Повышение мотивации к логопедическим занятиям у старших дошкольников с использованием ИКТ
Авторы: Касьянова Анжелика Валерьевна, Васильева Наталья Николаевна, Головина Евгения Борисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 5231 раз
Библиографическое описание:
Касьянова, А. В. Повышение мотивации к логопедическим занятиям у старших дошкольников с использованием ИКТ / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3654/ (дата обращения: 21.11.2024).
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
Практика работы ДОУ свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организацию образовательного процесса.
Современные ИКТ являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование ИКТ в системе образования. Современное общество активно создает новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети, и учителя-логопеды не должны оставаться в стороне.
Детям интересно все, что связано с компьютером. Т.о. повышается учебная мотивация, повышается речевая и познавательная активность ребенка на логопедических занятиях.
Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ в учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.
Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного материала — одна из веских причин задуматься об использовании компьютерных технологий.
Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.
Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.
Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников рекомендуется использовать готовые обучающие компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», а также можно создавать собственные программы и компьютерные разработки (презентации, видео-лекции, видео-уроки).
Применять ИКТ в работе учителя-логопеда можно при диагностике, на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, в работе с родителями, а также при обмене опытом с коллегами.
Вы спросите: на каких этапах работы учитель-логопед может вводить компьютер? Да, практически, на любых: на подготовительном этапе (узнавания речевых и неречевых звуков); на этапе формирования фонематического восприятия и развития фонематического слуха; на этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи (постановка, автоматизация и дифференциация звуков); на этапе формирования лексико — грамматического строя речи; на этапе развития связной речи.
Компьютер в полной мере может заменить магнитофон и зеркало, необходимые логопеду при коррекции звукопроизношения. Программа записи звука, микрофон и веб-камера заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к осознанным действиям (под руководством логопеда) по исправлению нарушенных звуков.
В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка в начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны речи. Давая малышу возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.
Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента («разминки для ума»). Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы.
В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть готовые ресурсы, и самостоятельно созданные материалы. Очень удобно создавать, а затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.
Физкультминутку для дошкольников тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (в виде любимых компьютерных героев или мультипликационных персонажей).
Использование ИКТ на логопедических занятиях повышает качество работы учителя-логопеда. Если материал представлен ярко, с опорой на разные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у детей затруднений. У ребенка повышается самооценка, он перестает бояться отвечать на занятиях, свободно общается в социуме.
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно и с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. с соблюдением СанПиНа:
Использование новых моделей компьютеров.
Занятия с использование компьютеров для детей 5–7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 минут.
Проводить гимнастику для глаз, во время работы на компьютере необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора на другие предметы каждые 1,5–2 минуты на несколько секунд.
На занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели и роста ребенка, достаточный уровень освещенности, экран монитора должен находиться на уровне глаз ребенка или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них.
Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух и более детей. Следовательно, использование компьютера на подгрупповых и фронтальных занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийной установки или большого телевизора.
Преимущества использования ИКТ в работе учителя-логопеда для ребенка:
Повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям.
Формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения.
Обучает некоторым элементарным действиям с компьютером.
Мы считаем, что использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов: например, мультимедийных презентаций, видео-уроков — предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немало важно для учителя-логопеда. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.
Также возможно использовать ИКТ, чтобы расширить осведомленность родителей в вопросах обучения и воспитания детей с недоразвитием речи. Подготовленные в виде мультимедийных презентаций материалы, можно предлагать родителям. Такой способ выполнения рекомендаций учителя-логопеда в процессе домашних занятий вызывает интерес и у детей, и у родителей.