Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения
Автор: Манжосова Светлана Павловна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 24.06.2016
Статья просмотрена: 506 раз
Библиографическое описание:
Манжосова, С. П. Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения / С. П. Манжосова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10783/ (дата обращения: 16.11.2024).
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании деятельностного подхода в обучении успешно решает главную задачу — достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. [1]
Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному.
Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио-, видео-, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. [5]
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников и младших школьников учителя-логопеды успешно используют обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно отражается на мотивации обучения, его результативности и, безусловно, ускоряет процесс коррекции устной и письменной речи. [6]
Преимущества информационно-коммуникационных технологий:
‒ Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме
‒ Повышается мотивация и интерес детей/учащихся к занятиям
‒ Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
‒ Значительно сокращается время на формирование умений и навыков
Психологические возможности ИКТ:
‒ Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
‒ Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
‒ Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
‒ Обучение детей навыкам самоконтроля
‒ Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи
Образовательные возможности ИКТ для детей:
‒ Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
‒ Возникает стремление исправить увиденную ошибку
‒ Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
‒ Осваивают модели коммуникации с героями компьютерной программы
‒ Обучаются элементарным действиям с компьютером
‒ Получают возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
‒ Незаметно переходят от игровой деятельности к учебной
‒ Повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память
‒ Сами видят результат своей работы [5]
Образовательные возможности ИКТ для педагога:
‒ Использование игровой формы обучения
‒ Системный и деятельностный подход в коррекции речи
‒ Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить уровень сложности и характер задания)
‒ Объективность — проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных
‒ Индивидуальный и образовательный маршрут — видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи коррекционной работы
‒ Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)
‒ Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности
Образовательные плюсы виспользовании ИКТ:
‒ Сокращается время работы с бумажными носителями
‒ Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям
‒ Возможность создания базы данных и медиатеки
‒ Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, вебинарах, форумах и обучения на курсах повышения квалификации
‒ Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой и учебной деятельности
‒ Визуализация акустических характеристик звуков
‒ Расширение спектра невербальных заданий
Уверены, что рациональное использование деятельностного метода обучения с применением современных ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом. В заключении позволим себе перечислить наших «верных помощников» — обучающие компьютерные программы:
‒ Компьютерная дидактическая игра — КДИ
‒ Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» — 142 [7]
‒ Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь — III» [2]
‒ «Игры для Тигры» [3]
‒ Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
‒ «Логозаврия», «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»
‒ «Баба Яга учится читать»…
Литература:
- Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — Москва — Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2012.
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47–55.
- Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. — Пермь, 2007.
- Митчелл, Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования /пер. с англ. И. С. Аникеева, Н. В. Борисовой. — Москва: Перспектива, 2011. — 138 с. — Библиогр.: с. 137–138. — ISBN 987–5-903263–28–8 (ООО «БЭСТ-принт»).
- Приступина, Л. В. Информационно-коммуникационные технологии как ресурс инклюзивной школы //Информатика и образование. — 2002. — № 10. — с. 23–25.
- http://logoburg.com/index.php
- www.delfam.ru
Похожие статьи
Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ
Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Применение мультимедийных средств в процессе обучения
В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...
Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников
Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...
Подготовка личности обучающегося к профессиональному и личностному самоопределению посредством психологического сопровождения в средней общеобразовательной школе
В статье представлен опыт психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников как системы подготовки личности старшеклассника к обоснованному выбору направлений будущего профильного образования, профессиональног...
Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду
В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...
Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД
Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...
Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий
Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
В статье рассматривается технология «Детский совет», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для ...
Похожие статьи
Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ
Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...
Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда
Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...
Применение мультимедийных средств в процессе обучения
В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...
Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников
Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...
Подготовка личности обучающегося к профессиональному и личностному самоопределению посредством психологического сопровождения в средней общеобразовательной школе
В статье представлен опыт психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников как системы подготовки личности старшеклассника к обоснованному выбору направлений будущего профильного образования, профессиональног...
Принципы создания психологически комфортной среды во время организации образовательной деятельности в детском саду
В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участ...
Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД
Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...
Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий
Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
В статье рассматривается технология «Детский совет», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, создает условия для ...