет развиваться малыш;

− уровня психического и общего развития ребенка.

В основном дети, которые поступают в детский сад, имеют низкий уровень речевого развития: от полного отсутствия речи, голосовой реакции, знания небольшого количества слов, которые дети воспроизводят усеченно, в виде лепетных слов до владения короткой фразой с аграмматизмами. Понимание обращенной речи неслышащими детьми тоже нарушено: от полного ее непонимания до понимания речи в ситуации ограниченного наглядного выбора.

Поэтому мне, педагогу, работающему с детьми со сниженным слухом, важно любыми способами стимулировать речевую активность в процессе свободного общения и на занятиях. Всем известно, что если ребенок вовлечен и увлечен какой-то интересной деятельностью, то результат этой деятельности будет лучше. Реализуя ФГОС дошкольного образования, где важным является решение речевых задач через детскую деятельность, не подменяя ее учебной, педагог должен ориентироваться и уметь применять новые технологии речевого развития с неслышащими дошкольниками.

Инновационные педагогические технологии — это система методов, форм, способов, приёмов, которые ориентированы на развивающуюся личность ребенка.

При выборе технологии необходимо соблюдать ряд требований:

− организация речевого общения ребенка в разных видах деятельности с учетом его возраста, слуховых и речевых возможностей, индивидуальных особенностей;

− развитие коммуникативных умений;

− сохранение и укрепление здоровья ребенка;

− развитие личности ребенка;

− взаимосвязь познавательного и речевого развития детей.

С целью развития речи детей с проблемами слуха в своей практике, в качестве дополнения к традиционным методам, применяю инновационные:

− здоровьесберегающие технологии;

− мнемотехника;

− интеллект-карты;

− информационно-коммуникативные технологии.

Здоровьесберегающие технологии признаны сохранять и укреплять здоровье дошкольника.

Наукой доказана связь между развитием движений и формированием речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые характерны детям с недостатками слуха. Непосредственность и легкость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние на деятельность речевых органов, на речь. С этой целью во время НОД и в свободное время использую пальчиковые, подвижные игры, физминутки, фонетическую ритмику. Игры и физминутки подбираются мной к каждой лексической теме с учетом возраста и слухо-речевых возможностей детей. Закрепление текстового сопровождения и выполнение движений организуется в течение дня воспитателями и сурдопедагогом на протяжении 1–2 недель (зависит от периода работы над лексической темой).

Неслышащие дети информацию воспринимают с опорой на зрительный анализатор. Поэтому ребенку легче будет запомнить речевой материал, если он будет представлен графически: в виде картинок, схем, моделей.

Мнемотехника позволяет ребенку быстрее запомнить, удержать и воспроизвести стихотворение или рассказ. Суть технологии: каждое слово или словосочетаниезаменяется картинкой, зарисовкой, символом. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется ёлка, обозначения домашних — дом. Плохослышащими детям предлагаю готовые мнемодорожки, мнемотаблицы.

С детьми младшего дошкольного возраста использую мнемоквадраты. Это элемент мнемодорожки в виде несложного рисунка с определенной информацией. Например, для обозначения места обитания животного использую картинки «Лес», «Дом». При ответе на вопрос «Где живет кошка?» ребенок выбирает картинку с изображением дома и обозначает ее словесно, подбирает необходимую табличку.

Следующий этап — это работа с мнемодорожкой. Она представляет собой таблицу, состоящую из 4 и более квадратов, которые расположены линейно. С помощью мнемодорожек я учу детей составлять описательные рассказы об объектах по различным лексическим темам (животные, растения, посуда, мебель и тд). Мнемодорожки разрабатываю сама или адаптирую готовые. Например, при описании овоща детям предлагается следующая мнемодорожка: первый квадрат — изображение вопроса — назвать предмет; второй квадрат — ленточки с изображением цветов — назвать цвет предмета; третий квадрат — изображение разных по величине двух форм — назвать величину предмета; четвёртый квадрат — изображение геометрических форм — назвать форму предмета; пятый квадрат — изображение сада и огорода — где растёт. С увеличением объема знаний о предметах растет и количество мнемоквадратов в дорожке. С помощью мнемодорожки можно учить детей задавать вопросы к закрытой картинке, составлять загадку. Например, перед детьми закрытая картинка. Педагог предлагает детям отгадать, что на ней нарисовано. Дети, опираясь на мнемоквадраты, задают вопросы: «Это овощ? Это фрукт? Он желтый? Зеленый? Круглый? Растет в огороде? и т. д».

Мнемотаблица — схема, в которой весь текст зарисован схематично, служит дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Я использую их при работе обучению составления рассказа по картине по теме «Времена года» и по серии картин, для пересказа текстов, при заучивании стихотворений. Например, разучивая стихотворение с ребенком, я предлагаю ему план-схему, на которой каждое слово или словосочетание представлены в ячейке. Затем читаю стихотворение выразительно, потом читаю стих с опорой на таблицу. Тут же происходит отработка произношения трудных слов, работа над значением слова. Далее каждая строка стихотворения читается отдельно, ребенок повторяет, а потом договаривает слова. На следующем этапе ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу и самостоятельно рассказывает стихотворение. Выучить стихотворение, опираясь на мнемотаблицу, можно за несколько дней.

