Статья посвящена обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в игровой деятельности посредством метода параллельной имитации. В ней рассматриваются ключевые характеристики РАС. Автор учитывает индивидуальный подход к обучению детей с аутизмом и роли игры в их развитии. Параллельная имитация описывается как эффективный метод, который способствует снижению тревожности и поддержанию коммуникативных навыков. В статье изложены практические рекомендации для педагогов по организации игровой деятельности, подготовку условий и наблюдение за прогрессом ребёнка. Также обсуждаются методы оценки эффективности параллельной имитации.
Ключевые слова : расстройство аутистического спектра, параллельная имитация, игровая деятельность, индивидуальный подход, коммуникативные навыки, социализация, методы обучения, оценка прогресса.
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу сложных нейроразнообразных расстройств, которые влияют на социальное взаимодействие, коммуникацию и поведение детей. Они могут проявляться в различных формах и степенях тяжести, что делает индивидуальный подход к обучению особенно важным. Дети с РАС часто сталкиваются с трудностями в установлении контактов с окружающими, выражении эмоций и понимании социальных норм, что затрудняет их интеграцию в общество.
Игровая деятельность занимает ключевую роль в обучении и развитии детей с аутистическими расстройствами. Игра является естественной формой взаимодействия для детей и служит важным средством для освоения новых навыков, социализации и эмоционального развития. Через игру дети могут практиковать взаимодействие с другими, развивать свои когнитивные способности и укреплять эмоциональную связь с окружающими.
Описание характеристик РАС
Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушениями в трех основных областях: коммуникации, социальном взаимодействии и поведении.
– Особенности общения: дети с РАС могут испытывать трудности в вербальном и невербальном общении. У них часто наблюдаются задержки в развитии речи, а также трудности с пониманием и использованием языка в социальных контекстах. Некоторые дети могут не использовать жесты, мимику или другие невербальные средства общения. Это может затруднить их способность выражать эмоции, потребности и намерения.
– Социальное взаимодействие: дети с аутизмом могут иметь ограниченные навыки социального взаимодействия. Им может быть сложно устанавливать и поддерживать дружеские отношения, понимать социальные сигналы и реагировать на эмоции других людей.
– Ограниченные интересы и повторяющееся поведение: дети с РАС часто проявляют узкий круг интересов и могут увлекаться определенными темами или действиями. Эти интересы могут быть интенсивными и необычными по своей природе. Также характерно повторяющееся поведение, такое как повторение одних и тех же движений или фраз, что может служить способом регулирования чувств и эмоций.
Значение индивидуального подхода в обучении детей с РАС
Понимание уникальных потребностей и особенностей каждого ребёнка с РАС является основой для эффективного обучения. Индивидуальный подход позволяет педагогам разрабатывать адаптированные образовательные программы, учитывающие сильные стороны и интересы ребёнка. Это может включать:
– адаптацию методов обучения: использование различных стратегий, таких как визуальные подсказки, социальные истории и игровые методики, чтобы помочь детям лучше понимать и осваивать материал.
– создание поддерживающей среды: обеспечение безопасной и предсказуемой обстановки, в которой дети могут свободно экспериментировать и обучаться без страха перед ошибками.
– сотрудничество с родителями: включение семьи в процесс обучения, чтобы обеспечить единый подход к воспитанию и обучению дома и в детском саду.
Роль игры в развитии детей с РАС
Игровая деятельность является естественным и эффективным способом обучения для детей. Она предоставляет возможности для:
– исследования и экспериментов: дети могут экспериментировать с различными сценариями, предметами и ролями, что способствует их обучению через практический опыт.
– социализации: игра способствует взаимодействию с другими детьми, что позволяет развивать социальные навыки, такие как сотрудничество, умение слушать и поддерживать диалог.
– развития креативности: игра позволяет детям свободно выражать свои идеи, эмоции и фантазии, что важно для развития их воображения и креативности.
Игра имеет большое значение в развитии детей с РАС:
– когнитивные навыки: игровая деятельность помогает развивать мышление, внимание и память. Дети учатся решать задачи, делать выбор и находить альтернативные решения. Например, через ролевые игры они могут осваивать новые концепции и учиться применять их в жизни.
– социальные навыки: игра предоставляет возможность детям взаимодействовать с ровесниками, учиться понимать и учитывать чувства других. Они осваивают навыки совместного принятия решений, разрешения конфликтов и выражения своих эмоций.
– эмоциональные навыки: игровая деятельность способствует эмоциональному развитию, помогая детям распознавать и выражать свои чувства. Играя, дети сталкиваются с различными эмоциями, которые помогают им лучше понимать себя и окружающих.
Таким образом, игровая деятельность является не только источником удовольствия для детей, но и мощным инструментом для их всестороннего развития.
Параллельная имитация как метод обучения
Параллельная имитация — это метод обучения, при котором взрослый демонстрирует определенные действия или поведение, которые затем повторяет ребёнок. Этот метод основан на наблюдении и подражании и используется для того, чтобы помочь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) освоить новые навыки и улучшить социальные взаимодействия. Параллельная имитация может включать в себя как физическое копирование действий, так и эмоциональное подражание, что делает её универсальным инструментом для обучения.
Преимущества использования параллельной имитации для детей с РАС
– улучшение навыков общения: этот метод помогает детям учиться выражать свои мысли и чувства, улучшая их вербальные и невербальные навыки общения. Дети могут наблюдать за социальными взаимодействиями и учиться им, что способствует улучшению их социальных навыков.
– развитие саморегуляции: через параллельную имитацию дети учатся контролировать свои действия и реакции, что помогает им адаптироваться к различным социальным ситуациям.
Подводя итоги, можно отметить, что параллельная имитация является эффективным методом обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Этот метод помогает детям осваивать социальные навыки, улучшать коммуникацию и снижать уровень тревожности. Параллельная имитация также способствует развитию креативности и самостоятельности в игровой деятельности.
Литература:
- Григорьева, Н. И. Игровая терапия при аутизме: практическое руководство для специалистов. Санкт-Петербург: Питер. 2017 г.
- Калугина, Т. В. Аутизм и игровая деятельность: от теории к практике. Москва: Издательство МГППУ 2019 г.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. «Аутичный ребёнок: пути помощи». 34 Москва: Теревинф, 1997 г.
- Ньюмен С. «Игры и занятия с особым ребёнком». М.: Теревинф, 2016 г.
- Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: сборник упражнений для специалистов и родителей». Минск: Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», 1997 г.
- Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребёнком». 14 М.: Теревинф, 2017 г.