Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 13.07.2022

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Анищенко, Е. А. Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы / Е. А. Анищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/423/93949/ (дата обращения: 17.12.2024).



На протяжении многих десятилетий в педагогической науке продолжает актуализироваться проблема формирования мыслительных операций у дошкольников. Нормальная психическая ситуация детского развития сопровождается когнитивной активностью. Желание ребёнка познавать мир, задавать вопросы и искать на них ответы говорят о здоровой психике.

Проблема развития мыслительных операций у дошкольников актуализируется в работах А. В. Запорожца, Е. Е. Кравцовой, Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселовой, П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной, Я. Н. Пономарева, З. А. Михайловой, В. Г. Гришина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

Некоторые отечественные исследователи полагают, что постижение детьми игр, содержащих правила, начинается в четыре года, а в старшем дошкольном возрасте данные игры встраиваются во всю систему их когнитивно-психического развития (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). Отметим, что в таком понимании большое значение имеют дидактические игры, которые являются средством обучения и развития познавательных способностей дошкольников.

Особенности поведения детей дошкольного возраста, их психофизиологические особенности, уровень и специфика развития мыслительных операций, уровень формирования произвольности (поведения, внимания) изучались такими учеными-психологами, как Д. Б. Эльконин, В. А. Крутецкий, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович. Их исследования доказывают, что технике и технологии мыслительных операций надо обучать.

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребёнка.

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Задача педагога — найти формы и методы, способствующие развитию мыслительных операций у детей. Я. Н. Пономарев, З. А. Михайлова, В. Г. Гришин считают важным средством развития мыслительных операций дошкольников обучение игре в шахматы. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство воспитания и обучения. Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность, но самое главное –способствует развитию мыслительных операций.

Исторический опыт подтверждает, что шахматы обладают развивающим потенциалом. Они способствуют развитию мыслительных операций у дошкольников. Игра учит детей думать, анализировать, просчитывать действия наперёд. У воспитанников дошкольного образовательного учреждения игра в шахматы формирует усидчивость, внимание и длительную концентрацию.

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровых ситуаций. Именно в игровой форме предлагается вводить детей в мир шахмат: знакомить с историей появления игры, просто и доходчиво рассказывать о шахматных фигурах и «волшебных» свойствах доски. Эффект игрового метода знакомства с шахматами велик. Ребёнок в игре не замечает, что его обучают, и постепенно заинтересовывается шахматами, и в обучении наступит уже новый этап — основы теории. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Такое положение вещей даёт все основания широко популяризировать игру среди воспитанников дошкольного возраста. Учитывая всеобщую мировую тенденцию включения игры «Шахматы» в дошкольную программу, вопрос о развитии мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством игры в «Шахматы» становится все более актуальным.

Шахматы — это игра, развивающая все мыслительные операции, она требует усидчивости, хорошей концентрации внимания и продумывания своих ходов и ходов противника.

Таким образом, анализ научных исследований учёных, педагогов и психологов, позволяет сделать вывод, что обучение игре в «Шахматы» в дошкольном возрасте может являться хорошим средством развития мыслительных операций детей дошкольного возраста.

Далее опишем исследование, которое было проведено нами в рамках педагогического опыта.

Был разработан цикл мероприятий, направленный на развитие мыслительных операций у детей 4–7 лет посредством обучения игре в шахматы:

— Перспективный план деятельности клуба «Шахматное королевство»;

— Сценарии развлечений: эстафет, викторин, праздников;

— Серия театральных миниатюр на шахматную тематику.

— Картотека дидактических игр по обучению игре в шахматы.

Заседания клуба проводились 1 раз в неделю во второй половине дня в групповой комнате или на прогулочном участке (в теплое время года). Длительность занятий составляла: 15 минут в средней группе, 20 минут в старшей группе и 25 минут в подготовительной группе. На заседаниях клуба дошкольники знакомились с историей возникновения игры, названиями фигур, их правильной расстановкой на шахматном поле, правилами хода и взятия фигур. Освоение игры в шахматы проводится последовательно, планомерно, от простой расстановки фигур к постепенному освоению сложных комбинаций.

Также была создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО: организован образовательный центр «Шахматы», где располагались шахматные доски, большие напольные шахматы, настенные шахматы на магнитах, наборы шахматных фигур. Также центр был наполнен книгами для дошкольников, которые способствовали развитию мыслительных операций, знакомству с игрой в шахматы с яркими и обучающими иллюстрациями: Сухин И. Г. «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет», Сухин И. Г. «Шахматы для самых маленьких», Петрушина Н. М. «Шахматный учебник для детей», Кайгородов Г. К. «Азбука шахмат в стихах и рисунках», Фоминых М. В. «Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках», Береславский Л. Я. «Шахматы для малышей». Нами были изготовлены фотоальбомы «Великие гроссмейстеры», «Шахматные фигуры и их история», «Портреты и детские истории чемпионов по шахматам». Каждая книга, поставленная в библиотеку, была представлена дошкольникам, прочитана вместе с ними, в дальнейшем дети могли просмотреть её самостоятельно. Также происходило знакомство и с фотоальбомами. Шахматный центр группы был пополнен видеофильмами, иллюстративным материалом.