Применение мнемотехники вызывает интерес у детей, ускоряет запоминание речевого материала, заставляет детей думать, развивает активность и самостоятельность.

Со старшими дошкольниками начала использовать интеллектуальные карты. Метод, основанный на наглядно-образном мышлении ребенка, развивает речевые навыки, активизирует память. Информация на интеллект-карте максимально визуализирована, ее можно охватить взглядом.

Суть метода интеллект-карт: вся информация по определенной тематике представляется в виде разноцветных рисунков и символов.

Правила составления интеллектуальных карт:

− лист бумаги располагается горизонтально;

− в центре листа выделяется главная идея (например, название темы «Семья»). Выделить тему можно рисунком, словом;

− используются разноцветные карандаши, ручки для отведения от центра (главной темы) линий (веток) для ключевого момента (подтемы);

− каждая мысль обводится своим цветом;

− каждое ответвление обозначается ключевым словом (слово, которое соответствует теме), фразой или картинкой;

− слова и фразы пишутся разборчиво печатными, заглавными буквами;

− используется большое количество различных рисунков и символов.

Применяю интеллект-карты для развития связной речи при составлении рассказа. Например, составляя рассказ о своей семье предлагаю детям интеллект-карту. В центре рисунок семьи. От центра ветки: надпись «Сколько человек в семье?», от нее картинки с изображением взрослых и детей (Сколько взрослых? Детей?). Следующая ветка: надпись «Как зовут?», от нее картинки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки. Еще одна ветка с надписью «Кем работает?», от нее картинки папы, мамы и т.д. Последняя ветка с надписью «Что делает дома?» и картинка с изображением всех членов семьи.

Используя интеллект-карту, ребенок последовательно и самостоятельно (на первых порах с помощью педагога) излагает мысли, учится отвечать на вопросы, расширяет словарь, совершенствует навык аналитического чтения. Если у ребенка речь развита на низком уровне, то ребенок может подбирать таблички-ответы на каждую ветку карты или записывать ответы печатными буквами.

На занятиях по развитию речи, ФЭМП, РСВ и ОП использую информационно-образовательных технологий (ИКТ).

Мультимедийные презентации создаю под конкретных детей, в соответствии с требованиями АООП дошкольного образования. В копилке учителя-дефектолога имеется картотека презентаций по всем лексическим темам с учетом возраста.

Игровыеобучающие программы, с использованием интерактивной доски, интерактивной песочницы, интерактивного стола позволяют мне создавать развивающее и увлекательное занятие. Каждый компьютер учителя- дефектолога дошкольного отделения оснащен играми на развитие всех сторон речи, систематизацию знаний.

«Игры со словами» — для накопления словаря, составления рассказов по серии картин;

«Смотри и говори» — для расширения предметного, глагольного словаря, словаря качеств;

«Шаг за шагом» — для развития связной речи, зрительного и слухового восприятия, для развития координации, математических представлений, представлений об окружающем мире, пространственных представлений, мышления;

тренажёр «Профессор Хиггинс» — использую при постановке, автоматизации звуков, развития слухового восприятия;

«Свойства предметов» — для закрепления словаря качеств, пространственных отношений между предметами, развития слухового восприятия;

«Цифра и счет» — накопление словаря числительных, согласование числительных с существительными, развитие слухового восприятия;

«Звуковой калейдоскоп», «Раз, два, три, говори», «Речевой экспресс» — для развития всех компонентов речи.

Применение ИКТ имеет ряд преимуществ перед классическим занятием. Анимации моделируют реальные жизненные ситуации и позволяют изучать свойства предметов. Картинки, которые мелькают на экране, притягивают внимание ребенка и позволяет сделать занятие эмоциональным, интересными, результативным.

Проведение мониторинга по развитию речи, ежедневные наблюдения за речевой практикой детей моей группы показали увеличение уровня речевого развития, ребята стали более активными в общении со сверстниками и взрослыми, принимают участие в интернет-конкурсах, в городских конкурсах в номинации «Выразительное чтение».

Таким образом, инновационные методы воздействия в деятельности учителя-дефектолога становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и слуха. Они помогают достижению успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Но нужно помнить, что инновационные технологии не заменяют традиционные средства обучения, а лишь расширяют их возможности.

Литература:

1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. — М., 1997.

2. Образовательный комплекс «Занятия для интерактивного стола»: методические рекомендации/Е. В. Зубкова и др. — Челябинск, 2016.

3. Пичугина И. И. Интерактивная песочница: методическое пособие — Челябинск, 2016.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инновационная технология
мнемотехника
здоровьесберегающие технологии
интеллект-карта
информационно-коммуникативные технологии
неслышащие дети
развитие речи

Молодой учёный