В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании деятельностного подхода в обучении успешно решает главную задачу — достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. [1]
Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному.
Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио-, видео-, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. [5]
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников и младших школьников учителя-логопеды успешно используют обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно отражается на мотивации обучения, его результативности и, безусловно, ускоряет процесс коррекции устной и письменной речи. [6]
Преимущества информационно-коммуникационных технологий:
‒ Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме
‒ Повышается мотивация и интерес детей/учащихся к занятиям
‒ Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
‒ Значительно сокращается время на формирование умений и навыков
Психологические возможности ИКТ:
‒ Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
‒ Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
‒ Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
‒ Обучение детей навыкам самоконтроля
‒ Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи
Образовательные возможности ИКТ для детей:
‒ Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
‒ Возникает стремление исправить увиденную ошибку
‒ Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
‒ Осваивают модели коммуникации с героями компьютерной программы
‒ Обучаются элементарным действиям с компьютером
‒ Получают возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
‒ Незаметно переходят от игровой деятельности к учебной
‒ Повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память
‒ Сами видят результат своей работы [5]
Образовательные возможности ИКТ для педагога:
‒ Использование игровой формы обучения
‒ Системный и деятельностный подход в коррекции речи
‒ Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить уровень сложности и характер задания)
‒ Объективность — проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных
‒ Индивидуальный и образовательный маршрут — видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи коррекционной работы
‒ Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)
‒ Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности
Образовательные плюсы виспользовании ИКТ:
‒ Сокращается время работы с бумажными носителями
‒ Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям
‒ Возможность создания базы данных и медиатеки
‒ Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, вебинарах, форумах и обучения на курсах повышения квалификации
‒ Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой и учебной деятельности
‒ Визуализация акустических характеристик звуков
‒ Расширение спектра невербальных заданий
Уверены, что рациональное использование деятельностного метода обучения с применением современных ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом. В заключении позволим себе перечислить наших «верных помощников» — обучающие компьютерные программы:
‒ Компьютерная дидактическая игра — КДИ
‒ Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» — 142 [7]
‒ Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь — III» [2]
‒ «Игры для Тигры» [3]
‒ Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
‒ «Логозаврия», «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»
‒ «Баба Яга учится читать»…
Литература:
- Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — Москва — Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2012.
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47–55.
- Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. — Пермь, 2007.
- Митчелл, Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования /пер. с англ. И. С. Аникеева, Н. В. Борисовой. — Москва: Перспектива, 2011. — 138 с. — Библиогр.: с. 137–138. — ISBN 987–5-903263–28–8 (ООО «БЭСТ-принт»).
- Приступина, Л. В. Информационно-коммуникационные технологии как ресурс инклюзивной школы //Информатика и образование. — 2002. — № 10. — с. 23–25.
- http://logoburg.com/index.php
- www.delfam.ru