Шахматы — это игра, развивающая все мыслительные операции, она требует усидчивости, хорошей концентрации внимания и продумывания своих ходов и ходов противника. В средней группе о полноценной игре в шахматы речи не шло. Дошкольникам было тяжело в силу своего возраста удержать своё внимание на шахматной доске, дети не только плохо запоминали правила самой игры в шахматы, но и не понимали необходимости беспрекословного их соблюдения. Поэтому на первом году обучения занятия проводились как подготовка к игре в шахматы. На протяжении нескольких занятий давалась одна и та же тема для того, чтобы дети смогли запомнить материал, повторить, хорошо закрепить. В большинстве своём преобладали творческие задания: слепить, нарисовать ту или иную фигуру Шахматного королевства. Данные упражнения способствовали тренировке памяти, развитию у детей воображения, фантазии, умения в реальном образе воплощать задуманное, помогали сформировать первоначальные знания о шахматных фигурах. Закрепляя определённую фигуру, дошкольники одновременно знакомились с правилами передвижения этой фигуры. Активно происходило изучение стихов о шахматных фигурах, разгадывание загадок, чтение фрагментов из подобранных книг о шахматах.

В старшейгруппе дошкольники уже были знакомы с понятиями: горизонталь, вертикаль, диагональ — происходило закрепление этих понятий. Вводились новые: шахматная нотация, шахматный алфавит, шахматная диаграмма.

Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. Дети знакомились с адресами полей, учились находить поле с нужным адресом. Для развития данного умения использовались игры «Почтальон», «Довези подарок», «Построй дом», «Снайпер», «Морской бой».

Чтобы детям было легче запомнить латинские буквы шахматного алфавита, которыми обозначены вертикали, использовалась простая детская считалка «Артисту Биму циркуль дали. Его фамилия Же Аш».

Шахматная диаграмма — графическое представление шахматной позиции, представляющее собой изображение шахматной доски с расставленными на ней фигурами и пешками.

Закреплялись продвижения фигур на шахматном поле. В игровой форме гораздо быстрее происходило освоение шахматной игры. Например, конь для понимания дошкольников наиболее сложная в освоении фигура. Он продвигается буквой «Г» на два поля назад или вперед, затем на одно поле вправо или влево. Для того, чтобы дошкольникам было проще запомнить ход коня, они про него говорят: «Прыг, скок — и в бок!».

Такие игровые действия производили со всеми фигурами. Рассказ о пешке-герое, которая превратилась в ферзя и преодолела все трудности, дал гораздо больше понимания дошкольникам, чем официальные правила.

В процессе обучения игре в шахматы дети решали несложные логические задачи на шахматных диаграммах, закрепляли и демонстрировали знания о данной игре. Для каждого ребёнка, который занимается шахматами, были заведены индивидуальные конверты, в них дети складывали на шахматных диаграммах выполненные задания. Изучая материал конвертов, педагог понимал, на каком этапе дети испытывают затруднения и далее проводил индивидуальную работу.

Удачной педагогической находкой для развития умения ориентировки на шахматной доске и запоминания адресов полей стал «Шахматный диктант». На практике использовалось два варианта этой игры. В первом варианте дети по инструкции воспитателя рисуют рисунок на шахматной доске. Например, педагог предлагает поставить точку на поле В3, провести прямую линию на поле G3, долее на поле Е6 и вернуться на поле B3. Таким образом, на доске получается рисунок. На начальном этапе это простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), постепенно задание усложняется: на доске у ребенка появляется уже, например, дом.

Эстафеты, викторины, соревнования способствовали закреплению пройденного материала. Периодичность их проведения составляла один раз в три месяца.

К подготовительной к группе у дошкольников наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Продолжает активно совершенствоваться детская речь. В этом возрасте детей успешно знакомили с теорией шахматной игры: три способа защиты от шаха, мат как цель игры в шахматы, виды мата и т. д. Проводилось закрепление знаний, полученных ранее, совершенствовались навыки игры.

Во время прогулки дети проявляли устойчивый интерес к настоящему шахматному полю с крупными фигурами. Игра заинтересовывала всех ребят и это, пожалуй, неудивительно, ведь помимо яркой разметки шахматного поля дети примеряли на себя роль короля своей собственной армии.

Активно использовались задания для самостоятельной деятельности: сочинение историй о шахматном войске, придумывание игр, изготовление плакатов, поделок, рисунков по теме «Шахматы».

К концу обучения дошкольники подготовительной к школе группы свободно ориентировались на шахматном поле, знали систему координат. Хорошо усвоили правила игры, научились ставить шах, детский мат, делать рокировку, решать элементарные задачи, с огромным удовольствием разыгрывали шахматные партии, организовывали стихийные шахматные турниры.

Таким образом, значения уровня развития мыслительных операций у дошкольников по окончании исследования выросли в разы, что позволяет сделать вывод об эффективности обучения игре в шахматы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Литература:

  1. Авербах, Ю.Л., Бейлин, М. А. Путешествие в шахматное королевство / Ю. Л. Авербах, М. А. Бейлин — М.: Бюро Горбунова, 2018.
  2. Береславский, Л. Я. Шахматы для малышей / Л. Я. Береяславский — М.: АСТ, 2016. — 128 с.
  3. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л. А. Венгер. — М.: Пресс-центр, 2006. — 269 с.
  4. Сухин, И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин — М.: Новая школа, 1994.
  5. Сухин, И.Г. «Шахматы» / И. Г. Сухин — М.: АСТ, 2017. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): шахматы, игра, ребенок, дошкольный возраст, дошкольник, операция, фигура, шахматная доска, развитие, шахматный пол.


Похожие статьи

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы

Похожие статьи

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

Игра в шахматы как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы

Задать вопрос