В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображения, памяти, кроме того, данная игра учит концентрации и умению в составлении стратегических планов.
Ключевые слова: интеллект, логическое мышление, наглядно — образное мышление, игра в шахматы, старшие дошкольники, внутренний план действий, действовать в уме, инновационная площадка, креативное мышление.
Дошкольное детство — небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Уже к 7 годам у дошкольников формируются умения совершать действия в уме, и шахматы являются идеальной моделью для успешного развития мыслительных способностей.
Игра в шахматы развивает наглядно — образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в дошкольном возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Являясь муниципальной инновационной площадкой, работающей по развитию индивидуальных способностей детей нами были выявлены воспитанники, проявляющие способности и заинтересованность игрой в шахматы. Развивая данное направление педагогами ДОО № 108 была разработана программа «Шахматы для дошколят» которая стала реализовываться в рамках дополнительных платных образовательных услуг не относящихся к основной деятельности, а педагогами старшего возраста реализовался проект «Шахматы и дети», в котором приняли участие воспитанники старшей и подготовительной группы, а так же их родители (законные представители). В рамках проекта в детском саду прошли совместные мастер-классы «Волшебная фигура», круглые столы для родителей, на которых они узнали много практической информации о шахматах, интеллектуальных возможностях данной игры для детей, и практические навыки игры, для закрепления с детьми дома.
Организация занятий шахматами в детском саду позволяет нам решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта — шахматам. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют детям истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Выдающийся российский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».
Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память, а это в свою очередь помогает педагогам и детям в приобретение навыка учебной деятельности. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников, а главное, все это можно и нужно реализовывать через игровую деятельность, которая занимает ведущую роль в развитии детей в нашей дошкольной организации.
Нужно, чтобы шахматы развивались по всей стране, сообщил президент России Владимир Путин и поэтому, обучение детей шахматам не может начинаться без серьезной подготовки кадров. Профессиональная подготовка в специальных центрах дополнительного образования (Персонал Ресурс, Институт развития образования Краснодарского края и т. д.) является фундаментом для реализации данного проекта, а самообразование педагогов, их желание и стремление дать детям как можно больше профессиональной, грамотной и достоверной информации является залогом успешности по данному направлению.
Развитие индивидуальных интеллектуальных способностей детей через игру в шахматы развивает не только детей, но и самих педагогов. Ведь только у инициативного, современного и внимательного педагога — воспитанники проявляют самостоятельность, креативное мышление и высокий уровень развития.
Литература:
- В. Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.
- Бардвик Т. Шахматы для детей — СПб.: Питер, 2011.
- Шахматные дебюты для детей / Н. М. Петрушина. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Трофимова А. «Шахматный учебник — сказка» — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2015.
- Костров В. В., Якиревич В. Е. «Шахматная тетрадь для детей и родителей» — Издательский дом «Литера», 2015.
- Сухин И. Г. волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. — М.: Новая школа, 1994.