Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 16.03.2019

Статья просмотрена: 451 раз

Библиографическое описание:

Сухобоченок, Л. Н. Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Сухобоченок, Е. А. Зимина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57294/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображения, памяти, кроме того, данная игра учит концентрации и умению в составлении стратегических планов.

Ключевые слова: интеллект, логическое мышление, наглядно — образное мышление, игра в шахматы, старшие дошкольники, внутренний план действий, действовать в уме, инновационная площадка, креативное мышление.

Дошкольное детство — небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Уже к 7 годам у дошкольников формируются умения совершать действия в уме, и шахматы являются идеальной моделью для успешного развития мыслительных способностей.

Игра в шахматы развивает наглядно — образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в дошкольном возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Являясь муниципальной инновационной площадкой, работающей по развитию индивидуальных способностей детей нами были выявлены воспитанники, проявляющие способности и заинтересованность игрой в шахматы. Развивая данное направление педагогами ДОО № 108 была разработана программа «Шахматы для дошколят» которая стала реализовываться в рамках дополнительных платных образовательных услуг не относящихся к основной деятельности, а педагогами старшего возраста реализовался проект «Шахматы и дети», в котором приняли участие воспитанники старшей и подготовительной группы, а так же их родители (законные представители). В рамках проекта в детском саду прошли совместные мастер-классы «Волшебная фигура», круглые столы для родителей, на которых они узнали много практической информации о шахматах, интеллектуальных возможностях данной игры для детей, и практические навыки игры, для закрепления с детьми дома.

Организация занятий шахматами в детском саду позволяет нам решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта — шахматам. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют детям истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Выдающийся российский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».

Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память, а это в свою очередь помогает педагогам и детям в приобретение навыка учебной деятельности. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников, а главное, все это можно и нужно реализовывать через игровую деятельность, которая занимает ведущую роль в развитии детей в нашей дошкольной организации.

Нужно, чтобы шахматы развивались по всей стране, сообщил президент России Владимир Путин и поэтому, обучение детей шахматам не может начинаться без серьезной подготовки кадров. Профессиональная подготовка в специальных центрах дополнительного образования (Персонал Ресурс, Институт развития образования Краснодарского края и т. д.) является фундаментом для реализации данного проекта, а самообразование педагогов, их желание и стремление дать детям как можно больше профессиональной, грамотной и достоверной информации является залогом успешности по данному направлению.

Развитие индивидуальных интеллектуальных способностей детей через игру в шахматы развивает не только детей, но и самих педагогов. Ведь только у инициативного, современного и внимательного педагога — воспитанники проявляют самостоятельность, креативное мышление и высокий уровень развития.

Литература:

  1. В. Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.
  2. Бардвик Т. Шахматы для детей — СПб.: Питер, 2011.
  3. Шахматные дебюты для детей / Н. М. Петрушина. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  4. Трофимова А. «Шахматный учебник — сказка» — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2015.
  5. Костров В. В., Якиревич В. Е. «Шахматная тетрадь для детей и родителей» — Издательский дом «Литера», 2015.
  6. Сухин И. Г. волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. — М.: Новая школа, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): шахматы, игра, ребенок, внутренний план действий, детский сад, креативное мышление, логическое мышление, удивительная игра.


Ключевые слова

интеллект, креативное мышление, старшие дошкольники, логическое мышление, внутренний план действий, наглядно — образное мышление, игра в шахматы, действовать в уме, инновационная площадка

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Похожие статьи

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль воспитателя в формировании и развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость креативности в современном обществе и важность создания творческой атмосферы в образовательном процесс...

Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования

В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Задать вопрос